15:57 29 Января 2020
Прямой эфир
  • USD2.13
  • EUR2.34
  • 100 RUB3.41
Экономика
Получить короткую ссылку
134521

Указ президента о введении экологического налога для предприятий, транспортирующих нефть и нефтепродукты, официально опубликован. Как будет взиматься новый платеж, разбирался Sputnik.

В Беларуси раньше не взимался налог на транзитную транспортировку нефти и нефтепродуктов по территории страны. Мотив властей ввести новый сбор – сформировать источник средств для устранения возможных аварий на магистральных нефтепроводах.

Президентский указ вводит фиксированную ставку налога в размере 0,35 рубля за перемещение одной тонны нефти или нефтепродуктов на 100 километров. При этом платить его нужно раз в квартал.

Система магистральных нефтепроводов в Беларуси находится под управлением предприятия "Гомельтранснефть Дружба" после того, как в его состав включили предприятие "Полоцктранснефть Дружба" в октябре прошлого года.

Всего белорусский оператор "Дружбы" обеспечивает функционирование порядка 1240 километров нефтяной магистрали. Согласно официальным данным за 2018 год, по трубам прокачали 60,4 миллиона тонн нефти, из них 58,8 миллиона тонн – поставки из России, что составляет около четверти от нефтяного экспорта страны.

Поскольку транзитом нефти и нефтепродуктов в нашей стране занимается именно "Гомельтранснефть Дружба", то ему и выплачивать налог, который не затронет поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Новополоцке и Мозыре.

Налог и тариф

Несмотря на то, что целью указа заявлено формирование специальной суммы денег для устранения последствий возможных техногенных катастроф в нефтяной отрасли, налоговые сборы будут зачисляться напрямую в республиканский бюджет. Ни о каком создании спецфонда для устранения экологических аварий речи не идет.

Все это говорит о том, что власти озадачены тем, как наполнить государственную казну, которая в этом году сформирована с дефицитом – впервые за несколько лет. Видимо, так пытаются компенсировать выпадающие доходы от реализации налогового маневра в нефтяной отрасли России.

Пока российская нефть беспрепятственно идет в направлении европейских НПЗ, невзирая на то, что Минск и Москва не договорились о тарифе на транспортировку черного золота. Расчеты, предоставленные белорусской стороной, учитывающие фактический объем прокачанного сырья и недополученную прибыль от инцидента с "грязной" нефтью, не устроили российскую "Транснефть".

Если Беларусь и Россия не договорятся по тарифу на транспортировку нефти, он сможет вырасти не более чем на 6,8%, что заложено в двустороннем соглашении.

Официальный комментарий

В пресс-службе белорусского Минфина, который был разработчиком закона, пояснили, что "расчеты такого размера ставки (экологического налога – Sputnik) велись и исходили из анализа потенциальной прибыли при осуществлении такого рода деятельности".

При этом в Минфине подчеркивают, что введение налога "никак не связано с переговорами наших стран по нефти. Данная мера прорабатывалась в течение всего 2019 года".

Сам сбор "платят все организации, которые зарегистрированы на территории Беларуси и осуществляют этот вид деятельности (транспортировку нефти и нефтепродуктов – Sputnik)".

В Минфине подсчитали, что бюджет от экологического налога получит 210 миллионов рублей в текущем году.

"Это около 120 миллионов от повышения налога на прибыль для них с 18 до 50% и примерно 90 миллионов от самого экологического налога от транзита", – уточнили в пресс-службе.

Читайте также:

По теме

Инсайд: почему Минск и Москва не договорились по нефти
Румас и Медведев обсудили ситуацию с поставками нефти на белорусские НПЗ
Теги:
Беларусь, нефть, транзит, налоги

Главные темы

Орбита Sputnik