Белорусские власти после президентских выборов оказались под пристальным вниманием всего мира. Разгоны акций протеста, перспективы введения санкций со стороны западных государств и трудности в экономике заставили в очередной раз взглянуть в сторону давнего партнера - Москвы. Недаром накануне президент Александр Лукашенко заявил журналистам напрямую, что отношения между Беларусью и Россией снова стали братскими, а не партнерскими. В Кремле в свою очередь заявили о безоговорочной поддержке официального Минска и недопустимости попыток вмешательства во внутренние дела республики.
Вопросы в двусторонних отношениях такие же, что и год назад, только переговорная позиция белорусских властей в этот раз другая. Впервые республика столкнулась не только с давлением Запада, но и по-настоящему нестабильной внутренней обстановкой, обострение которой спровоцировали и коронавирус, и результаты выборов, и экономика.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров анонсировал проведение двусторонних переговоров, намеченных на четверг в белорусской столице. Как рассказал корреспонденту Sputnik источник знакомый с ходом подготовки встречи, она пройдет во Дворце Независимости. Приготовления идут полным ходом и премьер-министр прилетит не один, но ясности кто еще прибудет с Мишустиным, пока нет.
Невзирая на то, что состав российской делегации постоянно ротируется, вопросы которые может поднять на переговорах белорусская сторона лежат на поверхности. В последнем квартале текущего года предстоят колоссальные выплаты по внешнему долгу (порядка двух миллиардов долларов). Поскольку основная часть заимствований приходится на Россию, то и просить о рефинансировании логично уже сейчас. В условиях жесткой критики в адрес белорусских властей, последним рассчитывать на широкие экономические жесты со стороны Запада не приходится.
Сколько бы министерство энергетики в компании Белнефтехима не занималось диверсификацией поставок энергоносителей, вопрос преференций и "справедливых цен" на российские нефть и газ в Минске будут поднимать неустанно. Накануне Лукашенко еще раз вспомнил, что белорусским энергетикам российский газ обошелся в этом году дороже, чем Берлину.
Вопрос поставок черного золота на нефтеперерабатывающие заводы в Мозыре и Новополоцке был закрыт до конца года. Но когда в Вашингтоне открыто заявили о неприятии результатов выборов, а в Литве и вовсе составили санкционные списки, северный маршрут альтернативных поставок, вероятно, свернут. Реакция в Минске уже на это последовала – власти заявили о готовности в случае необходимости перенаправить собственные грузовые потоки на Усть-Лугу. Это, безусловно, сыграет на пользу российской стороне.
Потребности белорусских властей четко понимают и в Москве и осознают, что сейчас Лукашенко больше не с кем вести диалог, а значит и мотивация к переговорам у белорусского лидера высокая. Минск остро нуждается в поддержке на внешнеполитическом контуре, а также в "живых деньгах".
Сейчас самое удобное время для российской стороны достать "дорожные карты" союзной интеграции. Белорусский президент заинтересован в том, чтобы получить быстрый результат и доказать не только своему электорату, но и оппонентам, что еще способен выбивать преференции для республики.
Вполне возможно, что высокие переговорщики из российского правительства будут настаивать на принятии решений по дальнейшей судьбе Союзного государства. Но когда зимой в Кремле заявили, что можно реализовать все пункты, прописанные в документе, в Минске поспешили поставить на паузу реализацию этого проекта. Потому что одно дело вводить совместный визовый режим, и отменять роуминг и совсем другое - единая политика в налоговой и финансовой сфере. В Москве неоднократно говорили, что без решения этих вопросов, невозможно разрубить сложный узел в энергетической сфере и решить все так, чтобы устроило Минск, а именно внутрироссийские цены и тарифы.
Дополнительно заинтересованные стороны могут обсудить и вопрос реализации энергии, которую будет вырабатывать Белорусская атомная станция. Неожиданно для официального Минска итоги выборов и протесты на белорусских улицах привели к тому, что балтийские страны в компании Польши договорились, что не станут к радости Вильнюса покупать белорусскую электроэнергию. Кстати, сбытовая компания, которая будет заниматься реализацией атомных киловатов, совместная белорусско-российская.
Слова президента Лукашенко о том, что у границ республики лязгают гусеницами танки НАТО, а самолеты североатлантического альянса долетят до Минска за считанные минуты, могут привести к неожиданному результату. Российская сторона вполне обосновано в рамках существующих отношений союзников может предложить разместить на белорусской территории свою военную базу для защиты обеспокоенных активностью НАТО властей республики. В сложившемся пасьянсе выгодной для Минска комбинации нет. Вопрос об автоматическом продлении аренды для двух военных объектов России в Вилейке и Ганцевичах выглядит просто решенным.
Во Дворце Независимости высоких российских гостей встретит лично Лукашенко, но вести детальные переговоры премьер Мишустин будет со своим белорусским коллегой Головченко. Сколько продлятся переговоры и какая окончательная повестка дня, неизвестно никому, кроме участников, пожалуй, уже исторических переговоров.
Читайте также:
- Мартынов: сейчас Россия спасает не Лукашенко, а белорусскую государственность
- Кремль: Путин исходит из того, что Минску не понадобится силовой резерв
- Генштаб порекомендовал не шутить с армией: провокаций не допустит