Валютный бумеранг: зачем Западу дефолт по своим же обязательствам

© Sputnik / Павел Лисицын / Перейти в фотобанкМонета номиналом один рубль и банкнота достоинством в один доллар США
Монета номиналом один рубль и банкнота достоинством в один доллар США - Sputnik Беларусь, 1920, 18.04.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Если Россия пойдет тем же путем, что и Беларусь, то сможет нанести ощутимый удар по позициям доллара и евро, которые становятся крайне токсичными в системе союзной экономики.
Приостановка со стороны Беларуси платежей иностранным резидентам недружественных стран стала зеркальным ответом на новый пакет европейских санкций, объявленных 9 марта. Кроме прочего, он включает запрет на поставку в страну банкнот евро и блокирование для Нацбанка операций по управлению резервами или активами, номинированными в евро.
В отношении России архитекторы санкций пошли еще дальше, заблокировав активы Центробанка и российского бизнеса на сумму порядка $400 млрд, что является не только крупнейшим воровством, но и может трактоваться как дефолт Запада в отношении своих же обязательств. Это развязывает руки для ответных мер.

Токсичность доллара

На фоне такого дефолта выполнение как Россией, так и Беларусью своих долговых обязательств перед Западом тоже теряет смысл. Как отмечается в официальном пояснении, подписанный 7 апреля президентом Беларуси указ №137 "Об исполнительных документах" направлен на защиту национальных субъектов хозяйствования от списания с их счетов средств по требованиям резидентов иностранных государств, совершающих в отношении белорусских юридических или физических лиц недружественные действия.
Если Россия пойдет тем же путем, что и Беларусь, то сможет нанести ощутимый удар по позициям доллара и евро, которые становятся крайне токсичными в системе союзной экономики.
Формулировка указа белорусского президента предполагает приостановку исполнения исполнительных документов, вынесенных в пользу резидентов недружественных стран. Для банков и иных финансовых организаций вводится обязанность отказывать в приеме подаваемых этими резидентами самостоятельно платежных требований по исполнительным документам без акцепта плательщика.
Утвержденный соответствующим постановлением правительства перечень недружественных юрисдикций включает Австралийский Союз, государства – члены Европейского союза, Канаду, Лихтенштейн, Норвегию, Новую Зеландию, Албанию, Исландию, Республику Северная Македония, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Черногорию, Швейцарскую Конфедерацию.
Юридическая мотивация приостановки платежей экономическим субъектам таких стран связана с невыполнением условий соответствующих договоров, которые они расторгают в результате объявленных санкций.
Пример такой ситуации привел на прошлой неделе в ходе совещания с представителями системы ЖКХ президент Беларуси Александр Лукашенко. Он напомнил, что многие объекты ЖКХ должен был прокредитовать Европейский банк реконструкции и развития. Но после закрытия своего представительства в Беларуси он отказался выполнять ранее взятые на себя финансовые обязательства.
"Кой-какие начали кредитовать, а потом бросили", – заявил глава государства и недвусмысленно резюмировал: "Не дай Бог, кто-то из вас начнет рассчитываться по долгам с этими банками. Они не выполнили условия договора – до свидания, пока не вернутся к выполнению этих договоров".

Пожарная сирена

Блокирование для Нацбанка операций по управлению резервами или активами в результате европейских санкций является фактической заморозкой номинированных в евро валютных резервов страны. Это – удар по финансовым операциям с ЕС и даже не сигнал, а пожарная сирена, возвещающая о необходимости решительной девалютизации, которая сейчас идет полным ходом в системе взаиморасчетов в ЕАЭС, с Китаем и другими торговыми партнерами, а также с западными странами.
По определению Нацбанка, валютные резервы страны состоят из высоколиквидных иностранных активов в свободно конвертируемой валюте, российских рублях и китайских юанях и включают наличную иностранную валюту и прочие средства платежа. Какая доля этих средств заблокирована ЕС, не сообщается. Исходя из данных открытых источников, можно предположить, что это до полумиллиарда евро.
Чтобы смягчить действие валютных ограничений, 14 марта был издан указ президента № 93 "О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики", разрешающий платежи в рублях "недружественным" иностранным кредиторам.
Официальный комментарий к указу гласит, что к недружественным мерам в отношении Республики Беларусь со стороны иностранных кредиторов относится введение ограничений, сопровождающихся приостановкой финансирования и реализации проекта и (или) отсутствием технической возможности проведения расчетов в иностранной валюте. Это касается проектов, реализуемых на территории Республики Беларусь с привлечением средств внешних государственных займов.
По таким займам, государственным ценным бумагам, размещенным на внешних финансовых рынках, Министерство финансов, банки-агенты и иные юридические лица по решению Совета Министров Республики Беларусь (его президиума), оформленному в виде постановления Совета Министров Республики Беларусь, вправе осуществлять исполнение обязательств в белорусских рублях.
Указом №93 предусмотрен и целый ряд других ответных мер на недружественные действия зарубежных государств. Например, правительство вправе вводить сбор за досрочное расторжение кредитных договоров, договоров займа (ссуды), иных аналогичных договоров, а также договоров аренды (финансовой аренды (лизинга)).
Согласно пояснению oнлайн-сервиса ilex.by, введение сбора возможно, когда досрочное расторжение договора инициировано лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юрлиц и (или) физлиц.

Деактивация активов

Правительство вправе вводить и устанавливать размеры законной неустойки за досрочное расторжение кредитных договоров, договоров займа, безвозмездного пользования (ссуды), договоров аренды, в том числе финансовой аренды (лизинга). Эта мера может быть применена, если досрочное расторжение договора инициировано лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц.
Расчет в белорусских рублях возможен при двух условиях. Во-первых, когда в отношении Беларуси приняты недружественные меры со стороны иностранных кредиторов, связанные с введением ограничительных мер, в том числе по проектам, реализуемым на территории Беларуси с привлечением средств внешних государственных займов. Во-вторых, когда меры сопровождаются приостановкой финансирования и реализации проекта и (или) отсутствием технической возможности проведения расчетов в валюте.
Тогда Совмин вправе разрешать Минфину, банкам-агентам и иным юрлицам осуществлять исполнение обязательств по внешним государственным займам, государственным ценным бумагам, размещенным на внешних финансовых рынках, в белорусских рублях. Обязательства, исполненные в белорусских рублях, в таком случае признаются исполненными надлежащим образом.
В России введены аналогичные меры, предполагающие исполнение внешних обязательств в рублях. Но Беларусь пошла дальше, реализуя юридические основания неисполнения внешних долговых обязательств ввиду применяемых против нее незаконных санкций.
Россия могла бы взять на вооружение пример такой решительности. Если она симметрично ответит Западу, то хотя бы частично компенсирует свои санкционные потери, а они немалые.
Судя по всему, у Запада больше нет запаса прочности, чтобы играть на повышение, и на этом его антироссийский азарт будет исчерпан. Если уж развод, так бить всю посуду без остатка – тем более прозрачными будут условия перезагрузки отношений.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
>>> Больше актуальной информации – в Telegram-канале Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Эксперты оценили шансы рубля стать резервной валютой
Нацбанк объяснил причины роста инфляции на 16% за год
Как в Беларуси получить деньги из-за рубежа?
Лента новостей
0