"Письма счастья" за простой транспорта: почему виновнику ДТП выставили счет

© Sputnik / Кирилл Каллиников / Перейти в фотобанкЗеркало заднего вида в троллейбусе
Зеркало заднего вида в троллейбусе - Sputnik Беларусь
Подписаться на
НовостиTelegram
Если попасть в аварию в центре Гродно, то можно получить не только штраф от ГАИ, но и финансовую претензию за простой троллейбусов до 200 рублей.

ГРОДНО, 21 июн – Sputnik, Инна Гришук. Гродненский водитель, который попал в аварию на оживленном перекрестке в центре города и на 40 минут заблокировал движение транспорта, в начале июня получил "письмо счастья" от Гродненского троллейбусного управления с просьбой заплатить 190 рублей за простой общественного транспорта. На предприятии рассказали, что такой случай не первый, и объяснили, почему и на каком основании требуют компенсировать ущерб за простой застрявших в пробке "рогатых" машин.

Массовое ДТП с участием общественного транспорта в Минске - Sputnik Беларусь
Видео
Массовое ДТП с автобусами и троллейбусом в Минске попало на видео

За 50 минут набежало 190 рублей

Авария, в которую попал 20-летний житель Гродно Алексей, произошла 22 марта нынешнего года на перекрестке улиц Социалистической и Кирова в Гродно. Машины чуть больше часа стояли на перекрестке, а вместе с ними в пробке – другие водители и общественный транспорт. Спустя два с половиной месяца Алексей получил письмо от УГП "Гродненское троллейбусное управление", где ему предлагалось добровольно оплатить 190 рублей и 2 копейки ущерба, который понесло транспортное предприятие из-за аварии.

Водители не могли разъехаться по Европротоколу, так как у одной из машин были серьезные повреждения. В тот день инспекторы ГАИ были заняты на других вызовах и приехали на место аварии только через минут 40 или 50. Из полученного Алексеем письма следует: пока троллейбусы стояли в заторе, УГП "Гродненское троллейбусное управление" несло убытки. Произошла задержка 20 троллейбусов, которые следовали по десяти маршрутам.

Что говорят в троллейбусном?

Корреспондент Sputnik обратилась в УГП "Гродненское троллейбусное управление" с просьбой прокомментировать ситуацию и разъяснить гродненским водителям, на каком юридическом основании предприятие отправляет письма-претензии в адрес виновников ДТП.

Работа сотрудника таможенной службы - Sputnik Беларусь
Таможня: забыл деньги в паспорте на границе – получишь штраф до 50 базовых

Как рассказала юрисконсульт УГП "Гродненское троллейбусное управление" Юлия Головач, в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Гражданского кодекса Республики Беларусь лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

"Под убытками понимаются, в том числе и неполученные доходы, которые были бы получены при обычных условиях гражданского оборота. То есть, если бы не случилось дорожно-транспортное происшествие, из-за которого транспорт не смог функционировать в нормальном режиме", – комментирует Головач.

По словам собеседницы, троллейбус не во всех ситуациях способен объехать место ДТП. Часто длина штанг токоприемников этого вида транспорта не позволяет ему объехать место аварии. Если произойдет такой простой, предприятие устанавливает причинную связь ДТП и задержки движения транспортных средств.

Как подсчитывают убытки?

"Методика подсчетов утверждена Министерством транспорта и коммуникаций в 1995 году. Величина убытков зависит не от времени простоя. Вычисляется особый показатель – потери машино-место-километров", – отметила собеседница Sputnik.

Водитель за рулем автомобиля - Sputnik Беларусь
Мужчина подвозил попутчиков за деньги через blablacar и получил штраф

Виновнику аварии приходится возмещать не только упущенную выгоду общественного транспорта, который стоял и не развозил пассажиров какое-то время, но еще и расходы на организацию альтернативного движения. Указывается число потерянных рейсов, а также подробно рассчитывается, сколько пассажиров потеряло транспортное предприятие из-за остановки транспорта, сколько километров не смогли проехать пассажиры. Учитывается даже пробег машин предприятия.

"Страхование гражданской ответственности не предусматривает страхового возмещения убытков и упущенной выгоды. Поэтому по этой статье расходов автовладельцу приходится платить самостоятельно", – добавляет юрисконсульт предприятия.

Если простой из-за форс-мажора, то претензии не направляют

Поинтересовались мы и тем, отправляются такие письма-претензии только водителям или также организациям, из-за которых троллейбусы оказываются в вынужденном простое, а предприятие теряет прибыль. Например, высылались ли претензии к ЖКХ, сотрудники которого минувшей зимой не расчистили снег, из-за чего троллейбусы не могли проехать по маршруту, к ГАИ из-за сломанных светофоров, приведших к пробкам и задержкам транспорта. Или к Гродненскому автобусному парку, чьи автобусы также периодически попадают в ДТП и блокируют движение общественного транспорта, в том числе, в центре города?

Терафлю - Sputnik Беларусь
Штраф за пачку Терафлю: белоруску наказали за лекарство на границе

Это в УГП "Гродненское троллейбусное управление" пояснили так: претензии высылаются всем виновникам ДТП, в результате которого произошел простой транспорта. Информацию о виновниках ДТП дает ГАИ.

"Если виновник ДТП работник какой-либо организации или предприятия, значит, претензия направляется в его адрес как физического лица, управлявшего данным транспортным средствам, действия которого привели к ДТП. Если простой произошел из-за форс-мажорных обстоятельств, то претензия не высылается", – отметила Головач.

Парню не повезло, обычно ущерб до 20 рублей

По словам собеседницы, обычно предприятие старается максимально уменьшить убытки, а также минимизировать дискомфорт пассажиров. Так, информация об аварии и возможных простоях троллейбусов к ним поступает в течение 10-15 минут. Если есть возможность объехать затор, то троллейбусы перенаправляют по другим линиям. Например, могут направить маршруты не по Старому, а по Румлевскому мосту.

На предприятии говорят, что чисто по-человечески, понимают недовольство водителей, которым высылают претензии о компенсации убытков, но просят взглянуть на ситуацию с другой стороны.

"Мы тоже считаем свои деньги. Из-за вынужденных простоев и ДТП предприятие несет убытки. Так, дотация на городской пассажирский транспорт, которую получает предприятие, зависит от объема выполненных работ. В результате простоев мы недополучаем эти деньги", – говорит собеседница.

Обычно граждане добровольно оплачивают суммы выставленных им претензий. Например, за последний год было направлено более ста претензий виновникам ДТП.

"Из них 70% оплачены в добровольном порядке, остальные – в принудительном (по решению суда), что влечет дополнительные расходы по оплате судебных издержек", – сообщила юрисконсульт.

Обычно суммы претензий небольшие и не превышают 20 рублей. Сумма претензии водителя Алексея, который должен возместить 190 рублей за вынужденный простой троллейбусов, – одна из самых крупных. Парню просто не повезло, так как авария произошла в центре города на узкой улочке, где проходит много троллейбусных маршрутов и разъехаться нет возможности. Он уже обратился в УГП "Гродненское троллейбусное управление" и попросил дать ему отсрочку платежа.

Лента новостей
0