Casus belli, польская угроза и вызовы для Беларуси: интервью Александра Вольфовича

© Sputnik / Виктор ТолочкоАлександр Вольфович
Александр Вольфович - Sputnik Беларусь, 1920, 30.12.2022
Подписаться на
НовостиTelegram
Эксклюзив
Узнали у госсекретаря Совета Безопасности Беларуси Александра Вольфовича, где находятся "красные" линии, переход за которые будет означать силовой ответ со стороны республики.
– Александр Григорьевич, насколько эффективной показала себя практика информирования трудовых коллективов крупных предприятий о складывающейся геополитической обстановке в формате собраний? Получали ли вы обратную связь от участников таких мероприятий, что волнует сегодня людей?
– По поручению Главы государства вместе с руководителями силового блока – Министерства обороны, КГБ, Госпогранкомитета, а также Министерства экономики мы побывали в различных регионах страны, чтобы донести напрямую до людей объективную информацию о военно-политической обстановке в мире и ее влиянии на Беларусь. Встречались с представителями трудовых коллективов, органов госуправления, военнослужащими. Несмотря на обилие информационных ресурсов, социальных сетей и телеграм-каналов, такой формат общения становится все более востребован. Согласитесь, очень важно получать информацию, как говорится, из первых уст. Не пытаться разобраться где правда, а где ложь, перечитывая безликие аккаунты социальных сетей и вымышленные псевдосенсации.
Безусловно, мы почувствовали и обратную связь, вопросы всегда были от жизни. Наших граждан интересовала обстановка в белорусском приграничье, информация о наращивании военной активности в сопредельных странах, планы оппонентов на белорусском направлении. Мы рассказывали о предпринимаемых мерах для нейтрализации этих вызовов и угроз национальной безопасности. Особенно беспокоило людей военное противостояние на территории Украины, которая стала разменной монетой в борьбе коллективного Запада за "счастливую и богатую" жизнь, перспективы урегулирования конфликта. Живой отклик у участников мероприятий нашли мирные инициативы по деэскалации обстановки, помощи братскому украинскому народу, которые неоднократно предлагало руководство нашей страны.
Присутствовавшие на этих встречах представители центральных и региональных СМИ рассказывали о них на своих информационных площадках, тем самым существенно увеличивая охват аудитории.
– Есть ли для Беларуси "красные линии", переход за которые украинскими военными будет означать силовой ответ со стороны Беларуси?
– Сразу хотелось бы отметить, что Республика Беларусь проводит миролюбивую политику, закрепленную на высшем конституционном уровне. У нас принята и действует прозрачная и понятная для всех оборонительная доктрина. В то же время, как гласит известная мудрость: "Хочешь мира – готовься к войне".
На текущий момент обстановка на границе остается напряженной, отмечается наращивание интенсивности разведывательных мероприятий, в том числе с применением БПЛА с заходом на нашу территорию. Киев любыми путями стремится спровоцировать региональный конфликт. Украинской стороне недостаточно войны на своей территории. Примером тому недавний инцидент с уничтожением украинской ракеты С-300. Причину ее прилета на нашу территорию мы выясним. Но гарантии того, что она залетела к нам случайно, крайне мало. По всей видимости, здесь реализуется чей-то замысел.
Мы прекрасно понимаем, кто стоит за столь безответственными действиями. Но, уверен, подобные провокационные попытки искусственно сформировать casus belli (повод для войны) безуспешны.
В ходе Послания белорусскому народу и Национальному собранию "красные линии" в отношении с нашими соседями были четко обозначены. Мы внимательно отслеживаем обстановку у границ, в прикрытии которых задействованы воинские части из состава сил немедленного реагирования белорусской армии. Государственным секретариатом Совета Безопасности проведена проверка их боеготовности. Буквально недавно эти вопросы стали предметом самого пристального внимания Президента Беларуси на расширенном совещании с руководителями силового блока. Могу с полной уверенностью сказать, мы способны ответить на любые вызовы и угрозы и, поверьте, мало не покажется…
– Как вы оцениваете происходящее в Польше в военном и политическом отношении? Остаются ли у этого государства геополитические амбиции, связанные с возможными территориальными притязаниями к соседним государствам и пересмотром границ, сложившихся по итогам Второй мировой войны?
