Придется закрываться: что будет с ценами на автозапчасти в Беларуси?
© Sputnik / Станислав ЛобатыйАвторынок
© Sputnik / Станислав Лобатый
Подписаться
В условиях кризиса стать счастливым обладателем новенькой иномарки в Беларуси становится все сложнее, а значит, вскоре спрос на подержанные автозапчасти вырастет. Оно и логично: продлить жизнь своей "ласточке" новыми запчастями не получится – дорого и дефицитно.
Вслед за санкциями, которые поставили под вопрос поставки моторных масел в республику, сильно выросли цены на автозапчасти. Даже бэушные стартеры, генераторы, глушители и прочие "железяки", которые всегда были доступны любому автомобилисту, оказались под угрозой исчезновения с рынка. Неужели тоже дефицит?
Sputnik отправился на крупнейший авторынок страны и узнал, почем нынче продают запчасти, есть ли они в наличии и покупает ли их кто-то в принципе.
Поставок нет
Авторазборка рынка "Малиновка" переживает не лучшие времена. Пару лет назад по павильонам автошрота метались сотни покупателей, теперь их единицы. Впрочем, если детали суперэксклюзивные, найти их тоже вряд ли удастся. А про цены и вовсе заикаться не стоит – в последнее время они солидно подросли.
Виталий работает на рынке с 90-х – сначала как ипэшник, затем в компании "Автопривоз". Он помнит времена, когда многие продавцы получали за автозапчасти огромную выручку, а за дешевым товаром ездили в Европу. Сейчас поставок из европейских стран нет, а ехать за ними самостоятельно – бессмысленно, уверяет собеседник.
"Если ехать в Италию – а именно там можно найти одновременно и хорошие, и недорогие запчасти - 1000 евро нужно только на бензин. А если мотор не возьмешь, за который можно неплохо выручить, то и ехать нечего", - поясняет он.
По словам продавца, запчасти стало труднее привезти из Европы после того, как в Беларуси изменилась таможенная политика. Если раньше нужно было платить за ввезенные в страну запчасти (не важно, в каком количестве), как за один груз, то теперь – поштучно.
"Затишье, товара нет, но продолжаем работать. Народ ходит – покупает мало. Спрашивают даже такие бэушные запчасти, которые находились в обращении не один десяток лет", - описывает текущую ситуацию на рынке Виталий.
"Автопривоз", который до недавнего времени был одним из самых крупных игроков на бэушном рынке автозапчастей, решил и вовсе закрыть все павильоны на рынке – из-за вконец упавшего спроса, рассказывает собеседник.
© Sputnik / Станислав ЛобатыйВскоре авторынок в Малиновке, во всяком случае его уличная часть, где продают запчасти б/у, может быть и вовсе закрыт, отмечает один из продавцов.
Вскоре авторынок в Малиновке, во всяком случае его уличная часть, где продают запчасти б/у, может быть и вовсе закрыт, отмечает один из продавцов.
© Sputnik / Станислав Лобатый
"Мы выезжаем отсюда, останемся только на складах", - говорит он. И добавляет: рынок разваливается прямо на глазах. Дефицит и запчастей, и покупателей.
Приходят только за эксклюзивом
По словам другого продавца, который также давно работает в Малиновке, покупатели в основном приходят за дефицитными товарами, без которых машина не поедет, и их можно дорого продать.
"Некоторые отдаем даже дешевле, учитывая нынешний курс доллара. Допустим, запчасть стоит 300 долларов, отдаем за 220. Иногда продаем просто чтобы продать. Покупатели – в основном белорусы, постоянные клиенты, россиян мало стало", - констатирует мужчина.
Он утверждает, что работать на рынке, несмотря на кризис, остаются многие. Главное в этом деле – трудолюбие и желание.
"Но себе в убыток тоже не хочется торговать. Рассчитываю, что скоро все будет хорошо", - продолжает продавец автошрота.
Наверное, придется закрываться
Михаил, который торгует стартерами и генераторами, раньше продавал по 20 позиций в день. Сейчас повезет, если хоть один клиент купит хоть что-то.
