https://sputnik.by/20211112/perezagruzka-osobogo-znacheniya-kakovy-predely-rosta-u-soyuznoy-ekonomiki-1057897423.html
Перезагрузка особого значения: каковы пределы роста у союзной экономики
Перезагрузка особого значения: каковы пределы роста у союзной экономики
Sputnik Беларусь
Утверждение 28 совместных программ Союзного государства стало не только важным шагом по формированию единого экономического пространства от Бреста до... 12.11.2021, Sputnik Беларусь
2021-11-12T17:00+0300
2021-11-12T17:00+0300
2021-11-22T13:01+0300
интеграция беларуси и россии
политика
новости беларуси
союзное государство
россия
колумнисты
экономика
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103247/66/1032476607_0:155:3001:1843_1920x0_80_0_0_254f32f3276605ae94586f546e3df860.jpg
Нарастающее на фоне подписания стратегических документов внешнеполитическое давление на Беларусь и Россию лишь подчеркивает безальтернативность Союзного проекта.Энергия синергииВ целом речь идет о выходе на новый уровень унификации правил ведения бизнеса, интеграции валютных систем двух стран, общего платежного пространства, формирования единых принципов налогообложения, функционирования единого миграционного и визового пространства, а также о принятии Военной доктрины Союзного государства. Предполагается формирование единых подходов по гармонизации законодательства в сфере трудовых отношений, занятости населения, социального страхования, пенсионного обеспечения.Критики пытаются свести Союзный проект к дешевому газу для Беларуси, но такое упрощение выглядит неубедительно, поскольку 28 программ – это 28 фундаментальных направлений интеграции, составляющих институциональную "ткань" союзного экономического пространства. Дешевый газ действительно является весомым стимулом развития белорусской экономики особенно на фоне энергетического кризиса в ЕС. Но и для России интеграция несет ощутимые непосредственные выгоды.Беларусь и Россия подписали протокол о ценах на газ на 2022 год>>Член коллегии (министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономике ЕЭК академик Сергей Глазьев приводит пример, как спустя пару лет после подписания договора о Союзном государстве в самый разгар депрессии в России вдруг на 20% вырос объем сельскохозяйственного машиностроения, но количество произведенных тракторов осталось прежним. Анализ показал, что рост произошел за счет поставок комплектующих для сборки белорусских тракторов. Академик Глазьев ставит в пример Республику Беларусь, отмечая, что Национальный банк страны уже тогда проводил стимулирующую экономическую политику, чего до сих пор не хватает российской экономике, в отношении которой практикуется порой сверхжесткая денежная политика.В результате белорусские предприятия стали локомотивами сборки. Они свои возможности по финансированию расширения производства по кооперационным цепочкам распространяли на российское машиностроение. И за счет этого возник мощный импульс экономического роста со стороны белорусской промышленности, который способствовал оживлению и российской экономики. То есть синергетический эффект формируется в соответствующей институциональной среде, стимулирующей механизмы реальной экономики. Роль формирования такой среды как раз играют 28 утвержденных программ.Новый мирохозяйственный укладВ Союзном государстве граждане России и Беларуси могут свободно пересекать границу двух стран по внутренним паспортам при отсутствии пограничного и таможенного контроля, находиться на территории без регистрации 90 дней. Установлены равные права на поступление в вузы. Признаются документы об образовании государственного образца. Для приема на работу не требуется разрешения и патента. Это далеко не полный перечень благ и удобств, которые доступны простым гражданам. Тем более иррациональным выглядит усиливающееся внешнеполитическое давление на Союз.В условиях внешних санкций один из вызовов заключается в изоляции союзной экономики от доступа к новым технологиям, позволяющим создавать продукты с глубокой переработкой и высокой добавленной стоимостью. Чтобы не отстать от лидеров в освоении производств нового технологического уклада, необходимо существенно увеличить ассигнования на НИОКР, кардинально повысить наукоемкость ВВП, которая у нас, к сожалению, заметно ниже среднемирового значения.