– Для нагнетания военно-политической ситуации вокруг Украины США активно используют своих сателлитов. И в первых рядах стоят Польша и страны Балтии. Очевидно, своим участием эти страны пытаются завуалировать внутриполитические и реальные социально-экономические проблемы, в том числе связанные с провалами в миграционной и санкционной политике. Дополнительно у Польши имеется ряд чувствительных проблем в отношениях с Евросоюзом, которые она хочет нивелировать за счет своей агрессивной внешней политики в отношении России и Беларуси.
© Sputnik / Виктор ТолочкоГосударственный секретарь Совбеза Александр Вольфович
Государственный секретарь Совбеза Александр Вольфович - Sputnik Беларусь, 1920, 30.12.2022
Государственный секретарь Совбеза Александр Вольфович
В этих условиях все более отчетливо прослеживается нарастание геополитических амбиций Польши, вплоть до претензий на якобы исконно польские западные территории Украины. О намерении реализовать соответствующие устремления свидетельствует целый ряд косвенных признаков.
Одними из них являются ранее озвученные Варшавой планы ввода на Украину так называемого миротворческого контингента. Не получив в этом поддержки НАТО, в настоящее время Польша пытается узаконить службу своих граждан в ВСУ без получения соответствующего разрешения польского Минобороны, исключив ранее предусмотренную за это уголовную ответственность. Соответствующий законопроект внесен в сейм Польши буквально в декабре.

Следует отметить, что сейчас тысячи поляков участвуют в боевых действиях на Украине в качестве наемников. Согласно опубликованным в СМИ польским данным, с начала специальной военной операции на Украине погибло свыше 1,2 тыс. поляков, несколько тысяч человек получили ранения.

Очевидно, что масштабируя таким образом свое участие в украинском конфликте, Варшава преследует собственные далеко идущие геополитические планы, рассматривая потенциальную возможность ввода своих солдат на территорию Западной Украины.
Польское правительство хочет пойти еще дальше. Намереваясь увеличить свой военный бюджет до 3% ВВП, оно приступило к реализации грандиозной программы закупок боевой техники и оружия в США и Южной Корее. Высокопоставленный натовский руководитель недавно заявил, что альянс должен задуматься о перспективе создания Польшей самой мощной армии в Европе. Вам не кажется, что в истории ХХ века это уже было? И чем это закончилось вы тоже, наверное, помните.
Хочется надеяться, что в НАТО еще остались ответственные эксперты и руководители, которые продолжают трезво мыслить на этот счет, остерегаясь поощрять подобные шаги, которые неизбежно приведут к трансформации вооруженного конфликта на Украине в региональную войну.
Несмотря на крайне сложную военно-политическую обстановку, Варшава демонстрирует нежелание и неготовность обсуждать возникающие проблемы региональной безопасности. Уровень эскалации напряженности уже превзошел здравый смысл. Об этом наглядно свидетельствует и возведение посреди Беловежской пущи пятиметрового ограждения протяженностью более 100 километров, которое стало причиной гибели многих обитателей реликтового леса. Пострадали и краснокнижные зубры, которым не объяснишь, почему на путях их исторических троп вдруг появились смертоносные преграды. С сентября 2021 года из-за "польской колючки" погибло свыше 40 диких животных, началась деградация земель, старовозрастных широколиственных и черноольховых лесов. По оценкам экологов, функционирование металлического ограждения на белорусско-польской границе может иметь необратимые последствия для пущи как уникального объекта ЮНЕСКО. Неспроста сами поляки назвали этот забор "памятником человеческой глупости".
