Великое ханжество Литовское: "демократические" метаморфозы калийного транзита

© Sputnik / Андрей Александров / Перейти в фотобанкКлайпедский морской порт
Клайпедский морской порт - Sputnik Беларусь, 1920, 09.02.2023
Подписаться
Желание литовских властей выслужиться перед США так велико, что они готовы пожертвовать даже экономикой своей страны, отмечает колумнист Sputnik Николай Левчук.
Токсичное поведение литовского руководства по отношению к Беларуси, связанное с применением западных санкций, указывает на Литву как страну с ограниченным суверенитетом. В то время как объем грузоперевозок через другие страны Балтии – Латвию и Эстонию стремительно растет, Литва подсчитывает убытки от блокировки транзита белорусского калия.

Скудеет рука Скуодиса

В начале февраля исполнился год, как Беларусь ввела против литовского транзита вынужденные ответные санкции. Минск отказался обеспечивать перевозку по железной дороге нефтепродуктов и удобрений, погруженных на станциях в Литве. Речь идет о более чем полутора миллионах тонн в год стоимостью более миллиарда долларов.
По сути, это был год полноценной санкционной войны между странами, которым географически предначертано выстраивать добрососедские отношения. Так он и было до поры до времени, пока литовское руководство не стало во всей красе демонстрировать проамериканские корни своей "легитимности". В итоге не срослось.
О том, что поведение политического класса Литвы иррационально и даже сюрреалистично свидетельствуют его попытки по примеру Моськи лаять на китайского слона. Введенные Литвой экономические санкции против Китая выглядят донельзя смешно, особенно с учетом того, что литовская политическая элита представляет их чуть ли не как акт гражданского героизма, проявляемого, невзирая на экономический ущерб своей же стране. Как известно, Китай предпринял ответные меры.
Зная, как литовский "героизм" рушит добрососедские отношения с Беларусью, смеяться все же не приходится. Да и учитывая ограниченный суверенитет Литвы, не стоит удивляться токсичному поведению проамериканской соседки. Удивление вызывает лишь то, что в самой Литве чиновники удивляются экономическим потерям от санкций против Беларуси. Это довольно анекдотично, особенно на фоне многочисленных предупреждений заинтересованных игроков рынка.
Потери Клайпедского морского порта стали результатом отказа от перегрузки удобрений из Беларуси, посетовал в эфире литовской радиостанции Žinių radijas министр коммуникаций и транспорта Марюс Скуодис. По его оценкам, перевалка грузов в Клайпедском порту за прошлый год сократилась на 21%. Скуодис отмечает, что самые большие потери связаны с международными санкциями, из-за которых Литва отказалась переваливать белорусские удобрения.
Еще одной причиной падения для Клайпеды стал рост цен на природный газ и аммониак. Из-за этого пришлось поставить на паузу работу завода по производству фосфорных удобрений Lifosa в городе Кедайняй, что тоже сказалось на загрузке порта. Но у министра иностранных дел Литвы Ландсбергиса нет другой заботы, кроме как призывать страны ЕС высылать послов России, и вводить больше санкций. Как будто от этого будет лучше работать промышленность Литвы, а рука Скуодиса не оскудеет. Вильнюс подчеркивает, что политический эффект от санкций для него важнее, чем финансовые потери.
>>> Похоронная команда Давосского форума: реквием по мировой экономике

