Нас дома не ждут: как афганские беженцы начинают жизнь с нуля в Беларуси
19:00 31.08.2021 (обновлено: 15:20 01.09.2021)
© Sputnik / Денис КошелевЗанятия в центре "Эврика"
© Sputnik / Денис Кошелев
Подписаться
В нашей стране проживает почти 300 человек со статусом беженца, и большинство из них – выходцы из Афганистана. Мигранты сталкиваются с серьезными трудностями: адаптация в обществе, поиск работы, изучение языка. На помощь им приходят волонтеры и образовательные проекты.
МИНСК, 31 авг – Sputnik. События в Афганистане всколыхнули весь мир, вызвав шок, потрясение и страх. Движение "Талибан", запрещенное в РФ и ряде других стран как террористическое, настолько быстро захватило власть в стране после ухода американских войск, что некоторые до сих пор не верят в произошедшее.
Талибам, несмотря на обещания не проводить репрессии в отношении сторонников прежней власти, заявления по смягчению позиции о месте женщин в жизни общества, большинство афганцев не верят. Потому что помнят их жестокость в 90-е годы.
Одни молча ждут. Ждут наказания, расправы и казни. Другие ищут любые пути, чтобы спастись и уцелеть. А значит – из страны нужно бежать. Из-за ситуации в Афганистане в мире назревает новый гуманитарный кризис.
Первые беженцы из Афганистана
Первые афганские беженцы прибыли в Беларусь в середине 90-х годов. Многие тогда приезжали, как говорится, по памяти – потому что учились в белорусских вузах в советские годы или слышали рассказы об этом родственников.
По их воспоминаниям, хотя ситуация здесь была определенно лучше, нежели в Афганистане, неопределенностей хватало. Многие, чтобы прокормить себя и детей, устраивались работать на рынки – те же "Ждановичи".
Но труднее всего было детям. Им нужно было не только учить с нуля русский и белорусский языки, но и успевать по другим предметам, о части из которых в своей стране они даже не подозревали.
В 1998 году Управление Верховного комиссара ООН в Беларуси решило открыть на базе Центра дополнительного образования детей и молодежи "Эврика" во Фрунзенском районе проект "Социализация и адаптация детей беженцев в Беларуси".
Корреспондент Sputnik отправился в этот центр, чтобы узнать, как дети беженцев и лица, ищущие убежища, получают образование в стране, удается ли им привыкнуть к новому укладу жизни, с какими трудностями сталкиваются по приезде в Беларусь и что они думают о происходящем в их родном Афганистане.
Статистика: По данным УВКБ ООН, только за январь-июнь 2021 г. в Беларусь за защитой обратились 209 человек. Топ-5 стран, из которых прибыли эти люди, – Украина (111 человек), Ирак (21), ДР Конго (11), Турция (11), Афганистан (8).
Всего, по данным на конец июня, в Беларуси проживают 294 человека со статусом беженца. Из них больше всего выходцев из Афганистана (181 человек), далее идут выходцы из Ирака (48) и Сирии (13). Примечательно, что по состоянию на 30.06.2021 в стране проживает 2624 человека со статусом дополнительной защиты. То есть они пока не имеют статуса беженца. Впрочем, и нет гарантий его получения. Выходцев из Афганистана со статусом допзащиты в стране насчитывается 27 человек.
Беженцы и право на образование
Дети беженцев и лица, ищущие убежища в Беларуси, имеют законное право на бесплатное среднее образование, но не могут наравне со всеми воспринимать школьную программу. Поэтому и проводят с ребятами дополнительные занятия учителя или афганские волонтеры, рассказывает Саид Касим Масуд, замруководителя центра "Эврика".
Сам Саид живет в Беларуси почти 30 лет. В 80-е годы учился в Белорусском политехническом институте, а после окончания вернулся в Афганистан, работал в министерстве госбезопасности. Но когда в начале 90-х в стране сменилась власть, Саид вместе с семьей вынужден был бежать в Беларусь, чтобы его и детей не убили.
"Было поначалу непросто. Привыкал, хотя мне было легче, я здесь уже учился. А вообще такой адаптивный проект очень нужен. В центр приходят не только выходцы из Афганистана. Занимаются здесь и дети из Украины, Сирии, Грузии. Более того, приходят сюда и белорусские дети, чтобы не было в школах недопонимания на национальной почве", – рассказывает Саид.
По его словам, детям в первую очередь помогают в изучении русского языка, их выравнивают в знаниях с белорусскими одноклассниками.
