Еще месяц назад турагентства, пребывая в неведении о сроках пандемии, с надеждой убеждали своих клиентов не забирать деньги, уплаченные за туры во время раннего бронирования.
Предполагалось, что с началом сезона запланированный отдых все-таки можно будет устроить, пусть и с переносом. Однако с тех пор ситуация изменилась. Стало очевидно, что отпускной сезон если и возобновится, то, по прогнозам различных экспертов, не раньше сентября.
Не все туристы согласны так долго пребывать в неопределенности, да и планы на отдых с учетом затянувшегося кризиса многим придется пересмотреть. Кто-то оказался в длительном вынужденном неоплачиваемом отпуске, кого-то вообще уволили. И сейчас людям очень бы пригодились те 2-5 тысяч белорусских рублей, которые некоторые уже отдали за свои путевки.
Часть туристов все-таки не выдержала и пробует через суды добиться возврата денег. Каковы шансы на возврат средств за путевки и откроется ли туристический сезон в этом году, представители турбизнеса рассказали корреспонденту Sputnik Тамаре Зениной.
Заплатила деньги, а турагентства больше нет
Светлана К. из Гомельской области еще в январе позаботилась о предстоящем летнем отдыхе.
"18 января я заключила договор с ООО "Центр туризма "Южный край" на организацию тура в Турцию на четверых человек со 2 по 11 июня 2020 года. По требованию агента, так как тур покупался по системе раннего бронирования, оплатила всю сумму сразу, а это больше 3,5 тысячи рублей. На тот момент про коронавирус где-то в далеком Китае многие еще и не слышали, и я была далеко не единственная в те дни в агентстве", – вспоминает Светлана.
Волноваться о своем отдыхе она начала с средины марта, когда многие страны стали закрывать границы.
"Тогда я позвонила менеджеру, которая занималась оформлением моего договора, и она посоветовала подождать, пояснив, что до моего отпуска еще больше двух месяцев, что, возможно, к тому времени границы откроются", – рассказывает Светлана.
По ее словам, менеджер убедила, что "в крайнем случае, тур всегда можно будет перенести на другое время или же вернуть деньги".
"Но лучше от тура не отказываться совсем, все-таки рекомендовала менеджер. 30 марта я дозвонилась на прямую линию представителям Министерства спорта и туризма. Мне сказали практически то же самое: лучше тур перенести и не требовать возврата денег. В принципе, такой вариант меня устраивал", – говорит собеседница.
Однако в начале мая, желая вместе с менеджером все-таки выбрать дату для переноса тура, дозвониться в агентство клиентка уже не смогла. А на днях она узнала о том, что ООО, с которым заключен договор, находится в стадии ликвидации.
"Об этом я узнала сама, никто из агентства меня не предупредил", – огорчена клиентка, которой сейчас посоветовали обратиться в суд.
Минчанин Кирилл П. также внес значительную сумму за тур по системе раннего бронирования.
"Мы оплатили половину стоимости тура – полторы тысячи евро. Как только авиаперевозчик, а это наша "Белавиа", официально отменил вылет по нашему направлению, у нас появились основания просить о возврате средств за несостоявшийся тур", – рассказывает Кирилл.
Он говорит, что агентство, с которым заключен договор, находится с ним в постоянном контакте. Именно менеджер сообщила об отмене перелетов и предложила на выбор несколько вариантов развития ситуации.
"Мы можем однократно в период до конца 2021 года изменить сроки тура, маршрут и даже заявленных туристов. Воспользоваться внесенными моей семьей деньгами сможет любая компания, в которой должен быть хотя бы один из тех, кто заявлен в нынешнем договоре. И последний вариант, который нам предложили, – это возврат денег, и мы решили именно им воспользоваться", – делится турист.
В течение двух недель Кириллу обещают ответить на заявление и указать сроки возвращения средств.
Очередь из банков, арендодателей и клиентов
Ситуацию, которая сейчас происходит в туристической сфере, некоторые так и называют – "коллапс". Представители агентств подтверждают, что, даже если бы туристы, как их и просили, не стали требовать возврата средств, избежать этого "коллапса" удалось бы вряд ли.
Владельцы агентств не могут оплатить аренду и налоги, кредиты за новые помещения, которые приобретались для расширения когда-то успешного бизнеса.
