Ни машин, ни страховки: что с фурами, которые отняли у белорусов на Украине
18:08 31.05.2022 (обновлено: 12:34 04.08.2023)
© SputnikОчередь из фур на пункте пропуска "Козловичи" в Бресте
© Sputnik
Подписаться
Владельцы фирм, чьи фуры не смогли покинуть территорию Украины после начала спецоперации РФ в Донбассе, теперь подсчитывают убытки и пытаются узнать, смогут ли они получить страховые выплаты.
ГРОДНО, 31 мая – Sputnik, Инна Гришук. Белорусские перевозчики, чьи фуры 24 февраля оказались на территории Украины, не смогли выехать из страны и были изъяты без объяснения причин вместе с товарами, рассказали, смогли ли они вернуть машины и осталась ли у них такая надежда.
Особенно после того, как Верховная рада Украины инициировала закон о конфискации белорусской собственности. Оказалось, что в положительный исход дела не верит никто, а белорусские перевозчики ждут, когда завершится расследование уголовного дела, и надеются, что смогут получить страховые выплаты за отнятый украинцами транспорт.
Уголовное дело о разбое
"Мои фуры на Украине никто не конфисковал, это был грабеж. Конфискация – это когда все делается по закону, когда на руки дают бумагу, ссылаются на документ, согласно которому забирают машину и груз. Наши машины под этот закон не попадут, у нас их просто силой отняли. И мы знаем, что фуры и товары не пошли ни в пользу государства, ни в пользу армии", – говорит представитель одной из транспортных фирм в Гродно Александр.
Мужчина показывает один из видеороликов, в котором видно, где и в каких условиях хранятся грузы, которые силой отнимали у белорусов на украинской границе. Ролик снят украинскими активистами, переполненные склады с товарами из белорусских фур они обнаружили в приграничных районах.
"Товары – шины, монтажная пена, аккумуляторы, гранулированный пластик, все в огромных количествах хранилось на частном складе. О каких нуждах армии нам говорят? А сколько таких складов не обнаружено? В нашей ситуации сразу было понятно, что даже на все фуры искали покупателей, при водителях тщательно фотографировали машины", – добавляет собеседник.
Он и десятки других представителей белорусских транспортных компаний, чьи машины не выпустили из Украины после 24 февраля, уже в марте написали заявление в милицию, было возбуждено уголовное дело.
По словам Александра, дело завели по части 3 статьи 207 Уголовного кодекса Беларуси – разбой с целью завладения имуществом в особо крупном размере.
"Я знаю, что таких, как мы, много, все дела были объединены в одно, расследуются в центральном СК. Пока новостей, как продвигается расследование, у нас нет", – отметил мужчина.
Забрали фуру и прицеп ценой 140 тысяч евро
Сергей из Речицы одним из последних вернулся в Беларусь с Украины, заявление о том, что у него силой отняли груженую деревом фуру, писал в начале апреля, до этого – полтора месяца жил в машине недалеко от границы и до последнего верил, что ему разрешат выехать в Венгрию. Мужчина 20 лет копил деньги на собственную фуру, купил ее в 2019 году, частично взял кредит и только недавно погасил его. Фура и прицеп стоили 140 тысяч евро.
"В феврале и марте на украинско-венгерской границе переход не закрывался, фуры возили грузы как в Украину, так и в обратном направлении. Запрещалось выезжать с Украины только машинам на российских и белорусских номерах", – вспоминает Сергей.
Он сравнил, что в это же время в Беларуси и в России ничего подобного не происходило, украинские тягачи уезжали в сторону Европы без риска потерять транспорт или грузы.
"Знаю, что в Беларуси ни одного украинского водителя не задержали, наоборот помогали быстрее пересечь границу, кому-то даже финансово помогали. Нам же на Украине никто даже безопасность не гарантировал. Местные периодически ходили и усмехались, мол, скоро белорусов заставят окопы копать", – говорит собеседник.
Мужчина отметил, что его случай расследуется в рамках уголовного дела и квалифицируется по ч. 3 ст. 207 УК.
"Я полностью согласен, это был настоящий вооруженный грабеж. Машина была на стоянке, ко мне приехали люди с автоматами, на форме было написано полиция, но удостоверений они не показывали, не представлялись. Такую форму можно где угодно достать. Я отказался уезжать без машины, объяснял, что это моя собственная фура, 20 лет собирал деньги, чтобы ее купить. Ответ был такой: хочешь или нет, посадим в машину и увезем. Забрали ключи, документы, никаких бумаг об изъятии не дали", – вспоминает Сергей и добавляет:
"У меня просто слов нет. Я простой работяга, далекий от политики. А у меня в один миг забирают все и говорят, что это так и надо, потому что я из Беларуси, а не потому, что были законные основания".
Надежды вернуть фуры не было и нет
Собеседники обратили внимание, что на момент, когда у них на Украине забирали груженые машины, в стране не действовали законодательные акты, согласно которым это можно было делать.
"Фуры у белорусских водителей забирали в марте, у кого-то в апреле, а закон о принудительном изъятии собственности белорусов в Украине Рада принимает только сейчас. На каком основании они действовали тогда?", – задается вопросом Алексей.
Водитель Сергей добавляет, что ни у него, ни у коллег с самого начала надежды, что удастся вернуть авто, было мало.
"Разве что власть на Украине поменяется, и у руля будут адекватные люди, которые понимают, что нельзя себя вести, как бандиты на большой дороге", – в сердцах говорит мужчина, отмечая, что даже если такое и произойдет, машины не будут в прежнем техническом состоянии.
"Недели две назад мне попалось фото, где была моя фура и прицеп, уже кое-что с них сняли, на прицепе точно не было номеров, на фуре – неизвестно, потому что на фото не было видно", – рассказал мужчина.
Получить страховку не могут
Сейчас у представителей транспортных компаний одна надежда, что им удастся получить страховые выплаты. Кто-то из собеседников агентства уже получил предварительный отказ, кто-то еще ведет переписку со страховщиками.
"Мы отправляли досудебную претензию страховой, ответ пока не пришел, но в устной беседе нам сказали, что ответ не в нашу пользу. Оснований не знаю, что-то говорят, мол, на Украине военное положение или еще что-то. То есть сразу страховку не хотят платить", – рассказал представитель минской транспортной компании Вадим.
О том, что страховая отказывается делать выплаты, рассказали и другие перевозчики.
"Мои страховщики тоже не хотят ничего выплачивать. Если они выплатят страховую сумму, это покроет частично мои затраты. У меня была новая машина. Машины у меня нет с апреля, но я продолжаю платить страховой ежемесячные платежи за нее – 380 евро в месяц", – отметил Сергей.
Еще одному перевозчику страховая компания сообщила, что даже если и будут какие-то выплаты, то только после того, как завершится расследование уголовного дела. Возможно, вопрос о выплате компенсаций будет решаться на государственном уровне.
"Уголовное дело может расследоваться год или больше. Хотелось бы, чтобы вопрос со страховыми выплатами решился раньше. Многие фирмы понесли большие убытки. Кто-то две машины потерял, а кто-то и шесть, все хотят получить компенсацию как можно быстрее", – говорят пострадавшие водители.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Лукашенко: спецслужбы освободили белорусских дальнобойщиков на Украине
Почти месяц не могли уехать: белорусские железнодорожники вернулись с Украины
МИД: тела двух погибших на Украине белорусских дальнобойщиков доставлены в Беларусь