Война на пороге: беженка из Донецка о ситуации в Донбассе
19:09 22.02.2022 (обновлено: 11:11 23.02.2022)
© Photo : личный архив А.УшаковойАлена Ушакова во время занятий с детьми
© Photo : личный архив А.Ушаковой
Подписаться
Корреспондент Sputnik пообщался с девушкой, которая восемь лет назад уехала из воюющего Донбасса в спокойную Беларусь. Спросили о том, как изменилась ее жизнь за это время, и что ей рассказывают близкие о нынешней ситуации в регионе.
Россия признала независимость Луганской и Донецкой народных республик. Соответствующий закон президент РФ Владимир Путин подписал в понедельник 21 февраля. Это решение поддержало Федеральное собрание, ратифицированы договоры о дружбе и взаимопомощи с обеими республиками.
Отметим, что речь идет о признании ЛНР и ДНР в фактически установленных сейчас границах.
Сама обстановка в Донбассе обострилась в последние недели, когда Киев сосредоточил на линии соприкосновения большое количество войск, сообщалось и о регулярных обстрелах, в том числе с применением запрещенной техники.
Из-за угрозы вторжения Украины в самопровозглашенных республиках начали эвакуацию женщин, детей и пожилых людей в российские регионы. Объявлена всеобщая мобилизация.
Конфликт на востоке Украины затяжной – длится долгих восемь лет. По данным ООН, за эти годы жертвами столкновений и атак стали более 13 тысяч человек, около 44 тысяч пострадали.
Что будет дальше? Этот вопрос, пожалуй, чаще всего задают нынешние и бывшие жители Донбасса. Статус региона изменился, а изменится ли жизнь вместе с признанием РФ независимости ЛНР и ДНР?
Sputnik пообщался с беженкой из Донецка, которая сейчас живет в Минске. Об Алене Ушаковой мы уже рассказывали в своих материалах. Спросили в этот раз о том, как за восемь лет изменилась ее жизнь в Беларуси и как украинка воспринимает последние события в Донбассе?
Донецк: бежать, чтобы спастись
Ушакова переехала в Беларусь в конце 2014 года, это было страшное время, вспоминает она. Решение покинуть родные места девушка приняла вместе со своим супругом Сергеем.
Он – коренной житель Донецка, она – уроженка Запорожья, но на момент начала военных действий, жила и работала в столице Донбасса. Как говорит Алена, в ее жизни было тогда больше вопросов, чем ответов.
"Сейчас все спокойно", – заявляет собеседница.
Рассказывает, что за восемь лет пребывания в Минске ее жизнь хоть и не кардинально, но все же изменилась.
"Получила с мужем вид на жительство, гражданства пока нет, снимаем квартиру в Минске, но главное – занимаемся любимым делом, я преподаю танцы для детей, муж работает со мной администратором. Живем мирно и спокойно", – отмечает Алена.
Свободный Донбасс
О событиях последних недель украинка говорит с тревогой: ведь в Донецке и сегодня живут ее друзья и близкие, как и родные супруга.
Новость о признании РФ статуса ЛНР и ДНР в целом оценивает позитивно, но все же с некоторой неопределенностью.
"Испытываем большую тревогу. Не знаю, к чему все приведет, чем все закончится", – отмечает Алена.
"Я не объективна, я там не живу. А родственники и близкие пока боятся высказывать мнение, особенно те, кто живет на территории Украины. Много страха стало", – добавляет она.
По словам девушки, знакомые в Донбассе, да и она сама ранее, понимали, что когда-нибудь эти территории либо будут признаны независимыми республиками, либо войдут в состав РФ.
"Еще тогда, когда начался конфликт, мои знакомые понимали это. И у людей на тот момент было разное мнение на этот счет. Но когда РФ начала выдавать паспорта – все их получили, и не важно, кто был на какой стороне", – рассказывает девушка.
Режим неопределенности и тревоги
Она поясняет, что люди в Донбассе перестали как-либо реагировать на любые новости.
"Потому что живут в тревоге столько лет, с ограниченными базовыми и человеческими правами. Парадокс в чем: если ты гражданин Украины, то ты не можешь пересечь границу с Россией. Не можешь получить пенсию. Конечно, большинство себя чувствует ущемленным по отношению к Украине. А жить в непонятных условиях племенных общин невозможно, потому и получали российские паспорта, чтобы получать выплаты, ту же пенсию по инвалидности. Россия платит, а Украина – нет", – добавляет она.
По мнению Алены, для человека очень важно понимать не только принадлежность к семье, профессии, но и стране. И когда нет ясности, в каком государстве живешь – это выбивает из колеи, не дает возможности планировать будущее.
