Ученые, артисты, ремесленники – евреи оставили в истории белорусской столицы глубокий след, однако до сих пор эта тема остается малоизученной.
Михаил Володин, писатель и автор блога "Минские историйки", готовит к изданию свою вторую книгу о столице, посвященную ее еврейскому прошлому, однако уверяет, что его труд ни в коем случае нельзя приравнивать к работе историка или краеведа. Во-первых, кое-что в "историйках" можно назвать скорее городскими легендами, чем реальными фактами. Ну а во-вторых, шутит Михаил, историки сыплют именами и датами, а он просто пишет свои рассказы – и тут же забывает о них.
Корреспондент Sputnik Анастасия Волчок встретилась с Михаилом Володиным и узнала о загадочном прошлом любимых минчанами и туристами уголков столицы. Например, знаете ли вы, что общего между тонущей Немигой, Воложином и королем Франции Людовиком XVIII?
Изгнание в Шаббат
В 30-е - 40-е годы XVIІІ века главным раввином Минска был известный мыслитель и культурный деятель Иехиель Гальперин. В это же время в городе появился молодой, но уже известный ученый-талмудист Арье Лейб бен-Ашер Гинцбург. Арье Лейб был молод, горд и от природы откровенен, чем успел нажить себе много могущественных врагов.
"С появлением в городе Арье Лейба минские евреи разделились на два лагеря: одни поддерживали главного городского раввина, другие — знаменитого талмудиста", — рассказывает Михаил Володин.
Это противостояние закончилось тем, что Арье Лейб бен-Ашер был вынужден покинуть Минск.
Вот что пишет Володин в минской историйке:
"В первых числах апреля 1742 года, в священный для евреев час предшабатнего заката, под крики и улюлюканье толпы в простой крестьянской телеге, не успев ни собраться, ни попрощаться с учениками, из Минска уезжал знаменитый талмудист Арье-Лейб бен Ашер Гинцбург. Собственно, не уезжал — изгонялся!
За десять лет, что он прожил в Минске, постоянные споры с главным раввином города, каббалистом и знатоком Торы "минским гаоном" Иехиелем Гальпериным достигли такого накала, что сторонники последнего решили изгнать бунтаря из общины. И сделали это самым обидным и унизительным способом: не позволили взять с собой даже свечи для Шаббата!"
Жертвы реки Свислочь
Легенда гласит, что бен-Ашера посадили в телегу и вместе с несколькими учениками вывезли за пределы Минска. Эта процессия двигалась вдоль Немиги, и когда она достигла старого моста через Свислочь, – он был там, где сейчас пустырь после сноса здания ВДНХ, - Арье Лейб бен-Ашер вскинул руки в проклятии. Тем же вечером Минск постигло страшное наводнение — проклятие начало действовать!
"На протяжении многих лет после этого еврейские мамы не пускали своих детей купаться в Свислочи. Считалось, что пока не утонет то ли пять, то ли семь человек, – в разных источниках по-разному, – купаться в реке нельзя", - рассказывает Михаил Володин.
А тогда лишь одна женщина, булочница Блюмке, посочувствовала изгнаннику и дала ему с собой три субботних хлеба. Бен-Ашер благословил ее, и с тех пор дела Блюмке резко пошли в гору: говорят, ее выпечку возили даже в Литву.
Облако в шляпе и плаще
Считается, что именно после изгнания бен-Ашера город начало затапливать каждый год. Минчане безрезультатно боролись с наводнениями, даже не подозревая, что за ними стоит обида несправедливо обиженного талмудиста. Для борьбы со стихией, по словам Михаила Володина, создавались специальные бригады, которые помогали спасать людей, так как пожарная служба (которая, несмотря на свое название, занималась и наводнениями) не справлялась. Потом вырыли искусственный резервуар - Комсомольское озеро, но и это не помогло.
После войны приняли решение создать Минское море, которое служило бы своеобразным водным амортизатором для столицы. Однако уже в ходе работ выяснилось, что на том месте, где было решено строить плотину, - влажный песок, плавун. Он, как жижа, стекал с экскаваторов, и невозможно было вырыть котлован под фундамент. Было решено это место взорвать, чтобы вытянуть плавун на поверхность.
"Заложили несколько десятков тонн тротила. И рассказывают, что когда рвануло, в небе возник силуэт человека в плаще и шляпе", - рассказывает Михаил Володин.
Правда, начальник строительства водохранилища Анатолий Кашкан, судя по воспоминаниям, никакого черного человека не видел, но грязевое облако, по его словам, взметнулось в небо километра на три — не меньше. И было это пострашнее всяких призраков.
Словом можно ранить, словарем – убить
А при чем в этой истории Воложин, спросите вы. Именно туда отправился изгнанный из Минска Арье Лейб бен-Ашер. Там он основал Воложинскую иешиву, впоследствии самую знаменитую и почитаемую в Восточной Европе. Впрочем, таковой она стала чуть позже, при Хаиме Воложинере - ученике все того же Арье-Лейба. Сам же учитель в Воложине написал главную книгу своей жизни под названием "Рычание льва".
После он много путешествовал и в итоге стал раввином во французском городе Мец. Арье Лейб бен-Ашер был уже в почтенном возрасте, когда в 1782 году синагогу в Меце посетил граф Провансальский – будущий Людовик XVIII. По историческим свидетельствам, принц принял благословение раввина, а окружающим сказал: "Еврей ли, христианин ли, мне безразлично; я почитаю добродетель, кем бы она ни была осуществляема".
Закончил свои дни бен-Ашер, будучи глубоким старцем, – и весьма странным образом.
"На него упал книжный шкаф, и последними его словами было: "У меня было много врагов, и они написали много книг", - рассказывает Михаил Володин.
К этому времени трехтомник Иехиэля Гальперина, который можно сравнить с трудами отца истории Геродота, еще не был издан, так что нельзя сказать, что главный минский раввин, из-за которого случилась вся эта история, приложил руку к смерти своего противника. А что связывает Гальперина и минский стадион "Динамо", вы узнаете из следующей историйки.
Легенда гласит, что бен-Ашера посадили в телегу и вместе с несколькими учениками вывезли за пределы Минска. Эта процессия двигалась вдоль Немиги, и когда она достигла старого моста через Свислочь, – он был там, где сейчас пустырь после сноса здания ВДНХ, - Арье Лейб бен-Ашер вскинул руки в проклятии. Тем же вечером Минск постигло страшное наводнение — проклятие начало действовать!
Побродить по былым еврейским местам Минска можно на белорусской версии Sputnik.
Читайте также:
-
Исчезновение легенды: как закапывали Немигу
- Фотопрогулка по минским подземельям
-
Где искать историческое русло и исток Немиги