Впрочем, что говорить о животных, глядя на бесчеловечное отношение наших соседей к людям. Буквально 20 декабря в результате действий польской стороны в приграничье отмечен очередной факт гибели мигранта. Незаконные действия Польши по силовому выдворению беженцев на территорию Беларуси неоднократно привлекали внимание международных организаций. Недавно Хельсинский фонд по правам человека (г. Варшава) заявил о разработке для сотрудников польской пограничной охраны памятки, в том числе предостерегающей пограничников от выполнения незаконных приказов по силовому выдворению иностранцев через границу.
– Глобальное военное стратегическое противостояние между США и Россией, США и Китаем: каково в нем место Беларуси?
Масштабное геополитическое противостояние между основными центрами силы – США, с одной стороны, а также Россией и Китаем, с другой – спровоцировало новый мощный виток милитаризации европейского и азиатского регионов, формированию нового водораздела между Востоком и Западом.
На фоне продолжающегося экономического роста Китая и серьезной заявки России на безусловный учет ее интересов в сфере глобальной и региональной безопасности США активизировали противодействие обоим "системным конкурентам", активно используя при этом своих партнеров и сателлитов. К слову, в октябре текущего года США утверждены новые стратегии национальной безопасности и национальной обороны. В документах прямо указано, что "Россия представляет угрозу международному миру", а также "является источником сбоев и нестабильности в глобальном масштабе". Китай, в свою очередь, рассматривается как "наиболее серьезный геополитический вызов" для США.
Москва и Пекин на текущем этапе в целом эффективно выступают против доминанты Вашингтона, но кардинально изменить баланс сил пока не удается.
Россия и Китай являются нашими традиционными стратегическими партнерами, с которыми налажено динамичное сотрудничество практически по всем направлениям.
В отношении России наша страна сохраняет приверженность идее строительства Союзного государства. Продолжается формирование единого оборонного пространства, принята общая военная доктрина, ведется совместное военное планирование, функционируют региональная группировка войск и единая система ПВО. Осуществляется дальнейшее укрепление экономической интеграции и производственной кооперации, совместное преодоление санкционных барьеров. Новые вызовы, как это не парадоксально, формируют основу для ускорения взаимовыгодного сотрудничества, реального импортозамещения, укрепления независимости Беларуси и России от деструктивной политики недружественных стран.
Беспрецедентно высокий уровень взаимовыгодного сотрудничества достигнут и с китайской стороной. В августе 2021 года наши отношения получили статус "Железного братства, образцового всестороннего стратегического сотрудничества и всепогодного партнерства". Мы дорожим отношениями с этим великим государством, поскольку нас объединяют общность принципов внутренней и внешней политики, совпадение взглядов по ключевым вопросам мировой повестки. Китай последовательно оказывает поддержку белорусским инициативам в международных организациях. Особое внимание уделяется эффективной реализации китайской инициативы "Пояса и пути".
Беларусь намерена продолжать активную работу с союзниками и партнерами в интересах оздоровления международных отношений. Одновременно мы открыты для сотрудничества со всеми странами, которые готовы к уважительному диалогу.
– Украинский опыт показал неоднозначность в вопросах создания и использования сил территориальной обороны путем практически бесконтрольной раздачи стрелкового оружия населению. Учитывается ли этот опыт при формировании сил территориальной обороны в Беларуси? И в целом, как вы оцениваете готовность белорусов в случае агрессии защищать свою землю с оружием в руках?
– Безусловно, и такой опыт учитывается. Но не думаю, что это пример адекватного реагирования. На Украине решение о бесконтрольной раздаче стрелкового оружия населению было принято скорее от безысходности и некомпетентности руководства, неготовности системы обеспечения национальной безопасности к новым вызовам.
Мы не первый год занимаемся вопросами формирования территориальной обороны и, поверьте, многому научились за это время. Внимательно анализируем события, происходящие в соседней стране. Делаем выводы.
На плановой основе проводятся учения войск территориальной обороны, сборы военнообязанных, в ходе которых на практике отрабатываются вопросы взаимодействия, развертывания, материально-технического обеспечения и т.д. На уровне глав регионов имеется полное понимание важности этой работы.