"Мы помогаем детям, дополнительно, после занятий в школах. Ребята приходят сюда и адаптируются. Есть у нас здесь и музыкальные кружки. Песни поют. Играют. В этом смысл", – отмечает Саид.
Он также рассказывает о том, что в центре дети могут получить и первый опыт в работе.
"При желании, с 14 лет нашим детям заводят трудовые книжки. Все официально, оформляем через центр занятости. И в летний период ребята могут несколько недель поработать в швейной мастерской. Учителя с ними работают. И через 20 дней они получают первые в своей жизни заработанные деньги. Это тоже, я считаю, воспитательный момент", – говорит Саид.
"О Беларуси ничего не знали"
Занятия в центре проводит преподаватель Нахид Ахмад. Она, как и Саид Масуд, покинула Афганистан почти 30 лет назад.
"Мы жили в Кабуле. Но потом в стране сменилась власть. И мы решили уезжать. Мой отец посоветовал ехать в Беларусь. Сказал, что это хорошая страна. А мы даже ничего не знали о республике. И приехали в Минск в 92-м, была морозная зима. Столько снега никогда не видели", – вспоминает историю приезда Нахид.
По ее словам, в первые годы были трудности в общении, с поиском работы. Нахид до сих пор благодарит УВКБ ООН в Беларуси за помощь, которую они оказывали ее семье.
"Нам арендовали жилье, давали обувь, теплую одежду, одеяла. Помогали продуктами, медикаментами. А еще – с курсами русского языка. И полтора года я ходила на курсы, так постепенно стала понимать людей. Ведь русский язык очень сложный", – говорит Нахид Ахмад.
Именно поэтому так важно обучать русскому языку не только детей, но и родителей, считает Нахид. Она говорит, что на занятия, помимо 70 детей, приходит около 30 мам, которые являются беженками.
"Это дает хороший эффект, когда мамы и дети познают новую культуру вместе, учат язык. Когда мы приехали в Беларусь, такой программы еще не было. И с ней легче приезжим людям", – отмечает Нахид.
Зов родины
Многие беженцы со временем захотят вернуться на родину. И это в центре понимают: в "Эврике" подопечным преподают родной язык дари.
"Дари – наши корни. Мы не хотим, чтобы дети забывали свою культуру. Мы здесь все изучаем: историю Афганистана, традиции", – отмечают там.
На курсах выходного дня рады и взрослым, и детям.
"На таких занятиях младшие изучают историю своей страны, традиции и культуру. Отмечаем и народные праздники. К примеру, Новруз. Летом работает лагерь для детей. Как правило, взрослые интересуются белорусскими реалиями, обсуждают законы, возможность трудоустройства. Бывают в центре и различные экскурсии, связанные с историей Беларуси", – отмечает замруководителя центра "Эврика" Саид Масуд.
© Sputnik / Денис КошелевНа занятиях в центре выходцы из Афганистана изучают как русский, так и родной язык
На занятиях в центре выходцы из Афганистана изучают как русский, так и родной язык
© Sputnik / Денис Кошелев
Нынешние события в Афганистане диаспора в Беларуси восприняла с болью, говорит Саид.
"Очень грустно, что люди страдают. Старики, дети. Народ обездоленный, люди почти полвека находятся в каком-то перманентном состоянии: война то вспыхивает с новой силой, то затихает. А гибнет ни в чем не виноватый простой народ", – считает он.
Признается: с тех пор, как талибы взяли власть в стране, он не может спать спокойно, постоянно читает новости про Афганистан, опасаясь за жизнь своих друзей, которые до сих пор живут там.
"Все сейчас сидят дома"
Саид Масуд уверен, что в мире станет больше беженцев из-за событий в его стране.
"Нестабильность – это самое страшное. Никто не хочет видеть себя и своих детей в той ситуации, что сейчас там происходит. Поймите, люди так устали от войны, она никому не нужна", – отмечает Саид.
С ним согласна и преподаватель Нахид Ахмад.
"Очень плохо там сейчас людям. Особенно женщинам, потому что они за 20 лет чего-то достигли. А сейчас женщины сидят дома, да почти все сидят дома. На работу никто не ходит. Даже в платке женщинам нельзя порой ходить на улице", – возмущенно говорит она.
Рассказывает, что следит по спутниковому телевидению за тем, что происходит в ее родной стране.
"Ни одной женщины я не видела в кадре на улицах Кабула. А раньше телевидение было хорошим. Мне как мигрантке, которая давно уехала из Афганистана, было важно смотреть программы афганских телеканалов", – отмечает Ахмад.
С ее слов, большинство жителей страны не верят обещаниям "Талибана".
