В кабинете депутата Андрея Савиных в день общения с корреспондентами Sputnik образовался настоящий домашний музей. По просьбе журналистов Андрей Владимирович принес и фотографии дедов, и их награды. И альбом, в котором трогательно с рисунками от руки рассказана история гвардейского гаубичного артиллерийского полка, в котором воевал дед Петр Борисович Петренко – настоящий воин, добавляет его внук.
"Мои деды – это моя гордость, это пример, как человек должен относиться к себе, как он должен защищать свою страну в тяжелое, страшное время", – говорит Андрей Владимирович, знакомя журналистов со своими дедами через фотографии.
Петр Борисович Петренко – он же дед Петро – начал воевать в июне 1941 года. Он был командиром батареи 45-миллиметровых орудий.
"Они были первой линией обороны. Бывали бои, когда из дивизии, из полка выживало 20-30% личного состава. Это была реальность, которой они жили постоянно. Дед Петр сказал: на второй месяц я понял, что не выживу в этой войне. Он готов был умереть. Но добавлял: во-первых, у врага я возьму за это высокую цену. А второе – я хочу умереть таким образом, чтобы моим родственникам не было стыдно за мою жизнь", – вспоминает Андрей Савиных разговоры с дедом.
Разговоры эти иногда велись за рыбалкой. Говорить о войне дед Петр не отказывался – но делал это мягко, осторожно, понимая, что говорит с ребенком. Семь раз Петр Борисович был ранен, но вернулся домой здоровым.
"Дед был боец до мозга костей. Для него выстоять – означало остаться человеком. Я заслушивался этими рассказами, он брал меня на рыбалку, садил на плечо, показывал шрамы – от осколочных снарядов, от пуль. Для меня это было что-то фантастическое. Не мог себе представить, что люди могут осознанно действовать в таких ситуациях", – рассказывает Андрей Владимирович и показывает медали деда Петра за боевые заслуги – боевая медаль за оборону Москвы, за оборону Сталинграда, за взятие Кенигсберга. А рядом – три ордена Боевого Красного знамени, их Петр Борисович особенно ценил.
На одном из них – порядковый номер "8878", один из первых десяти тысяч орденов.
"Дед очень ценил ордена Боевого Красного знамени. Их вручали за редкие ситуации. Он рассказывал о боях, когда лоб в лоб три-девять гаубиц стояли против двенадцати, двадцати танков. Выживешь ты или тебя раздавят танками, уничтожат встречным огнем?" – вспоминает рассказы деда Андрей Савиных.
Сам Петр Борисович не думал, что вернется из этих боев живым. Выжить в этой мясорубке практически нереально, говорил он и добавлял: думал только о том, чтобы сохранить себя, свою честь, остаться человеком.
Таким же был и дед Николай – Николай Васильевич Савиных.
"Дед Николай говорил: делай, что должно. Он был связист. Если помните фильмы о войне, где по полю бежит солдатик и тащит провод, это как раз и есть дед Николай. Он был командиром взвода связистов, обеспечивал связь между командованием батальона и передовыми частями пехоты. Очень часто ему приходилось тащить этот провод, поскольку его перебивали снаряды, и он не знал, столкнется он с нашими частями или с уже прорвавшимися немцами. Это тоже было нормой, повседневностью. И он тоже говорил: не думал, что ему удастся выжить. Они фактически уже похоронили себя мысленно", – вспоминает деда Андрей Савиных.
Дед Николай воевал на Северо-западном фронте, а потом оказался на Белорусском. У Николая Васильевича две награды за боевые заслуги, награда за взятие Кенигсберга.
И оба деда Андрея Савиных освобождали Беларусь.
Боевую историю дедов их внук знает хорошо – кроме рассказов, которые сохранились в памяти, остались у семьи и военные билеты, где прописан весь их боевой путь, вся их служба.
"Они прошли славный путь, они вернулись с войны, жили мирной жизнью, растили детей, пестовали внуков – меня", – смеется Андрей Владимирович.
О войне оба его деда говорили спокойно.
"Видимо, что-то уже было пережито, передумано. Они понимали, что сражались за родину, за будущее своих потомков, и готовы были отдать за это жизнь. Мы должны сохранять эту память", – уверен их внук.
Война заставляет человека сделать выбор, говорит он о собственном восприятии тех событий, о выводах, которые делал в разговоре с дедами.
"Человек – или он становится во весь рост и может противостоять ужасу, или он ломается и гибнет. Эту мысль, наверное, дед и пытался донести до меня", – делится своими мыслями Андрей Владимирович и вспоминает, как дед Петр, убежденный, что не выживет в войне, в своих рассказах добавлял: он ценил каждый день жизни, прожитой пусть и в тех жутких условиях.
Слушайте историю Андрея Савиных в проекте Sputnik "Фронтовая перекличка".
"Фронтовая перекличка" – традиционный проект пресс-центров Sputnik Ближнее Зарубежье. В 2020 году мероприятие будет проводиться в третий раз. Но ограничительные меры по причине пандемии COVID-19 внесли коррективы.
Видеомостов, связывающих пресс-центры разных редакций, не будет. Будут публиковаться видеоролики с известными гражданами и государственными деятелями этих стран, которые расскажут семейные истории об участниках Великой Отечественной войны.
Смотрите также:
- Лидия Ермошина: отца на войне спас черепаховый суп
- Павел Легкий: "Бабушка прошла 200 километров, чтобы повидаться с дедом"
- Солдата спасло от расстрела письмо жены — история от Светланы Назаренко