Несколько общежитий в студенческом городке у станции метро "Петровщина" закрыли на карантин полтора месяца назад. Некоторым ребятам пришлось просидеть несколько дней в строгой изоляции, других выпускали на улицу не больше, чем на 20 минут – сейчас все они рады тому, что относительно спокойно перемещаются по городу.
Sputnik побывал в студгородке и узнал, чем он живет сегодня: расспросили студентов про будни и грядущую сессию, а также заглянули в некоторые общежития – отсюда по-прежнему периодически забирают зараженных, а в одном из них даже организован изолятор по коронавирусу.
Преподаватели есть, студентов нет
Близкое расположение студгородка можно вычислить уже по контингенту на платформе метро: даже во время организованного в большинстве столичных вузов дистанционного обучения студентов на станции много. До старта зачетов – неделя, так что некоторые ребята все-таки ходят в университеты: многие в масках, кто-то – с папками в руках, везут и обсуждают курсовые и лабораторные.
Сам же студгородок, несмотря на хорошую погоду, почти такой же пустой, как полтора месяца назад: пустуют почти все здешние скамейки, безлюдно в холлах большинства общежитий. На одной из них встречаем первых собеседников.
"Я из 18-го общежития. Его еще не закрыли, хотя в прошлую пятницу появилась информация о том, что есть зараженный коронавирусом на четвертом этаже. Люди писали в студенческих беседах: мол, кто хочет успеть домой – езжайте, потому что общагу могут закрыть на карантин. Насколько я знаю, это переданные студентами слова администрации. Забавно, что сперва ребят просили сидеть на месте и не разносить вирус по стране, а теперь так", – рассказывает Мария, она учится в БНТУ.
Слышала девушка и о том, что студентам, оставшимся в общежитии, придется сдавать сессию лично – ездить на экзамены в вуз. Студентка жалуется: несмотря на то, что сейчас достаточно платформ, чтобы организовать обучение на расстоянии, некоторые преподаватели не захотели "писать заявления на ДО и теперь заставляют ребят ездить".
"Я сегодня должна была везти куратору курсовую работу (просто не сделала ее), потому что он сидит в вузе и ждет студентов. В общем, в университете студентов нет, а преподаватели есть", – пожимает плечами девушка и добавляет: с сессией тоже пока не ясно, скорее всего, ее разрешат сдавать каждому в том формате, в каком ему комфортнее.
"Каждый день кто-нибудь уезжает"
По словам Марии, контроль в общежитиях с течением времени чуть ослабили, хотя поверхности и дверные ручки обрабатывают. Порой приходящим студентам брызгают на руки антисептиком на входе, но в дозаторе на первом этаже – одно лишь жидкое мыло. Ребята спокойно перемещаются по общежитию, а посещения "вроде как закрыты", но молодой человек студентки накануне без проблем попал к ней в гости.
"Было уже за полночь, я проводил ее до общежития, решили попробовать проскочить: сказал, что забыл пропуск, и меня отчитали, но впустили, даже не посмотрели с подозрением. А сегодня, когда выходили, видели, как девочка выселяется, а родители ей помогают вывезти вещи", – рассказывает молодой человек студентки, тоже учащийся БНТУ.
Парень рассказывает, что в общежитии вуза неподалеку от улицы Сурганова, где тоже был строгий карантин, "было время, когда с одного этажа забирали по шесть-семь человек за раз". Ребята говорят, что опустели многие общежития. Так, 18-е покинули больше половины студентов, уехали бы и многие другие, но здесь полно иностранцев, запертых еще и из-за закрытых границ.
"Каждый день проходишь мимо какого-нибудь блока, а оттуда кто-то уезжает. Люди, которые остаются, ежедневно расписываются. Но меня неделю не было, и никто не заметил – то есть не пересчитывают нас. Из моего блока на четверых две соседки сидят дома, а третья каталась туда-сюда, а теперь у ее родителей подозрение на коронавирус, вот она и осталась", – говорит Мария.