© Sputnik / Денис КошелевПо мнению собеседников, тяжелее всего в Афганистане при талибах будет женщинам
По мнению собеседников, тяжелее всего в Афганистане при талибах будет женщинам
© Sputnik / Денис Кошелев
Саид Масуд считает, что происходящее с талибами в Афганистане имеет мало общего с исламом.
"В исламе есть масса возможностей, которые даются и женщинам. Свободное обучение, возможность участвовать в общественной жизни страны. Женщина имеет много прав. Не разрешать им свободно говорить, работать, выбирать себе будущее – это неправильно. Люди стали более свободными, во всяком случае, в министерствах в Афганистане до прихода талибов были женщины, и в парламенте порядка 20 процентов женщин было. Вряд ли сейчас это будет. Талибы дают обещания, но слабо верится. Однако надежда все же есть", – говорит собеседник.
"Здесь есть все для счастья"
О том, что выбрали когда-то местом убежища Беларусь, ни Саид, ни Нахид не жалеют. Говорят, наоборот, рады тому, что живут здесь.
"Не жалею. Здесь выросли мои дети, получили образование. У меня четыре дочки. У них все хорошо", – отмечает Саид.
Рада, что уехала из Афганистана, и Нахид Ахмад. Она уверена, что сейчас на родине еще опаснее, нежели было в годы ее переезда.
"Я рада, что приехала и осталась здесь, в Минске. Это абсолютно искренне говорю вам. Мне здесь хорошо, у меня есть работа и свой дом. Я получила трехкомнатную квартиру как многодетная мама. Самое интересное, что когда мы с детьми сейчас едем куда-то отдыхать, в Египет или Турцию, я начинаю скучать по Беларуси. Места себе не нахожу. Дети смеются и удивляются, говорят, вот же прикипела к стране", – делится эмоциями Нахид.
По ее словам, у афганских беженцев есть все для счастья в Беларуси. И хотя ее многие знакомые мигрировали дальше, в Польшу и Германию, она рада, что осталась здесь.
Белорусы – толерантные?
И Саид, и Нахид убеждены, что белорусский народ толерантный и очень спокойный.
"Мне почти не отказывали простые люди в какой-либо просьбе. Если нужно было спросить что-то – подсказывали. Очень добрые люди", – отмечает Нахид.
Она вспоминает, что за тридцатилетнюю историю ее жизни в Беларуси было всего пара случаев, когда она столкнулась с негативом по религиозному и национальному признакам.
"Я хожу в хиджабе, и в 90-е годы как-то пару раз за мной мужчина шел до метро и кричал, что я здесь делаю. Спрашивал, какой я религии. Говорили, что я арабка, зачем я сюда приехала", – рассказывает Нахид.
Она считает, что с годами отношение к мигрантам стало лучше. И на платок люди уже не обращают внимания.
Будущее проекта для беженцев
Не исключено, что в следующем году проект Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев "Социализация и адаптация детей беженцев в Беларуси" в Центре дополнительного образования детей и молодежи центра "Эврика" продлеваться не будет.
Если это случится, то волонтеры могут остаться без работы, а подопечные – без помощи.
© Sputnik / Денис КошелевСудьба проекта по социализации беженцев особенно волнует сотрудников центра: афганская община будет расти, а помочь мигрантам влиться в новую культурную среду будет некому
Судьба проекта по социализации беженцев особенно волнует сотрудников центра: афганская община будет расти, а помочь мигрантам влиться в новую культурную среду будет некому
© Sputnik / Денис Кошелев
"Афганская община в Беларуси растет. А с нынешней ситуацией в страну может приехать еще больше беженцев из Афганистана. Люди не ищут какой-то сверхлегкой жизни. Они просто ищут страну, где было бы спокойно. Недавно к нам обратилось пять афганских семей. Они только-только приехали в Беларусь. И получается, если проект УВКБ ООН закроют – им не смогут больше помочь", – с грустью отмечает Нахид Ахмад.
По данным УВКБ ООН, только на конец 2020 года в результате преследования, конфликтов, насилия, нарушений прав человека или событий, подрывающих общественный порядок, почти 83 миллиона человек в мире оказались вынужденными переселенцами. Среди них более 26 миллионов беженцев, около половины из которых младше 18 лет. Эти цифры, вероятнее всего, уже значительно больше.
Читайте также:
Не хочу, чтобы убили на улице: афганец рассказал об ужасах в Кабуле
Утверждена резолюция СБ ООН, позволяющая желающим афганцам покинуть страну
После событий в Кабуле: 2 гражданина Афганистана получили защиту в Беларуси