Союзные программы могут реализовать быстро: эксперт об итогах Госсовета>>Современная модель управления союзной инновационной системой, должна охватывать весь контур научно-производственного цикла – от фундаментальных исследований и научных разработок, до внедрения в производство и коммерциализации. В локальном отраслевом измерении такой цикл охватывают технологические платформы, активно развиваемые в настоящее время в масштабах ЕАЭС. Подобная модель нацелена на модернизацию экономики в русле становления нового технологического уклада, характеризуемого активным применением нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий, существенным снижением материалоемкости производств. На институциональном уровне ему соответствует новый мирохозяйственный уклад.Тот же Глазьев следующим образом резюмирует системные накопившиеся российские проблемы в области промышленной инноватики, требующие первоочередного решения: удручающее состояние инвестиционного сектора, прежде всего – станкостроения, приборостроения, электронной промышленности. По его мнению, деградация научно-технического потенциала вследствие многократного недофинансирования НИОКР способствовала фактической ликвидации отраслевой науки и проектных институтов в ходе приватизационной кампании, дезорганизации фундаментальной науки вследствие ее административного зажима в результате реформы РАН.Все это ведет к нарастающему технологическому отставанию в ключевых направлениях роста нового технологического уклада, чрезмерной зависимости от иностранной техники в критически значимых отраслях (авиационный транспорт, лекарства, информационно-коммуникационное оборудование).Точка сборкиДля преодоления закритической внешней зависимости от импорта иностранной техники необходимы крупномасштабные программы импортозамещения, сбалансированные по материальным, финансовым и трудовым ресурсам, развертывание системы стратегического планирования и технологического прогнозирования с централизацией ключевых функций на уровне высшего политического руководства. Именно кооперация в области промышленного производства создает наиболее благоприятные условия для союзного импортозамещения.Что касается непосредственных выгод для промышленности Республики Беларусь, то, как отмечается в аналитическом докладе, посвященном перспективам Союзного государства, оно открывает стране доступ к российскому рынку, энергетическим и финансовым ресурсам, позволяет сохранить белорусскую крупную промышленность и адаптировать ее к современным условиям.Мишустин рассказал, как Россия и Беларусь будут интегрироваться>>По экспертным оценкам, в промышленности Беларуси перерабатывается более 70% поставляемого в страну сырья и более 80% комплектующих изделий используется в сборочных производствах. От 60% до 80% продукции промышленного производства не может быть потреблено на территории Беларуси, то есть она отправляется на экспорт. В 2020 году Беларусь экспортировала продукции машиностроения на $5,6 млрд, при этом 65% поставок пришлось на Россию.Более 8 тыс. белорусских и российских предприятий связаны производственной кооперацией, осуществляют взаимные поставки сырья, материалов и комплектующих. В Беларуси работают более 2 тыс. предприятий с российским капиталом, более 1,3 тыс. совместных предприятий. В России создано около 50 совместных сборочных производств, работают около 160 производителей с белорусским уставным капиталом.В регионах России функционируют 7 сборочных производств Минского тракторного завода (МТЗ). В 2021 г. тракторы МТЗ включены в реестр евразийской промышленной продукции, что открыло возможность предприятию участвовать в российском госзаказе. Доля российского рынка в реализации продукции другого машиностроительного гиганта из Беларуси – БЕЛАЗа также растет: в I квартале этого года 80% поставок БЕЛАЗа отгружено в Россию. Российский рынок выступает основным и для компании МАЗ – по итогам 2020 г. 49% грузовиков и автобусов предприятия были поставлены в российские регионы на сумму $272 млн.Подписание 28 программ стало зримым проявлением государственной воли союзного строительства. Далеко не реализованный потенциал экономики Союза говорит о том, что пределы ее роста пока даже не видны, и мы только в начале пути.
