Елена Ольшанская, Sputnik.
Решение Минского автозавода продать принадлежащие ему 44,4% акций совместного предприятия "МАЗ-МАН" нужно рассматривать как попытку улучшить финансовое положение акционера, считает глава Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич.
О решении МАЗ продать третьим лицам 44,4% уставного фонда совместного белорусско-германского ЗАО "МАЗ-МАН" стало известно в понедельник из сообщения пресс-службы Госкомитета по имуществу. Стоимость пакета акций оценена в 1,8 миллиона долларов, при этом продавец готов предоставить рассрочку платежа на срок до полугода. Исходя из количества выставленных на продажу акций и общей цены пакета, одна простая акция оценивается примерно в 600 долларов. Это достаточно высокая цена для белорусского рынка. Для сравнения, одна простая акция одного из самых прибыльных предприятий в стране — Мозырского НПЗ — стоит немногим более двух тысяч белорусских рублей, да и то после проведенной АО несколько лет назад переоценки своих активов.
МАЗ сбрасывает балласт
Тот факт, что финансовые дела белорусского производителя грузовых автомобилей и пассажирской автотехники оставляют желать лучшего, уже ни для кого не секрет. И хотя руководство МАЗа традиционно предпочитает замалчивать финансовые показатели, определенные выводы можно сделать по данным о продажах продукции МАЗ в России, которая по-прежнему является для него основным рынком сбыта.
Минувший год для белорусского предприятия на российском рынке был провальным. По данным российского аналитического агентства "Автостат", за 2015 год продажи грузовиков МАЗ в РФ рухнули примерно на 45%. По итогам первого квартала текущего года МАЗ сократил продажи в России на 35,2%, однако в апреле статистика несколько улучшилась: падение сократилось примерно до 11% по сравнению с апрелем прошлого года. Но, несмотря на улучшение показателей, статистика все еще далека от благополучной.
По данным Минфина Беларуси, за 2015 год МАЗ получил общий убыток в размере около триллиона, при этом убыточной была и реализация продукции: на этом предприятие потеряло порядка 0,5 триллиона рублей. Численность работников сократилась более чем на 1,3 тысячи человек.
"МАЗ находится в тяжелейшей финансовой ситуации и вынужден структурировать свой бизнес, выходя из непрофильных и малоприбыльных активов", — заявил Sputnik в данной связи глава БАА Сергей Михневич.
В то же время он заметил, что не готов "с цифрами в руках" анализировать финансовое состояние "МАЗ-МАН". "Но очевидно, что его продукция уже какое-то время не слишком востребована на рынке", — заметил эксперт.
Друзья уходят как-то невзначай…
"МАЗ-МАН" был создан в 1998 году компаниями MAN Nutzfahrzeuge AG, Минским автозаводом и "Лада ОМС Холдинг", принадлежащим бизнесмену Алексею Ваганову, который известен и другими автомобильными проектами в Беларуси. В частности, Ваганов стоял у истоков создания на мощностях СП ЗАО "Юнисон" в поселке Обчак под Минском сборочного производства иранских "легковушек" марки "Саманд" совместно с Iran Khodro. Однако этот проект успешным не стал. Сейчас иранский производитель пытается вернуться в Беларусь — с Вагановым или нет, неизвестно.
Возвращаясь к судьбе "МАЗ-МАН", стоит вспомнить, что спустя пять лет немецкая компания решила выйти из СП в Беларуси. Вскоре структуры олигарха Виктора Шевцова (ему принадлежат Трастбанк и австрийская фирма) стали владельцами контрольной доли в "МАЗ-МАН".
Между тем, по данным статистики Национального банка Беларуси, дела у Трастбанка тоже обстоят не самым радужным образом. Так, за первый квартал этого года банк получил прибыль в размере всего лишь 261 миллион рублей — по сравнению с январем-мартом 2015 года она сократилась в 2,8 раза. На начало прошлого года банк имел явные проблемы с нормативным капиталом, что могло бы повлечь ограничения со стороны регулятора. Однако собственники банка смогли представить убедительный план пополнения нормативного капитала, меры реагирования были отсрочены.
"Как известно, МАН давно вышел из активов этого СП. Финансовые дела новых собственников — если можно так назвать Трастбанк, который купил эту долю около пяти лет назад — тоже оставляют желать лучшего. Фактически, предприятие (МАЗ-МАН" — Sputnik) повисло в воздухе", — заметил в данной связи Михневич.
Призрак приватизации вернулся
В качестве еще одной причины продажи пакета "МАЗ-МАН" собеседник агентства рассматривает возвращение белорусских властей к идее продать МАЗ.
"Избавление от малоэффективных активов можно рассматривать и как предпродажную подготовку. Такие действия собственники предпринимают именно тогда, когда готовятся к приватизации и последующей продаже. Но я сомневаюсь, что сейчас МАЗ вообще кто-то купит", — заметил Михневич.
Между тем, стоит вспомнить, что в начале апреля этого года президент Беларуси Александр Лукашенко, посещая МАЗ, заявил, что новых кредитов и господдержки предприятию "на проедание" не даст. Примерно годом ранее глава государства фактически наложил вето на планы по объединению МАЗа и российского КАМАЗа — этот интеграционный проект Беларусь и РФ пытались реализовать около пяти лет. Однако, из-за юридических сложностей и "некомпетентности чиновников", как в свое время охарактеризовал это Владимир Семашко, в то время занимавший пост первого вице-премьера, проект так и не сдвинулся с мертвой точки.
Примечательно, что 26 мая Лукашенко подписал указ №180, направленный на господдержку предприятий государственного холдинга "Автокомпоненты". Заводы холдинга получат бюджетные займы общей суммой до 39,6 миллионов долларов через эмиссию долгосрочных валютных гособлигаций.
МАЗ в этот список не вошел. Таким образом, заявление президента о том, что новых кредитов и господдержки не будет, воплотилось на практике. Очевидно, белорусские власти посчитали, что нет смысла вкладывать деньги в то, что никому не нужно или в то, что вскоре будет продано.
"Если говорить о потенциальном покупателе МАЗа, можно предположить, что это будет, скорее всего, внутренний инвестор. Возможно, это будет "Амкодор" (владелец "Амкодора" — белорусский бизнесмен и сенатор Александр Шакутин), возможно, что кто-то придет извне, но в таком случае это будет не российский автопром, список потенциальных российских партнеров давно известен и он себя уже исчерпал", — заявил в данной связи Михневич.
Кому нужны "легковушки"
Глава БАА отмечает, что в текущей экономической ситуации найти стратегического инвестора для МАЗа в случае, если государство действительно решило его продать, будет очень сложно.
"Я не могу даже предположить, какую продукцию там надо выпускать, чтобы она была ориентирована на экспорт и востребована на внешних рынках. Как вариант — перепрофилировать под выпуск легковых автомобилей", — отметил Михневич.
В то же время он обратил внимание, что технологически МАЗ не рассчитан на конвейерную сборку легковых авто. В этом случае потребуются значительные инвестиции.
"Но сейчас я вообще крайне скептически отношусь к любым проектам по сборке легковых автомобилей. В нынешней экономической ситуации это бесперспективно, рынок перенасыщен", — сказал Михневич.
Компания "МАЗ-МАН" производит большегрузные автомобили для региональных и международных перевозок, фронтальные погрузчики. Производственные мощности завода рассчитаны на выпуск до трех тысяч автомобилей в год. Сейчас предприятие выпускает седельные тягачи, самосвалы и шасси.