Пятый год подряд интернет-проект "Театральная Беларусь" проводит опрос критиков, журналистов, блогеров с целью определить лучшие спектакли года. Сейчас подведены итоги и опубликованы результаты работы театров в 2018 году.
Как составлялся рейтинг
При фактическом отсутствии широкого общения, научных и профессиональных встреч театральной общественности Беларуси такая работа энтузиастов очень ценная. К кураторам проекта Елене Мальчевской, Алексею Стрельникову присоединилась Ксения Дубовская. Все трое молодых критиков хорошо известны в театральном мире и находятся в центре театрального процесса. В качестве экспертов они выбрали двадцать шесть человек из числа тех, кто постоянно все смотрит и пишет. Среди них в работе участвует и ваш покорный слуга.
Стоит ли говорить о том, что все эксперты различаются по возрасту, вкусам, профессионализму и взглядам на перспективное развитие белорусского театра? Это понятно. Сложнее другое — не у всех одинаковая возможность видеть все лучшие спектакли года, особенно в театрах, находящихся за пределами столицы. Командировки для критиков сегодня практически отсутствуют.
Стремясь к максимальной справедливости, кураторы проекта предложили всем театрам выдвинуть для этого своеобразного соревнования свои лучшие спектакли. Таким же путем шло определение победителей для Нацпремии. Разумеется, нельзя интернет-проект "Театральная Беларусь" приравнивать к Национальной театральной премии Республики Беларусь; но истина будет там, где совпадут вкусы, приоритеты, убежденность тех и других. Отмечу здесь еще один момент. При присуждении Нацпремии решающую роль играло официальное признание от Министерства культуры. При определении рейтинга лучших из лучших — неофициальное мнение от вольного содружества критиков.
У содружества в опросе есть и вообще две очень субъективные номинации. Надо определить, кого можно назвать героем года и чей текст о театре является самым лучшим. Здесь субъективизм экспертов явился самым непредсказуемым. Но сначала спектакли.
Топ-10 лучших спектаклей Беларуси
- "Сестры Грайи". Минский областной театр кукол "Батлейка"
- "С училища". Центр визуальных и исполнительских искусств "АРТ Корпорейшн"
- "Человек из Подольска". Белорусский государственный молодежный театр
- "Паляванне на сябе". Республиканский театр белорусской драматургии
- "Радзіва Прудок". Национальный академический театр им. Янки Купалы
- "Рэвізор". Национальный академический театр им. Янки Купалы
- "Крестовыйпоходдетей". Центр визуальных и исполнительских искусств "АРТ Корпорейшн"
- "OEDIPUS ("Эдип")". Гомельский городской молодежный театр
- "Недалеко от нормы". Театр Геннадия Гладкова "Территория мюзикла"
- "Богема". Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь
В общий рейтинг вошли 34 спектакля. Из них 3 зарубежных, 9 региональных, 11 постановок частных и проектных театров страны. Всего 23. Остальные 11 спектаклей представляли государственные стационарные театры.
В результате бесстрастного опроса определилась лучшая десятка, что вызывает не только несогласие, но и, возможно, неточности в определении приоритетов. В первой десятке лучших по итогам мощное произведение Национального академического Большого театра оперы и балета "Богема" оказалась на последнем месте, уступив весьма скромным, малоизвестным публике проектам Центра визуальных и исполнительских искусств "АРТ Корпорейшн" "Крестовыйпоходдетей" (это не опечатка, а необъяснимая выдумка режиссера Дивакова) и Гомельского городского молодежного театра "Эдип". Нельзя сравнивать возможности создателей спектаклей и количество посмотревших их зрителей.
Театры из областей вообще не могли никого победить по причине того, что только редкие критики (в основном одни и те же) могли видеть их спектакли. Я, например, счастлива, что "Сестры Грайи" в постановке Евгения Корняга попали на первое место. Но если бы этот спектакль театра кукол из Молодечно не привозили в Минск и не показывали много раз, эта прекрасная работа никому не была бы известна. А как и где можно даже самым активным критикам увидеть "Историю Хармса" Белорусского свободного театра или "11 апреля" Лаборатории социального театра ECLAB?
В десятку лучших вошли два спектакля театра им. Янки Купалы "Ревизор" и "Радзіва Прудок", по одному из Молодежного – "Человек из Подольска", из РТБД — "Охота на себя". Вместе с "Богемой" это действительно лучшие работы театрального года. Их знают, о них пишут. У них огромная зрительская аудитория. Остальные четыре спектакля: "С училища", "Крестовыйпоходдетей", "Эдип", "Недалеко от нормы" очень основательно от них отстают.
Театральный герой года
Традиционно у респондентов спросили о том, кого бы они назвали героем года (можно было назвать любую личность, связанную с театром). Чаще всего — 7 раз — среди ответов встречалось имя режиссера Юры Дивакова.
Конечно, очень приятно оказаться "человеком года".
Да, Юра Диваков формирует конкурентный ландшафт белорусского театра, чего не скажешь о его театральном языке и актуальности тем. Именно последнее вызывает споры и сомнения, неоднозначное желание театра идти по такому пути.
Помимо Дивакова, эксперты неоднократно выдвигали в "герои года" и директора Центра визуальных и исполнительских искусств "АРТ Корпорейшн" Анжелику Крашевскую. Так же упоминали директора Гомельского городского молодежного театра Елену Мостовенко, режиссеров Евгения Корняга, Стаса Жиркова и Валентину Мороз, критика и куратора программы "Belarus Open" Международного форума театрального искусства "ТЕАРТ" Людмилу Громыко. Отдельно были упомянуты Саулюс Варнас и Александр Марченко, отъезд которых из страны "не внушает оптимизма".
Говоря о количестве упоминаний того или иного спектакля или конкретной личности, нельзя приравнивать упоминание в Фейсбуке или блоге к публикации в печатных изданиях. Первые — популярные и ни от кого не зависимы. Вторые — выражают преимущественно официальную точку зрения и очень редко пускают на свои страницы материалы о театре.
Пусть расцветают все цветы
Появилась в опросе новая номинация — текст года, где эксперты назвали самые запомнившиеся материалы СМИ и книги о театре. Так, например, трое из опрошенных назвали тексты редактора отдела газеты "Культура" Надежды Бунцевич. Еще трое отметили публикации Тани Артимович в различных СМИ и на Фейсбуке. Кроме того, вспомнили и проблемные публикации, например, посвященные конфликтным ситуациям в Новом драматическом театре — газета "Культура" (Анастасия Панкратова) и интернет-журнал о театре "Культпросвет".
Еще одним запомнившимся проблемным текстом стало интервью актера Павла Харланчука газете "Комсомольская правда в Беларуси". Эксперты также выделили телеграм-канал Алексея Стрельникова; Фейсбук Ксении Дубовской; отдельные публикации Людмилы Громыко, Юлианы Ширмы. Самой запомнившейся книгой стал сборник документов "Театр революционной сатиры в Витебске", выпущенный Государственным архивом Витебской области.
Очень хотелось бы познакомиться с последним. Да где ты этот текст года найдешь? И кто его прочитает, кроме специалистов? Между тем тексты Надежды Бунцевич в "Культуре" действительно формируют общественное мнение, как и тексты неупомянутого Валентина Пепеляева в "СБ. Беларусь сегодня".
Конечно, интернет-проект "Театральная Беларусь" делает доброе дело на абсолютном энтузиазме и когда-нибудь в будущем тоже станет "текстом года". А пока пусть как в давнем китайском месседже: "Пусть расцветают все цветы". Только бы не было дезинформации и звездная болезнь не коснулась тех, кому еще трудиться и трудиться.