Часто приходится слышать критику и недовольство школьным питанием. И дети жалуются, и их родители хором плачут: все плохо. Так ли все на самом деле, Sputnik разбирался с бренд-шеф-поваром, диетологом, технологом общественного питания Мариной Бондарович.
Миф 1. Питание готовится не в школах, а привозится и разогревается.
Нет, это не так. Это заблуждение пришло к нам из России – там именно так и обстоит дело. Сторонние организации готовят еду для школьников, привозят и только разогревают.
В Беларуси все готовится на месте. Причем чаще всего это ручной труд, не механизированный. В каждой школе есть свой пищеблок, который находится в ведении Комбината школьного питания, откуда и идут все разнарядки и распоряжения. У директора школы право исключительно подписи меню. Ну и предоставления помещения.
Качество питания проверяется каждый день – бракеражная комиссия отмечает качество в журнале, в нем расписываются все члены комиссии.
Миф 2. Несъеденные блюда могут на следующий день разогреваться и снова поступать в продажу.
Это исключено. Дело в том, что существует такой документ как примерное двухнедельное меню, которое имеет еще и свою сезонность, в зависимости от времени года.
К концу рабочей смены в пищеблоке не должно оставаться никаких остатков готовой продукции, иначе это может иметь достаточно суровые последствия. То есть каждый день должны быть новые блюда, только из нового сырья.
Миф 3. Продукты привозятся ненадлежащего качества.
Такого быть не может. Все продукты для школьного питания проходят согласование в море инстанций, прежде чем комбинат выберет поставщиков. И регулярно проводится огромное количество проверок, которые даже не снились ресторанам и кафе.
Миф 4. Школьное меню такое бедное, потому что повара воруют, оставляя для детей "по остаточному принципу" то , что самим не понадобилось.
Это тоже из разряда сказок. Но! Как мы помним, на момент окончания смены на производстве не должно быть излишков продукции. Так вот, иногда эти излишки могут быть у работников.
И еще момент. Школьное питание работает по Сборнику рецептур блюд, утвержденному еще в 80-х годах, но регулярно переиздаваемому. А он построен так, что излишки будут в любом случае! Причем в достаточно большом количестве. Как с этим бороться? А элементарно. Согласно СТБ 1210-2010, все блюда могут быть изменены в соответствии с другой кондицией сырья, и при этом пересматриваются закладки. Только этим заниматься никто не хочет. Технологи сейчас в дефиците, а грамотных технологов и вообще нет, к сожалению.
Миф 5. Идет тотальное недовложение сырья и уменьшение порций.
К огромному сожалению, наши дети приучены к чему угодно—сосискам, фаст-фуду, гамбургерам, пельменям, но только не к обычным кашам, борщам и котлетам! И сложно перестроить пищевые привычки, особенно если к этому дома не привыкли – проще сказать, что невкусно.
А объем порций очень даже и соблюдается. Хотя, как говорится, "в семье не без урода" – недобросовестные люди есть в каждой профессии. Но попробуйте поесть вместе с детьми – вы поймете, что это заблуждение.
Миф 6. Неразнообразное меню и каждый день сосиски.
Меню в школьном питании разрабатывается с учетом всех норм, и есть определенные требования и по вложению сырья, и по присутствию там овощей, фруктов, злаковых. Причем меню в каждой школе висит на входе, и каждый родитель может мало того что познакомиться, так еще и продегустировать, купив порцию.
Есть и еще один приятный момент: во многих школах можно заказать банкетные блюда по совершенно другим ценам, нежели в гипермаркетах. И с полной уверенностью, что все будет непременно свежим. Потому заходите, общайтесь с поварами, пробуйте вместе с детьми. Уверяю, вам непременно понравится!
Миф 7. В школьных столовых работают низкоквалифицированные кадры.
Повара школьного питания принимают участие как в городских мероприятиях, так и в конкурсах профессионального мастерства. Причем занимают далеко не последние места!
К тому же это довольно тяжелый труд, который ложится на женские плечи: носить тяжелые котлы мало кто из мужчин хочет. В больших школах рабочий день начинается в 5 утра, а заканчивается хорошо если в 16 вечера. Вот и посчитайте переработку. И сейчас все повара имеют и высокие разряды, и профильное образование. Потому как во многих школах стоит сложное техническое оборудование, а им непременно нужно уметь пользоваться. Те же пароконвектоматы, которыми обеспечиваются школы, чтобы исключить заболевания желудочно-кишечного тракта у детей.
Миф 8. В школах нельзя поесть родителям.
В школах действует минимальная наценка, и никто не в праве ее поднимать. Поэтому, помимо отличных блюд за совершенно незначительные цены, можно заказать у завпроизводством праздничные блюда за очень смешные деньги.
Миф 9. Отсутствие контроля в школьных столовых.
Количество проверок школьного питания уже давно наводит ужас на всех, кто с этим связан. Представьте: за день их может быть даже три штуки – от санитарной станции до мониторинга министерств, ведомств и так далее. Как школьному повару уберечься от стресса и при этом еще и успеть все качественно сделать? К тому же именно к этой отрасли в обществе культивируется негатив.
Миф 10, заключительный. Оплата труда.
Раньше, когда в Минске было районное распределение по комбинатам питания, зарплаты школьных поваров разнились. Сейчас же в среднем по городу примерно одинаковые. Их сложно назвать большими, но и маленькими тоже. От 400 и до 600 рублей. Мне сложно сказать, учитывая все нюансы работы, много это или мало. Я думаю, каждый решит для себя, захочет он работать так или нет.
Но в каждой профессии есть энтузиасты, и это счастье! На школьной кухне тоже есть немало людей, которые работают с душой.
Читайте также:
- Когда в меню "Маленький цезарь", школу пропускать нельзя: кое-что о питании
- Весеннее меню: с 11 марта минских школьников будут кормить новыми блюдами
- Носят "ссобойки" или сидят голодные: чем и как кормят детей в минских школах