В старых двухэтажках на улице Железнодорожной живут люди, которые вынуждены круглый год греть воду на плите и пользоваться туалетом на улице: Sputnik побывал в "трущобах" в центре города и расспросил местных жителей про их быт.
О сносе кирпичных двухэтажек на Железнодорожной говорят с 2013-го. Согласно Генплану столицы, совсем скоро многие местные дома ожидает снос. В числе домов, исключенных по проекту из Железнодорожной улицы – старые строения по адресам 9, 13, 13а, 15 и 17.
XXI век с тазиками и туалетом на улице
По словам местных жителей, двухэтажки на Железнодорожной улице построили после войны: состояние их настолько изношенное, что не спасет и капитальный ремонт. Но хуже всего даже не то, что дома обветшали: в них нет горячей воды и не предусмотрена канализация. "Так и живем: вечно с тазиками и туалетом на улице в XXI веке", – сетуют они.
С улицы дома выглядят не так и плохо: по словам жильцов, недавно их чуть подкрасили, укрепили балконы, а вот внутрь пробираться не стали, так что печальнее остальных выглядит дом №13А, стоящий в глубине двора.
"Серьезного ремонта не было – зачем? Очевидно, что этим домам он уже не поможет", – делятся жители Железнодорожной.
Владельцы недвижимости здесь, конечно, знают, что грядет снос. Как ни удивительно, есть среди старожилов и те, кто хочет "доживать свой век" в родных стенах (к примеру, жильцы одного из домов категорически отказались "жаловаться журналистам" на условия проживания в домах, лишенных самых привычных удобств).
"Я живу здесь очень много лет, ко всему привыкла – я другие условия жизни и не знаю. Супруг умер давно, а я живу себе. Магазин, аптека, остановка есть, не нужна мне никакая другая квартира", – рассуждает одна из местных жительниц.
Одинокая и пожилая женщина сетует: оставить полученную взамен снесенной квартиру ей будет некому, а перспектива скорого переезда без чьей-либо помощи ее совсем не радует; к тому же, слышала, что переселить могут и на окраину.
Заселены дома под завязку, говорят тут. И действительно, из открытой форточки слышен звон посуды, с веревки около 17-го дома свисает свежевыбитый половик, часть старых деревянных окон заменена стеклопакетами, а выглядывают из них занавески и цветы в горшках.
Кто-то сам провел канализацию в квартиру, некоторые не потянули
Во дворе – только многолетние качели с облезшей краской да покосившиеся скамьи под единственным для каждого дома подъездом. Местные сетуют: вечером даже страшновато выпустить ребенка погулять; по их словам, за детскими площадками, как и за чистотой территории, давно перестали наблюдать пристально.
"Листья у нас под окнами лежат с прошлой осени! В подъезде вообще сама убираюсь тут, на первом этаже живу: у нас дети маленькие, носятся туда-сюда, все в квартиру несут", – жалуется Sputnik Нина Ивановна, она живет на первом этаже 13-го дома.
Вблизи домов растянулись еще сараи с пронумерованными "чуланами": некоторые из них не открывали настолько давно, что замок насквозь проржавел и почти врос в старые дверные доски, но многими активно пользуются – они накрепко заперты.
В подъезды ведут деревянные двери, все – без замков, но внутри чисто, а около дверей стоят кофейные банки-пепельницы. Сами подъезды друг от друга отличаются лишь цветом стен. Каждый дом с широкими пролетами и скрипучими деревянными лестницами разделен на восемь квартир, в некоторые из них ведут крепкие металлические двери.
"В последний раз нас застройщик вызывал 19 февраля: спрашивали, чего мы хотим – денежную компенсацию или квартиру. Сказали, в следующий раз уже на подписание только приехать нужно будет – может, летом, наконец, переселят?" – задается вопросом Нина Ивановна.
Женщина живет в квартире уже больше 30 лет, теперь – с сыном и его семьей: супругой, сыном-школьником и маленькой дочерью. Она рассказывает, что проведением горячей воды и канализации в свои квартиры люди занимались по собственной инициативе и за свой счет, но "потянули не все".
"Мы, например, уже лет десять как себе туалет сделали в квартире. Да многие люди отремонтировались, ну а как иначе жить? У нас в доме только из одной квартиры жильцы не смогли себе этого позволить, все еще в уличный туалет бегают, там парень живет с мамой-пенсионеркой", – делится собеседница.
По словам других жителей, пользоваться туалетом на улице практически невозможно: в жутковатой постройке с буквами "М" и "Ж", стоящей на примерно одинаковом расстоянии от каждого дома, темно и, конечно, холодно.
"Раньше был бойлер, а теперь греем ведерки и моемся"
Горячей воды в квартире Нины Ивановны нет. Ее проведение в дома жильцы пытались инициировать еще много лет назад, а теперь перестали: ни к чему, раз все равно снесут. "У нас раньше был бойлерный котел, тогда свет был дешевле, грели его по два часа. А сейчас установили ванну, на плите греем ведерки и моемся так. Иначе знаете сколько света надо?" – рассказывает женщина.
Нина Ивановна, хоть и привыкла к жизни здесь, переезда очень ждет: "хочется уже квартиру, чтобы балкончик был", только в окрестностях – на Уманской, Разинской или Щорса, чтобы не уезжать из центра города далеко от работы и мест учебы детей.
"Сейчас вплотную идет процесс предоставления выбора новых квартир, лично мы довольны предложением, которое нам сделали: живем тут с 2002-го и, конечно, хотим скорее переехать, даже ремонта серьезного в квартире не делали. А за что тут держаться? Это же развалюха! Если и будут недовольные, то только те, кто район слишком сильно любит", – рассказала другая собеседница агентства из дома по соседству.
Несколько лет назад все здесь знали, что снос старых двухэтажек невозможен, пока не закроют авиаремонтный завод и первый аэропорт. Тогда, осознав пока далекую перспективу переезда, жильцы стали даже делать ремонт: "Не хотелось еще десять лет прожить в развалинах".
По их словам, в старых домах есть люди самого разного возраста, которые долгие годы приспосабливались к жизни, кто как мог: с детьми без горячей воды никак, именно потому у многих и стоят бойлеры. Теперь, говорят местные жители, тут, очевидно, вырастут высотки.
"В июле прошлого года аэропорт закрыли, а уже 1 сентября пришло письмо о том, что этот участок согласно Генплану города будет застраиваться новыми домами, а наши подлежат сносу", – без сожаления вспоминает жительница Железнодорожной. Она надеется, что переезд произойдет уже в этом году – люди попросту устали жить на чемоданах.
Читайте также:
- Экскурсовод о Тракторном поселке: из землянок переехали в квартиру с ванной
- "Минск, трамвайная остановка "Стадион", профессору Шапиро…"
- Утвержден перечень градостроительных проектов на 2019 год