"Все просто хотят жить в государстве, чтобы ремонтировали дороги, газопроводы. Потому что за восемь лет застоя, который был, годы неопределенности, все пришло в негодность, нужно восстанавливать инфраструктуру, восстанавливать жилье", – отмечает девушка.
Мать и отец Алены живут в Запорожье, а в Донецке у мужа – близкие родственники, друзья.
"Мы регулярно общаемся с ними, и с той, и с другой стороны все говорят так: жизнь продолжается и это хорошо", – добавляет украинка.
"К войне привыкаешь"
По ее словам, самое ужасное в том, что в республиках, да и на смежных украинских территориях люди привыкли к войне. И это стало очень заметно в момент начала недавней эвакуации в Россию.
"У меня одна подруга работает в госучреждении в центре Донецка, а живет на окраине города. Предприятие, на котором она трудится, попало под эвакуацию. Но подруга решила не эвакуироваться. Говорит, что дома кошка, да и дома лучше. Вся беда в том, что люди привыкли к войне", – отмечает она.
Алена рассказывает, что за годы тлеющего конфликта Донбасс покинули многие его жители. И если раньше с какой-то надеждою оставляли родной дом, то сейчас нет.
"Поначалу, как только война началась, у людей еще были деньги, сбережения. А сейчас ничего не осталось, все потрачено, финансовое положение ухудшилось. Во всяком случае, у моих друзей, которые там остались. Куда бежать? Все понимают, что если уедешь, то потеряешь даже базовое. Ну, вылетит окно от взрыва, пленкой залатаешь и дальше живешь, зато в своем доме. А ехать в неизвестность не хотят люди, боятся", – говорит она.
Настроение паническое
Алена регулярно общается с родственниками в Запорожье. Отмечает, что там у людей настрой тревожный, переходящий в панику. По ее словам, многие готовятся к худшему – к войне. Не верят, что все на данном этапе закончится.
"С мамой на выходных разговаривали по телефону, рассказывала про снятые пенсионные сбережения. Отстояли огромную очередь, закупились в магазине. Понимаете, паника у людей. Не просто килограммами покупают крупы и базовые продукты, а в больших объемах. Волнуются, да и негатива в прессе, в интернете сейчас очень много", – рассказывает собеседница.
Алена старается поменьше читать новостей в сети. Говорит, там много неправды, да и жить в режиме страха долго очень тяжело.
"Но, знаете, приятно, что большинство людей умеет мыслить и воспринимать информацию объективно. Говорили, мол, Беларусь и Россия на Украину нападут. Так мои знакомые все писали и смеялись, что ждут меня в гости на танке. То есть никто не верит в эти сказки", – добавляет она.
"На Украине меня арестуют"
Сама девушка боится сейчас ехать в Запорожье, даже на короткое время. Хотя очень скучает по родным.
"Меня могут наказать. Потому что женщин призывают, могут забрать в армию. Или же арестовать на границе – начнут выяснять, почему не живу долгие годы на Украине, а в Беларуси, могут задержать до выяснения обстоятельств", – отмечает она.
Пока слишком много рисков – можно не вернуться обратно, добавляет девушка. Потому в Минске безопасно и спокойно. Для нее это очень важно.
Вернуться или остаться?
Уроженка Запорожья говорит, что спустя восемь лет жизни очень привыкла к Минску и Беларуси. И возвращаться назад вообще не планирует.
"Мы недавно с мужем разговаривали обо всем, что связано с нашей жизнью здесь, о планах. И могу сказать, что мы не жалеем о том, что уехали. И не жалеем, что поехали не в Россию. Нас в Беларуси все устраивает, здесь для меня безопасно. Все остальное нас не волнует", – говорит украинка.
Все планы на жизнь она связывает с Беларусью. И не верит, что конфликт на Донбассе когда-то полностью закончится: слишком много противоречий в обществе.
"Как бы грустно ни звучало, но я не верю, что конфликт закончится. Много недругов у славян стало. И то, что 10 лет казалось полным абсурдом, сейчас кажется цветочками. Знаете, я бы хотела вернуться во времена до 2014 года, когда было все хорошо, я занималась танцами и был мир на моей земле. Но, увы, этого больше нет", – призналась Ушакова.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
"Переломный момент": республики Донбасса захотят войти в Союзное государство?
МИД РФ: Россия призывает другие государства признать ДНР и ЛНР
Вопрос доверия: как признание ЛНР и ДНР изменит отношения России и Беларуси