Беларусь и Узбекистан организуют "Агроэкспресс" – что это значит?

© Sputnik / Михаил ГоленковКонтейнеры, архивное фото
Контейнеры, архивное фото - Sputnik Беларусь, 1920, 16.09.2022
Подписаться
Новый проект двух стран может заинтересовать не только крупных, но также средних и малых предпринимателей.
В ходе саммита ШОС, проходящего в Самарканде, в рамках двухсторонней встречи президенты Беларуси и Узбекистана – Александр Лукашенко и Шавкат Мирзиеев – договорились организовать проект по ускоренной доставке продовольствия ("Агроэкспресс") между двумя странами.
О подробностях проекта, потенциальных преимуществах для стран-участниц и возможных сроках его "запуска" между Беларусью и Узбекистаном корреспондент Sputnik Вадим Павлов узнал у организаторов "Агроэкспресса".

Что такое "Агроэкспресс"?

Проект, организованный в конце 2019 года АО "РЖД Логистика" (РЖДЛ) и АО "Российский экспортный центр" (РЭЦ), был направлен на поддержку российского экспорта продукции агропромышленного комплекса (АПК) в Китай и другие страны Азии.
Как рассказали Sputnik в РЖДЛ, "Агроэкспресс" предусматривает комплекс мер практической поддержки экспортеров, включая оптимизацию маршрутов и ценообразования на перевозки ускоренными контейнерными поездами, согласование на международном уровне "зеленых коридоров" на предмет требований таможенных, ветеринарных и фитосанитарных органов, цифровизацию перевозочных процессов и компенсации затрат экспортеров через систему "Одно окно".
В рамках этого проекта организовано регулярное движение контейнерных поездов с замороженной и охлажденной продукцией АПК. Помимо прямых железнодорожных маршрутов предлагаются также и мультимодальные (ж/д + море) через порты Дальнего Востока.
Если изначально "Агроэкспресс" был ориентирован в основном на поставки в Китай, то впоследствии его география начала расширяться. К проекту присоединились Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан.
В связи с масштабированием на пространство ЕАЭС начал реализовываться интеграционный проект "Евразийский агроэкспресс" (координатор проекта – АНО "Евразийская Агрологистика").

Что такое "Евразийский агроэкспресс"?

Как отмечают в РЖДЛ, данный проект направлен на развитие взаимных поставок и экспорта производителей сельхозпродукции государств-членов ЕАЭС (плюс Узбекистан) в Китай, Вьетнам и другие страны Центральной и Юго-Восточной Азии.
"Проект уже показал свою востребованность со стороны экспортеров и импортеров, и потенциал его развития высок. В частности, он позволит нарастить объемы поставок сельхозпродукции государств-членов ЕАЭС в КНР в объеме до 500 тыс. тонн в среднесрочной перспективе, и до 1 млн тонн в год к 2030-2035 годам", - отмечают в компании.
"Агрологистический коридор между странами ЕАЭС и Узбекистаном является одним из перспективных внешнеторговых маршрутов с точки зрения организации канала экспорта/импорта продукции АПК высокой степени передела из стран ЕАЭС на рынки стран Центральной Азии и в обратном направлении", - рассказала Sputnik генеральный директор АНО "Евразийская Агрологистика" Алевтина Кириллова.
Значение совместного проекта, по ее словам, усиливается в контексте новых вызовов по обеспечению продовольственной безопасности стран-участниц ЕАЭС (и стран-наблюдателей) - с учетом сложностей, вызванных беспрецедентным санкционным давлением.

Чем проект интересен Беларуси и Узбекистану?

"Запуск нового маршрута между Беларусью и Узбекистаном позволит белорусским производителям мясо-молочной и масложировой продукции, крупным агрохолдингам-участникам проекта освоить новые рынки поставок своих товаров на рынки Узбекистана и сопредельных стран. В то же время узбекистанским производителям свежей плодоовощной продукции, орехов, сухофруктов и иной продовольственной продукции проект позволит насытить белорусский рынок агротоварами высокого спроса, поставляя товар точно в сроки и при полном сохранении качества продукции", - отмечает Алевтина Кириллова.
По ее словам, сейчас консолидируется грузовая база для запуска полносоставного поезда из Узбекистана до конца текущего года, с дальнейшим выходом на регулярные сервисы по маршрутам с участием центрально-азиатских стран.
"Скорость доставки продукции ж/д транспортом по обозначенному коридору в полносоставной модели перевозок составляет 6-7 дней. Это сопоставимо со скоростью доставки автотранспортом, но при этом организация прямого ж/д маршрута позволит предоставить экспортерам качественный и надежный логистический сервис с неразрывностью "холодовой цепи" и минимизацией потерь продукции, а также обеспечить ритмичность поставок с высокой скоростью оформления товаров", - отмечает она.
Как отмечают в РЖДЛ, одним из важных преимуществ проекта является то, что он рассчитан не только на крупных производителей сельхозпродукции.
"Возможность отправления одиночных контейнеров в составе контейнерных поездов открывает также перспективы для представителей малого и среднего бизнеса. Организация импорта и обеспечение обратной загрузки дает существенный экономический эффект для всех участников проекта, положительно сказывается на объемах международного товарооборота и открывает для экспортеров новые рынки сбыта", - рассказали Sputnik в компании.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Беларусь и Китай будут сотрудничать в сфере электронной торговли
Лукашенко: попытки Запада установить порядок в мире привели к кризису
Россия поддерживает вступление Беларуси в ШОС – Путин
Лента новостей
0