"Одна категория продавцов возит товар из Европы, вторая – покупает и продает в Беларуси, третья, как я, продает то, что давно залежалось. У меня последние четыре дня не было ни одной продажи. А нужно платить аренду за помещение – 240 рублей в месяц. Это не считая налогов и прочих трат на обслуживание товара. В общем, приходится сводить концы с концами", - подтверждает он.
Другой продавец справедливо замечает: вскоре авторынок в Малиновке, во всяком случае его уличная часть, где продают запчасти б/у и прочий металлолом, может быть и вовсе закрыт.
"Проще зайти на "бампер" (специализированная интернет-площадка – Sputnik), и там все купить. За последние две недели вообще никого не было – тяжеловато. Что будет дальше? Наверное, закрываться придется", - говорит мужчина.
© Sputnik / Станислав ЛобатыйПокупатели в основном приходят за дефицитными товарами, без которых машина не поедет, и их можно дорого продать.
Покупатели в основном приходят за дефицитными товарами, без которых машина не поедет, и их можно дорого продать.
© Sputnik / Станислав Лобатый
А что с маслом?
Моторные масла – пожалуй, один из самых чувствительных товаров к экономическим санкциям. А после ухода некоторых нефтяных компаний из России и Беларуси (например, Shell )– еще вскоре и самых дефицитных.
Поставщики заявляют: спрос на масла вырос, а потому производители, не мудрствуя лукаво, решили задрать ценник. К примеру, пятилитровик среднестатистического бренда подорожал на 30-40 рублей. И чтобы обновить масло (это нужно делать каждые 10 тысяч километров пробега в зависимости от мотора), например, в Mercedes-Benz ML W164, нужно две пятилитровые канистры. Отдать за них по нынешним расценкам придется минимум 300 рублей.
Продавец авторынка Александр отмечает: с завозом масел дела идут не очень, а по некоторым брендам поставки вовсе прекратились.
"Германия, Франция, Италия, Финляндия и Нидерланды отказались поставлять в Беларусь и Россию масла на правительственном уровне. Бельгия еще немного поставляет. Плюс логистика подорожала на 45%. То, что масла не подешевеют больше, это уже абсолютно точно", - заявляет он.
Гаражи вместо СТО
Эксперты предполагают, что из-за дефицита запчастей (в основном – новых) многие автомобилисты откажутся от услуг специализированных станций техобслуживания.
"СТОшники, конечно, в шоке от того, как поставщики резко взвинтили цены. Рынок сейчас страхуется от того, чтобы не оказаться без наличия товара вообще. Поэтому если люди покупают по 200 рублей или по 300, то зачем занижать? Если они будут продавать по 60 рублей или дешевле, завтра останемся без товара", - считает автоэксперт, главный редактор и учредитель газеты "Автодайджест" Анатолий Шевченко.
По его словам, такой проблемы по наличию на рынке бэушных материалов, как на новые, пока нет. Другой момент – из-за высоких цен на запчасти подскочили цены на услуги СТО.
"Выходит, что заменить тормозные колодки теперь стоит не 100 рублей, а 250", - констатирует он.
Эксперт не исключает, что скоро из-за проблем с поставками и высокими ценами на оригинальные запчасти на рынке будет "сплошной Китай", поэтому многие ринуться покупать европейские б/у-запчасти.
"Этот рынок завален прилично, "бэушки" хватает. Конечно, цену в долларовом эквиваленте не поднимут (на подержанные детали). Будут ли придерживаться курса – тоже неясно, поскольку "сегодня он был 4 рубля, завтра уже 3", - рассуждает Шевченко.
По его мнению, автомобилисты вместо СТО пойдут к гаражным мастерам, чтобы сэкономить на ремонте авто.
"Пойдут ли они в гаражи? Предполагаю, что да. Потому что когда тебе на СТО называют цену с учетом роста запчастей, ты без штанов рискуешь остаться. В конце концов либо ты будешь добивать машину, пока она колом не станет, либо перейдешь на общественный транспорт", - заключает он.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале.
Также на Sputnik:
Госрегулирование цен на "социальные" товары продлено в Беларуси
МАРТ призвал бизнес к социальной ответственности