Аспиранта факультета Международных отношений БГУ китайца по имени Фэй пандемия коронавируса застала в Беларуси, где он живет уже четвертый год.
Последний раз в Китае Фэй был полтора года назад и попадет туда, по всей видимости, не скоро. Тем не менее, молодой человек общается со своими земляками, которые возвращаются в Беларусь и уезжают в Китай.
Он рассказал Sputnik о переменах в своей жизни и у родных и близких в связи с эпидемией.
500 масок из Стамбула
"Я родом из провинции Ганьсу из маленького города Луннань. В нашем городе было подтверждено только четыре случая коронавируса. Всех вылечили, все в порядке", - говорит Фэй и уточняет, что население его "маленького" города – это около трех миллионов человек.
Исходя из этих цифр, действительно становится очевидным, что в родной провинции Фэя эпидемии не было. Но, не смотря на это, говорит Фэй, все необходимые карантинные мероприятия соблюдались жителями неукоснительно.
В городе были закрыты все предприятия и учреждения, а также магазины.
"У одного моего родственника небольшой магазин, его пришлось закрыть. Продукты можно было купить только в больших супермаркетах.
Никаких штрафов за выход из дома в нашем городе не было. Но и случаев, когда кто-нибудь нарушил правила карантина и просто пошел прогуляться, тоже не было. Китайцы – очень законопослушные и ответственные граждане. Они неукоснительно выполняли единственное условие, выходить из дома можно было только в маске", - уточнил Фэй.
Как и все, он очень хотел помочь своим землякам и отправить им маски, которых не хватало, но в минских аптеках купить не успел.
"Мама заранее купила двести масок - и их оказалось достаточно на все время карантина. Один мой одногруппник из университета работает в Стамбуле, и он там купил 500 масок и отправил своим родным в Китай", - рассказал молодой человек.
Экстремальные условия по-разному отразились на людях.
"В некоторых аптеках во много раз поднимали цены на маски, а в магазинах – на продукты первой необходимости. За такие факты наше правительство ввело очень большие штрафы.
Но были и другие случаи. Одна наша знакомая сдавала помещение под кафе, которое закрылось и почти два месяца не работало. И эта женщина отказалась от арендной платы за время простоя", - рассказывает китаец.
Домой лучше не ехать
В настоящее время в его стране карантин завершен, жизнь потихоньку начинает налаживаться, но это уже другая жизнь, считает Фэй.
"Конечно, у всех ситуация тяжелая. Многим не платили деньги. У моего старшего брата двое детей, он инструктор по вождению. Все это время он не работал и до сих пор его фирма не работает, поэтому он просто начал брать учеников, чтобы заработать хоть что-то.
Мой младший брат учитель танцев. Он преподавал в городе Шэньчжэ́нь. Приехал домой на Новый год, как обычно, на неделю, но задержался почти на два месяца. Никакой рекламы о наборе новых учеников он разместить не смог и когда сможет, пока не понятно. Люди в Китае по-прежнему не хотят собираться большими группами.
Мои родители занимались бизнесом, поэтому у них нет пенсии. Они жили за счет ренты за дом, который построили. Смогут ли сейчас платить квартиросъемщики, тоже не известно", - переживает за свою семью парень.
Он говорит, что сам поехать и чем-то помочь родным не может.
"Если раньше из Минска в Пекин можно было добраться за 800 долларов, то сейчас цены на билеты на май от трех тысяч," - говорит Фэй.
К тому же, прекратив распространение вируса внутри страны, сейчас Китай предпринимает огромные усилия для того, чтобы вирус не попал в страну извне.
"Все знают, каких усилий стоило моей стране остановить коронавирус внутри, поэтому я понимаю политику властей, которые сейчас настоятельно советуют всем китайцам, находящимся за границей, не ехать домой", - говорит молодой человек.
Платный и бесплатный карантин
Однако, несмотря на закрытые границы и повсеместные ограничительные меры, поездки граждан не прекращаются. Знакомые собеседника Sputnik в эти дни въезжают и в Беларусь, и в Китай.
"Много моих друзей как раз сейчас возвращаются или уже вернулись из Китая. Все они проходят через карантин под Минском. Я постоянно с ними на связи. Они рассказывают, что живут по два человека в комнате, периодически сдают анализы, могут гулять по территории", - передает китаец.
Земляки практически ни на что не жалуются, потому что и сами хотят убедиться в том, что здоровы. Единственное, чем они недовольны - это еда.
"Если бы им пришлось есть вашу непривычную еду один-два дня, ладно, но две недели выдержать без наших специй, приправ, соусов и продуктов некоторым сложно. Их кормят кашами, мясом, рыбой, но все приготовлено не как у нас. Поэтому иногда я заказываю им из китайского ресторана лапшу и много соуса, чтобы поливать белорусскую еду", - смеется китаец.
Он также рассказывает и о знакомых, которые сейчас проходят карантин в Китае.
"Раньше у нас все проходили карантин бесплатно, но сейчас мест на всех не хватает. Поэтому те, кто не платили национальную медицинскую страховку, например, по причине работы в другой стране, те, кто эмигрировал, по возвращении проходят карантин платно.
Так, моя знакомая из Минска сейчас находится на карантине в Пекине. Это обычная гостиница, одни сутки в которой обходятся ей в 64 доллара. Там ей предоставляется питание и медицинское обслуживание", - рассказывает Фэй.
Другие его знакомые вернулись на родину из Ирана и сейчас проходят карантин на бесплатной базе в провинции Хэнань. Все ребята охотно делятся с земляком фотографиями своих "карантинных" обедов.
Подавился, но откашляться побоялся
Сам Фэй, находясь в Беларуси во время пандемии, считает себя в безопасности.
"Мне кажется, в вашей стране сумеют удержать ситуацию под контролем. Я сравниваю с Турцией, где первый случай выявили 11 марта, а сейчас там уже полторы тысячи заболевших и больше 30 умерших. В Беларуси выявили вирус раньше, но не дали ему так распространиться", - анализирует молодой человек.
По Минску он ездит на собственном автомобиле без маски и в общественных местах маску тоже не надевает. О неоднозначном отношении к китайцам в связи с коронавирусом слышал, но лично на себе почти ничего не почувствовал.
"Я работал и продолжаю работать в Национальной библиотеке. Там никто на меня косо не смотрел, не отворачивался и, увидев меня, и не уходил. Правда, за обедом в столовой, помню, поперхнулся, но откашляться побоялся, так и давился", - смеется парень.
Также он рассказывает, как однажды таксист приехал, увидел его в качестве пассажира и, не открыв дверь, умчался прочь.
"Со своим научным руководителем я встречался дней двадцать назад. Преподаватель была без маски, она тогда сказала мне: "Берегите себя!", - вспоминает аспирант.
Он говорит, что все его земляки в Беларуси перешли на дистанционное обучение и отказались от традиционных вечеринок, на которые раньше собирались большими компаниями.
"Нам никто не запрещал, просто китайцы очень ответственные и мы соблюдаем правила любой страны, где находимся", - утверждает парень.
И все-таки, молодость берет свое! Перестав встречаться с земляками, Фэй делится, что недавно ходил в бар с другом-белорусом.
"Девчонки знакомиться с китайскими парнями не перестали и по-прежнему нас не бояться", - улыбается оптимист Фэй и на прощанье цитирует стихи Пушкина: "Все мгновенно, все пройдет, что пройдет, то будет мило…"
Читайте также:
- Белорусы за границей: в Берлине туалетную бумагу дают по два рулона в руки
-
Коронавирус в Беларуси: без новых цифр, но с надеждой на Пасху