"У меня, к счастью, нет никаких обязательств перед отдельными физическими лицами, потому что моя компания обслуживала только крупные заказы, организации выездных семинаров и прочее. Мы подписали множество контрактов с организациями, закрыв практически весь сезон с мая по сентябрь. Предоплату мы не брали, поэтому просто пришлось расторгнуть все договоры.
Однако компания все равно оказалась "на картотеке" с заблокированными счетами. Немногим из нас удалось закрыть налоги за прошлый месяц. За этот вообще сомневаюсь, что кто-то их сможет заплатить", – делится владелица агентства.
Невозможность покрыть расходы привела некоторые фирмы к тому, что они приступили к процедурам ликвидации и банкротства.
"К сожалению, наша компания не смогла пережить этот кризис. Нас не поддержал никто – ни операторы, ни государство. Мы работали в основном с российскими партнерами, и они дали понять, что ничем нам помогать не собираются. Иногда с ними вообще было сложно связаться", – подтвердили свое бедственное положение в Центре туризма "Южный край".
Эта компания, по словам ее представителей, успешно работала на рынке Беларуси девять лет. Сегодня они констатируют, что не смогли возместить стоимость уплаченных туров сотням клиентов по всей стране.
"Мы просим наших клиентов, перед которыми не смогли выполнить обязательств, написать нам письмо с описанием ситуации. В ответе мы укажем, как они смогут узнать номер бронирования и уточнить информацию по турам, которые, может, все еще не отменены. Те, кто собираются в суд, должны понимать, что просто станут в общую очередь на получение денег, очередь из банков, арендодателей и всех остальных клиентов, кому должна компания", – говорят представители обанкротившегося агентства.
400 млн вернуть одномоментно невозможно
Эта компания – не единственная, кто подал документы на ликвидацию, подтвердили в Министерстве спорта и туризма.
"Явление пока не носит массовый характер, но это и не единичные случаи", – отметили специалисты ведомства.
Пресс-секретарь Минспорта Владимир Нестерович напомнил, что сумма задолженности турсферы перед потребителями составляет порядка 400 миллионов рублей.
"Одномоментно нельзя вернуть такие деньги. Поэтому и мы, и все туроператоры продолжаем просить клиентов об отсрочке возврата этих денег или переносе туров", – объясняет Нестерович.
Еще месяц назад министерство совместно с общественными туристическими организациями страны направило в правительство список основных условий, которые, по мнению авторов, помогут отрасли удержаться на плаву.
"Мы просили об отсрочке исполнения обязательств по ранее заключенным договорам, в том числе обязательств по возврату денег при отказе туриста вносить изменения в договор. О налоговых каникулах и запрете налоговым органам арестовывать счета турфирм из-за неуплат", – уточнил Нестерович.
Большие надежды все представители турбизнеса возлагают на готовящийся Указ по поддержке экономики, проект которого накануне с представителями турбизнеса обсудил премьер-министр Беларуси Сергей Румас.
Он поддержал необходимость продления отсрочки возврата денежных средств клиентам до 31 декабря текущего года. Однако если иностранная компания возвращает деньги белорусской турфирме, то деньги клиентам должны быть возвращены в семидневный срок, отметил премьер-министр.
Кому вернули деньги и как вернуть остальным?
"Сейчас операторы, к которым мы отправляем заявления клиентов на возврат денежных средств, ссылаются на то, что сами не могут получить четкого ответа от партнеров из стран, находящихся на карантине", – отмечает председатель республиканской ассоциации туристических агентств (РАТА) Елена Кудлакова.
Тем не менее, она отмечает, что некоторым клиентам деньги все-таки удалось вернуть.
"В основном операторы возвращают часть средств за авиабилеты, которые им вернули авиакомпании в начале кризисного периода. Видимо, впоследствии, оценив объемы ситуации, они перестали это делать. Сегодня, насколько мне известно, ни одна авиакомпания не возвращает деньги. Многие перешли на систему ваучеров, предлагая возможность перебронирования", – рассказывает специалист.
Sputnik стало известно еще о нескольких случаях возврата денег клиентам некоторыми белорусскими операторами.