А что касается готовности белорусов в случае агрессии защищать свою землю с оружием в руках, приведу лишь один пример. Как вы знаете, в этом году военными комиссариатами проведена сверка учетных данных военнообязанных. Уточнена информация в отношении более 95% человек. Все они прибыли в военкоматы без какого-либо принуждения. Этот факт наглядно свидетельствуют не только о высокой гражданской ответственности наших граждан, но и об их готовности защищать свое Отечество, свои семьи.
– Насколько успешно продвигается создание региональной группировки войск Союзного государства? Можно ли рассчитывать на то, что эта группировка является адекватным фактором сдерживания по отношению к воинским контингентам, которые наращиваются в соседних странах, прежде всего, в Польше?
– Первое, на что хочу обратить внимание – Региональная группировка войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации создана давно и имеет исключительно оборонительные цели. Это один из факторов защиты от тех угроз, которые могут исходить сегодня для нашей национальной безопасности.
Развертывание группировки на территории Беларуси идет по ранее утвержденному плану. На сегодняшний день она достаточна и адекватна складывающейся обстановке. Безусловно, в зависимости от динамики ситуации будут приниматься соответствующие решения о дальнейшем ее наращивании в том составе, который гарантировано остудит любые "горячие головы".
– Есть ли необходимость в дополнительном пересмотре Межгосударственного соглашения о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере от 19 декабря 1997 года? Или тех дополнений и изменений, которые в него недавно внесли, будет достаточно для поддержания мира в зоне ответственности совместной региональной группировки?
– Это базовое соглашение, которое определяет состав Региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации, порядок ее создания и всестороннего обеспечения, а в последующем – организацию управления ею на всех этапах.
Дополнения и изменения, которые внесены в действующее соглашение в начале декабря во время встречи глав военных ведомств двух стран позволяют создавать любую по составу и численности группировку войск адекватно складывающейся обстановке. Проведена кропотливая экспертная работа профильных специалистов оборонных ведомств Беларуси и России, юристов.
Все остальные вопросы в действующем соглашении о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере детально проработаны и в нынешней ситуации не требуют пересмотра или дополнительных корректировок.
– Сохранились ли какие-либо механизмы взаимного сдерживания и контроля безопасности в Европе? И как вы оцениваете эффективность ОБСЕ как института, который был призван эту безопасность обеспечивать, но пока с этой задачей не справляется?
– В настоящее время продолжается намеренное разрушение всей архитектуры международной безопасности. Сложившаяся ситуация стала следствием реализуемой десятилетиями Вашингтоном и его союзниками политики преследования своих интересов за счет ущемления прав других стран. В целях наращивания военной силы коллективный Запад целенаправленно ведет поэтапный демонтаж существующей системы контроля над вооружениями. Западные государства сознательно игнорируют достигнутый после распада Советского Союза взаимовыгодный баланс интересов в области безопасности на европейском континенте.
Сначала союзники Вашингтона не приняли Адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе, который должен был ликвидировать "серые зоны" после вступления в НАТО стран Балтии. Затем были отвергнуты основополагающие принципы Будапештского меморандума – соглашения о гарантиях безопасности отказавшихся от ядерного оружия постсоветских стран. Далее последовал разрыв Вашингтоном под совершенно надуманными предлогами Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и выход из Договора по открытому небу. Все эти шаги создали бесконтрольные возможности для Запада начать новую гонку вооружений, целью которой должно стать достижение гарантированного военно-технического превосходства стран НАТО над любым государством мира. Сегодня они этого уже не скрывают.
Страны Запада с 2004 года намеренно наращивали военное присутствие у белорусских границ, а с 2020 года фактически перестали ответственно следовать положениям Венского документа ОБСЕ 2011 года и двусторонним соглашениям по дополнительным мерам доверия и безопасности, чем окончательно разрушили европейский мирный диалог.
Беларусь в рамках ОБСЕ неоднократно высказывала обеспокоенность в связи с наращиванием странами – членами НАТО военного потенциала у наших границ. Контроль вывода войск предлагалось осуществлять в рамках мероприятий по верификации.