В Риге и Таллинне, но не при Сталине

В августе прошлого года стало известно, что белорусская сторона лишилась доли в терминале Клайпедского порта, поскольку Литва произвела экспроприацию собственности белорусского предприятия в Клайпеде. Проще говоря, отняла. Видно, что бывшие партийные работники типа Дали Грибаускайте, до сих пор задающие тон в политике Литве, хорошо знали труды Ленина, особенно с учетом того, что госпожа Грибаускайте преподавала в Высшей партийной школе.
Владелец крупнейшего предприятия на территории Клайпедского морского порта – терминала BKT Игорь Удовицкий замечает, что объем грузоперевозок через Латвию и Эстонию стремительно растет – на десятки процентов в год. Финская инфраструктура задыхается от переизбытка транзитных грузов, на железной дороге Финляндии не хватает локомотивов, чтобы выполнять все заявки на перевозки. Литва же грузы теряет. Теряет еще быстрее, чем эти грузы растут в соседних странах.
Почему? Задается вопросом Удовицкий. Причин много, все субъективные. Вот одна из них на конкретном примере. Есть очень хороший стабильный грузопоток из Казахстана. В Литву эти грузы везут казахстанские машины, а она затем отправляет их в США. Но с 1 февраля Литва прекратила выдачу для Казахстана разрешений на въезд машин. Полностью. Абсолютно. При этом Латвия выдает эти разрешения в любом объеме безо всяких ограничений. В итоге литовские грузы переместились в Рижский порт.
"Я много лет в логистике. Того, что творится сейчас в Литве с транзитной политикой, не было никогда. Она практически уничтожена, эта бедная наша транзитная политика. То, что создавалось десятки лет – уничтожено в один момент", – сетует Удовицикий. Он же обращает внимание на то, что 20.09.2022 Еврокомиссия издала разъяснение по ряду вопросов, связанных с исполнением европейских санкций, в том числе, относящихся к категории "удобрения".
Вот текст оригинальный текст пояснения: "...Союз привержен недопущению того, чтобы его санкции влияли на продовольственную и энергетическую безопасность третьих стран во всем мире, в частности наименее развитых странах. В свете этого обязательства, которое четко изложено в пунктах 11 и 12 Регламента 2022/1269 Совета, передача третьим странам некоторых товаров, перечисленных в Приложениях XXI и XXII, должна быть разрешена "для борьбы с отсутствием продовольственной и энергетической безопасности во всем мире" и "во избежание любых потенциальных негативных последствий" в третьих странах.
Это относится к передаче третьим странам, а также к финансированию или финансовой помощи, связанной с такой передачей, осуществляемой операторами ЕС или через территорию ЕС (в том числе транзитом) следующих товаров: – Удобрения..."

Гримасы ограниченного суверенитета

Еврокомиссия черным по белому указывает на то, что калийные удобрения – в списке продуктов, для которых разрешен свободный транзит через территорию ЕС. Получается, Литва, блокируя транзит калийных удобрений из Беларуси, нарушает законодательство ЕС, а попутно США, где есть аналогичная мотивировка.
Это или непроходимая глупость, или разрушительный умысел, и у столь деструктивного поведения Литвы есть корпоративные мотивы, исходя из которых даже собственные законы ни по чем. Таковы гримасы ограниченного суверенитета.
Напрасно министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис злорадствует по поводу дефицита российского бюджета. Пусть лучше обратит внимание на то, что в литовской экономике дела идут не лучшим образом. По некоторым данным, в 2022 году уровень инфляции в Литве составил 21,7%, продовольственной инфляции – 34,7%. Безработица достигла 8,9%, а среди молодежи – 11,4%. С учетом того, что Литва только в прошлом году потратила около 660 млн евро на закупку вооружений для киевского режима, в 2023-м ее бюджет сверстан с дефицитом 4,9% ВВП. При этом литовский сейм утвердил военный бюджет в размере 3% ВВП.
16 декабря 2022 года в ходе визита в Вашингтон министр обороны Литвы Арвидас Анушаускас по итогам переговоров со своим американским коллегой Ллойдом Остином подписал контракт на покупку у США 8 мобильных реактивных систем залпового огня HIMARS с боеприпасами на сумму S495 млн, что стало самой дорогой в истории страны закупкой для нужд литовской армии. Комплексы поставят в Литву в 2025 году.
В марте 2022 года стало известно, что в Литву будут поставлены американские ракеты Javelin, пусковые установки и другое оборудование примерно на $40 млн. В декабре 2022 года минобороны Литвы начало масштабные закупки американских боевых беспилотников Switchblade 600.
Список можно продолжать. За последние несколько лет литовцы только у немцев приобрели вооружения на миллиард евро, но при этом не забывают стричь собственных овец. Так, Минфин Литвы предложил передать ожидаемую сверхприбыль коммерческих банков страны на военные нужды. Литовские чиновники считают, что подобная экспроприация без повышения военных расходов как водка без пива – деньги на ветер. Это многое объясняет и в отношении блокировки белорусского калийного транзита – таково Великое княжество, простите, ханжество Литовское. Желание руководства Литвы выслужиться перед США столь велико, что оно готово разорить не только "какой-то там" порт в Клайпеде, но и экономику своей страны.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Запах серы: как эмбарго на нефтепродукты ударит по европейским потребителям
Долг платежом опасен: почему кризис в Европе стал приветом из лихих 90-х
Звездные войны: полетное задание для российско-белорусского спутника
Лента новостей
0