https://sputnik.by/20211108/kto-personalno-zaymetsya-realizatsiey-coyuznykh-programm---1057760968.html
новости беларуси
россия
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2021
Николай Левчук
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e5/04/06/1047318493_0:228:1742:1969_100x100_80_0_0_7d7ba16df0932489a66670f0263a9dbe.jpg
Николай Левчук
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e5/04/06/1047318493_0:228:1742:1969_100x100_80_0_0_7d7ba16df0932489a66670f0263a9dbe.jpg
Новости
ru_BY
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103247/66/1032476607_168:0:2831:1997_1920x0_80_0_0_894cf3b97602e81f17f48489e2da6363.jpgSputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Николай Левчук
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e5/04/06/1047318493_0:228:1742:1969_100x100_80_0_0_7d7ba16df0932489a66670f0263a9dbe.jpg
политика, новости беларуси, союзное государство, россия, колумнисты, экономика
политика, новости беларуси, союзное государство, россия, колумнисты, экономика
Перезагрузка особого значения: каковы пределы роста у союзной экономики
17:00 12.11.2021 (обновлено: 13:01 22.11.2021) Утверждение 28 совместных программ Союзного государства стало не только важным шагом по формированию единого экономического пространства от Бреста до Владивостока, но и ознаменовало перезагрузку в союзных взаимоотношениях.
Нарастающее на фоне подписания стратегических документов внешнеполитическое давление на Беларусь и Россию лишь подчеркивает безальтернативность Союзного проекта.
В целом речь идет о выходе на новый уровень унификации правил ведения бизнеса, интеграции валютных систем двух стран, общего платежного пространства, формирования единых принципов налогообложения, функционирования единого миграционного и визового пространства, а также о принятии Военной доктрины Союзного государства. Предполагается формирование единых подходов по гармонизации законодательства в сфере трудовых отношений, занятости населения, социального страхования, пенсионного обеспечения.
Критики пытаются свести Союзный проект к дешевому газу для Беларуси, но такое упрощение выглядит неубедительно, поскольку 28 программ – это 28 фундаментальных направлений интеграции, составляющих институциональную "ткань" союзного экономического пространства. Дешевый газ действительно является весомым стимулом развития белорусской экономики особенно на фоне энергетического кризиса в ЕС. Но и для России интеграция несет ощутимые непосредственные выгоды.
Член коллегии (министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономике ЕЭК академик Сергей Глазьев приводит пример, как спустя пару лет после подписания договора о Союзном государстве в самый разгар депрессии в России вдруг на 20% вырос объем сельскохозяйственного машиностроения, но количество произведенных тракторов осталось прежним. Анализ показал, что рост произошел за счет поставок комплектующих для сборки белорусских тракторов. Академик Глазьев ставит в пример Республику Беларусь, отмечая, что Национальный банк страны уже тогда проводил стимулирующую экономическую политику, чего до сих пор не хватает российской экономике, в отношении которой практикуется порой сверхжесткая денежная политика.
В результате белорусские предприятия стали локомотивами сборки. Они свои возможности по финансированию расширения производства по кооперационным цепочкам распространяли на российское машиностроение. И за счет этого возник мощный импульс экономического роста со стороны белорусской промышленности, который способствовал оживлению и российской экономики. То есть синергетический эффект формируется в соответствующей институциональной среде, стимулирующей механизмы реальной экономики. Роль формирования такой среды как раз играют 28 утвержденных программ.
Новый мирохозяйственный уклад
В Союзном государстве граждане России и Беларуси могут свободно пересекать границу двух стран по внутренним паспортам при отсутствии пограничного и таможенного контроля, находиться на территории без регистрации 90 дней. Установлены равные права на поступление в вузы. Признаются документы об образовании государственного образца. Для приема на работу не требуется разрешения и патента. Это далеко не полный перечень благ и удобств, которые доступны простым гражданам. Тем более иррациональным выглядит усиливающееся внешнеполитическое давление на Союз.