Для стимулирования мирного политического процесса на различных международных площадках Президентом Республики Беларусь был выдвинут ряд крупных инициатив для перезапуска диалога по вопросам европейской безопасности ("Хельсинки-2"). Белорусская сторона всегда оставалась привержена международным обязательствам, даже в условиях, когда ведущие страны из них выходили. Однако данные дипломатические усилия Беларуси были проигнорированы. Россия также постоянно стремилась спасти ситуацию. Ее предложения по заключению всеобъемлющего Договора о европейской безопасности, а также инициативы по обеспечению стратегической стабильности были отвергнуты США и НАТО.
Украинские события стали одним из наиболее ярких примеров агрессивной политики США, Великобритании и стран-членов ЕС. Это прямое следствие кризиса доверия, дискредитации и нивелирования авторитета таких важнейших источников мира и безопасности как ООН и ОБСЕ, обесценивания международных договоров и соглашений в области контроля над вооружениями.
В текущих военно-политических условиях Беларусь выступает за построение справедливой архитектуры международной и европейской безопасности, которая учитывала бы интересы всех ее участников, основана на нормах и принципах международного права, многовековых традициях добрососедства и взаимовыгодного диалога, уважении и равенстве сторон. На это в частности направлено и принятое 23 ноября 2022 г. по инициативе белорусской стороны заявление глав МИД ОДКБ об укреплении архитектуры международной и региональной безопасности и контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения.
– В каком направлении происходит обновление Концепции национальной безопасности?
– Разработанный по поручению Главы государства проект Концепции национальной безопасности обновлен практически на 70%. При этом сохранена преемственность к существующему стратегическому документу. Новая Концепция дополняет его и развивает основные положения во всех сферах безопасности. Скорректированы понятия национальной безопасности, источника угрозы и угрозы. Впервые даны определения риска и вызова, что позволит более эффективно оценивать состояние национальной безопасности, а также принимать упреждающие меры реагирования.
Учтены в документе и реалии современного мира, в которых нам приходится отстаивать свой суверенитет и независимость. В перечень стратегических национальных интересов впервые включены новые положения о необходимости всемерной защиты народа Беларуси как уникальной исторической общности и единственного источника государственной власти.
Концептуальное закрепление получили такие национальные интересы, как благополучие и процветание, социальная ответственность граждан, а не только государства и другие. Отражена в документе и новая сфера национальной безопасности – биологическая. Важная роль отведена функционированию системы обеспечения национальной безопасности в рамках антикризисного реагирования.
При этом мы опирались на поддержку научно-экспертного сообщества, представителей Национальной академии наук, ведущих вузов, научно-исследовательских учреждений, "фабрик мысли". В результатев Концепции удалось отразить ключевые достижения отечественной фундаментальной и прикладной научной мысли за более чем десятилетний период.
Проект Концепции согласован всеми государственными органами, в настоящее время документ подготовлен для внесения на заседание Совета Безопасности, в ходе которого Главе государства будет доложено о результатах проделанной работы. А финальным этапом в соответствии с Конституцией станет рассмотрение обновленной Концепции Всебелорусским народным собранием.
– Александр Григорьевич, наша встреча проходит в преддверии новогодних праздников. Что пожелаете нашим читателям?
– Прежде всего, крепкого здоровья, счастья и благополучия. Сегодня как никогда важен мир, спокойствие и согласие на белорусской земле.
Наша общая заслуга, что в Беларуси создана надежная система обеспечения национальной безопасности. Особая благодарность за это людям в погонах, которые крепят обороноспособность страны, обеспечивают неприкосновенность ее рубежей, оберегают порядок на улицах наших городов. Они и в эти праздничные дни на боевом посту.
Пусть в наступающем Новом году сбудутся ваши мечты, а удача сопутствует во всех делах и начинаниях! Берегите своих родных и близких.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
Выстроить надежную оборону: Путин поздравил Лукашенко с Новым годом
Комендатура Минска провела мероприятия по переводу на военное время
Для борьбы с диверсантами: спецотряд "Рысь" появился в Беларуси
Лента новостей
0