В общежитии МГЛУ – карантинный изолятор
"У нас вообще нельзя находиться, все очень строго: у нас здесь изолятор по коронавирусу. Вы же видели (объявление на входе), никому нельзя сюда заходить, кроме студентов и сотрудников. Чтобы родители попали внутрь, надо звонить заведующей. Почти все съехали: 1300 (наполняемость общежития), а сейчас – 150 (человек)", – отвечает вахтер общежития МГЛУ.
По ее словам, тщательная дезоработка в вузе продолжается; за информацией об изолированных ребятах собеседница советует обратиться к руководству.
В многострадальной "десятке", которая была первой закрыта на строжайший карантин, сегодня все тихо. Здесь живут студенты-медики, конечно, их количество значительно снизилось, говорит вахтер: остались только те, кто не смог прервать работу.
"Ребята ведь сейчас на ДО, так что живут в общежитии только те, кто работает в больницах или на скорой помощи: они все ходят в масках и перчатках, и там за ними смотрят. Людей немного: может, человек 200, после привычной тысячи даже незаметно", – рассказывает работник общежития.
"После двухнедельного карантина постепенно восстановилась работа, но ведь после него были еще случаи (заражения – Sputnik), а сейчас все тихо. Мы никого не пускаем: чужих – ни в коем случае, родителей и знакомых тоже, даже сумки-передачи не разрешаем брать. Но сейчас все нормально", – резюмирует вахтер.
Ребята, живущие тут, делятся: с большим удовольствием выбрались из общежития после карантина, а теперь работают, изредка видятся со знакомыми, соблюдая, конечно, все меры предосторожности, и ждут, когда все это закончится.
"Вечером горит всего 15 окон"
Еще одна собеседница агентства, студентка МГЛУ Дарья, только вернулась из родного Витебска с чемоданом на колесах, еще не успела попасть в свое общежитие.
"У нас хорошо организована удаленка, так что я просто за учебниками. Домой уехала два месяца назад: уезжала быстро, не думала, что все так надолго растянется. У нас сессия точно пройдет дистанционно, уже решено, и я, конечно, рада: не хочется тут находиться, разъехались все мои друзья", – говорит она.
В небольшом кафе на территории студгородка – всего два человека, хотя время обеденное. Еще несколько ребят пьют кофе на лавке неподалеку – взяли навынос. Продавец признается: посещаемость в последние два месяца просела очень, но подробностями делиться не хочет.
Другое заведение – "Бистро" в одном из соседних домов – закрыто из-за пандемии. "Из-за сложившейся эпидемиологической ситуации в стране зал временно не работает. Бистро будет осуществлять доставку обедов либо предоставлять навынос по звонку. Уточнить меню и оставить заказ можно по телефону", – гласит объявление на его двери.
Из "четверки", где тоже фиксировали случаи коронавируса и просили ребят не покидать здание больше, чем на полчаса, выходит студент в маске и перчатках. Близлежащий общепит он не посещает, как и вуз, – едет просто по делам. Он давно не видел, чтобы из общаги увозили зараженных. Здешние жители тоже рады "свободе", хоть и осторожничают.
На скамейке рядом встречаем еще одну пару, тоже из четвертого. "У нас тут тишь: не происходит решительно ничего, людей нет почти: вечером горит, может, 15 окон. В последний раз я видел, как кого-то забирали, недели полторы назад: с утра спустился на улицу, приехала скорая, врач выходил весь в "обмундировании", а за ним шел грустный парень – в маске и с сумкой", – делится студент Максим.
Напомним, несколько общежитий студенческого городка на "Петровщине" закрыли на карантин в начале апреля. Все началось с "общаги" медуниверситета, после с подозрением на заболевание госпитализировали студентку БГПУ, поступили данные об инфицированных студентах из БГЭУ. Чуть позже карантин ввели и в общежитиях БНТУ и "четверке" БГУИРа.