В условиях внешних санкций один из вызовов заключается в изоляции союзной экономики от доступа к новым технологиям, позволяющим создавать продукты с глубокой переработкой и высокой добавленной стоимостью. Чтобы не отстать от лидеров в освоении производств нового технологического уклада, необходимо существенно увеличить ассигнования на НИОКР, кардинально повысить наукоемкость ВВП, которая у нас, к сожалению, заметно ниже среднемирового значения.
Современная модель управления союзной инновационной системой, должна охватывать весь контур научно-производственного цикла – от фундаментальных исследований и научных разработок, до внедрения в производство и коммерциализации. В локальном отраслевом измерении такой цикл охватывают технологические платформы, активно развиваемые в настоящее время в масштабах ЕАЭС. Подобная модель нацелена на модернизацию экономики в русле становления нового технологического уклада, характеризуемого активным применением нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий, существенным снижением материалоемкости производств. На институциональном уровне ему соответствует новый мирохозяйственный уклад.
Тот же Глазьев следующим образом резюмирует системные накопившиеся российские проблемы в области промышленной инноватики, требующие первоочередного решения: удручающее состояние инвестиционного сектора, прежде всего – станкостроения, приборостроения, электронной промышленности. По его мнению, деградация научно-технического потенциала вследствие многократного недофинансирования НИОКР способствовала фактической ликвидации отраслевой науки и проектных институтов в ходе приватизационной кампании, дезорганизации фундаментальной науки вследствие ее административного зажима в результате реформы РАН.
Все это ведет к нарастающему технологическому отставанию в ключевых направлениях роста нового технологического уклада, чрезмерной зависимости от иностранной техники в критически значимых отраслях (авиационный транспорт, лекарства, информационно-коммуникационное оборудование).
Для преодоления закритической внешней зависимости от импорта иностранной техники необходимы крупномасштабные программы импортозамещения, сбалансированные по материальным, финансовым и трудовым ресурсам, развертывание системы стратегического планирования и технологического прогнозирования с централизацией ключевых функций на уровне высшего политического руководства. Именно кооперация в области промышленного производства создает наиболее благоприятные условия для союзного импортозамещения.
Что касается непосредственных выгод для промышленности Республики Беларусь, то, как отмечается в аналитическом докладе, посвященном перспективам Союзного государства, оно открывает стране доступ к российскому рынку, энергетическим и финансовым ресурсам, позволяет сохранить белорусскую крупную промышленность и адаптировать ее к современным условиям.
По экспертным оценкам, в промышленности Беларуси перерабатывается более 70% поставляемого в страну сырья и более 80% комплектующих изделий используется в сборочных производствах. От 60% до 80% продукции промышленного производства не может быть потреблено на территории Беларуси, то есть она отправляется на экспорт. В 2020 году Беларусь экспортировала продукции машиностроения на $5,6 млрд, при этом 65% поставок пришлось на Россию.
Более 8 тыс. белорусских и российских предприятий связаны производственной кооперацией, осуществляют взаимные поставки сырья, материалов и комплектующих. В Беларуси работают более 2 тыс. предприятий с российским капиталом, более 1,3 тыс. совместных предприятий. В России создано около 50 совместных сборочных производств, работают около 160 производителей с белорусским уставным капиталом.
В регионах России функционируют 7 сборочных производств Минского тракторного завода (МТЗ). В 2021 г. тракторы МТЗ включены в реестр евразийской промышленной продукции, что открыло возможность предприятию участвовать в российском госзаказе. Доля российского рынка в реализации продукции другого машиностроительного гиганта из Беларуси – БЕЛАЗа также растет: в I квартале этого года 80% поставок БЕЛАЗа отгружено в Россию. Российский рынок выступает основным и для компании МАЗ – по итогам 2020 г. 49% грузовиков и автобусов предприятия были поставлены в российские регионы на сумму $272 млн.
Подписание 28 программ стало зримым проявлением государственной воли союзного строительства. Далеко не реализованный потенциал экономики Союза говорит о том, что пределы ее роста пока даже не видны, и мы только в начале пути.