"У нас налажена хорошая обратная связь со всеми агентами, и мы через них возвращаем деньги клиентам по требованию, по месяцам отмененных туров. Также предлагаем любые варианты переносов туров. Никто из наших туристов до суда не дошел", – сообщили в компании "АэроБелСервис".
Все средства вернули своим клиентам и круизные компании, которые в Беларуси не имеют официального представительства, распространяя туры через агентов.
"Круизные компании с самого начала старались всячески поддерживать своих клиентов. Белорусские туристы, даже те, кто оказался в путешествии во время коронавируса, вернулись все. Им сняли отели и купили билеты на самолеты.
Тем, кто не успел уехать, вернули все уплаченные средства и на депозит, и на карточки, смотря кто как оплачивал. В качестве компенсации на будущие круизы предложили каюты более высокого класса за меньшую цену или бесплатно дорогие услуги, которые не входят в оплаченный пакет", – рассказала партнер сообщества круизных путешественников.
Туристам, которым деньги не вернули, эксперты все-таки не советуют сразу направляться в суд.
Сначала на сайте Министерства юстиции необходимо уточнить, находится ли агентство в стадии ликвидации.
"Если действительно компания запустила процесс банкротства, нужно связаться с ликвидатором или представителем агентства. Ликвидатор расскажет порядок действий, если клиент хочет вернуть деньги, а представитель агентства может посодействовать в сохранении отдыха различными вариантами: договор уступки, договор перевода долга, трехсторонний договор", – объясняет специалист.
Среди озвученных вариантов она называет наиболее вероятным, когда клиента могут передать для дальнейшего обслуживания другому агенту этого оператора.
"Ведь у кого-то забронированы туры на август-сентябрь, и они вполне могут состояться", – говорит Елена Кудлакова.
Поедут ли белорусы отдыхать и по каким ценам?
Главная интрига сезона – состоится ли отдых вообще.
"Сегодня, безусловно, ситуация на туристическом рынке Беларуси очень тревожная. По оценкам Всемирной туристской организации, восстанавливаться весь мировой туристический бизнес будет долго. По самым оптимистичным прогнозам, возможно, к лету следующего года, а то и позже", - говорит представитель Минспорта и туризма Владимир Нестерович.
"Я думаю, что даже, если границы откроют этим летом, нашим туристам в лучшем случае будет доступна Одесса, Затока, может быть, Грузия. Литва и Польша планируют с 15 мая внутренние границы по чуть-чуть открывать. Но для россиян и белорусов, с учетом нашего роста заболеваемости, скорее всего, они будут закрыты", – предполагает хозяйка турагентства.
"Для круизных туров полностью закрыты и не известно, когда откроются, Азия и Ближний Восток. Американские порты открываются, в Англии из одного порта планируется пробный круиз. До сих пор не отменены внутренние круизы по Европе. Другое дело, выпустят ли куда-то нас?" – задается вопросом партнер сообщества круизных путешественников.
"Пока конкретной информации нет ни по одной стране. Но из заявлений представителей туристической сферы разных стран мы видим, что многие страны все-таки нацелены открыть сезон", – говорит председатель РАТА Елена Кудлакова.
По ее прогнозам, первыми станут принимать туристов Албания, Черногория, Тунис, предположительно Турция и Египет.
"Египет уже в середине мая откроется сначала для внутреннего туризма. Но, поскольку для местных тарифы у них значительно ниже, долго они так не протянут", – считает специалист.
При этом она предполагает, что "никакого шокового падения цен не ожидается".
"В системе бронирования мы видим, что цены сохранены такими, какими были просчитаны заранее. Скидки маловероятны, потому что вряд ли заполняемость будет на уровне прошлых лет, поэтому убытки будут закладываться в цену", – отмечает эксперт.
Она рассказывает о том, как при переносе туров приходится убеждать принимающую сторону.
"Порой приходится вести тяжелые переговоры, чтобы нам подтвердили более низкую цену, напоминая, что туристы покупали путевки на раннем бронировании и им полагался более выгодный тариф. К сожалению, договариваться удается не со всеми, но все же практически всегда можно найти компромисс", – уверяет Кудлакова.
Читайте также:
- "Белавиа" возобновляет полеты в Милан
-
Отели Турции введут ограничения для туристов