Театр – дело тонкое. Спорить о том, кто лучше, можно бесконечно долго, и результат всегда будет разным. Накануне представители белорусского театрального искусства собрались в Купаловском театре, чтобы выяснить, кто стал лучшим на этот раз. Публика присутствовала исключительно интеллигентная, поэтому обошлось без кулаков.
Что вам нужно, зрители?
В этом году в шорт-лист Национальной театральной премии вошли 48 спектаклей. В первом этапе конкурсного отбора участвовали 87 постановок, и чуть больше половины из них добрались до финала.
Признаюсь, на церемонию вручения премии шла с торжественным предвкушением. Раз уж сейчас на слуху новогодняя тема, то будет уместным сравнение с ребенком, который копается под елкой в горе коробок и пытается угадать, что подсунули родители.
Именно такой, торжественно-праздничной, была атмосфера в фойе, где пятничным вечером собирались заядлые театралы. В гардеробе то тут, то там раздавались радостные приветствия и поздравления с праздником. Иначе такое событие и не назовешь.
На гостей с каверзными вопросами нападали артисты Купаловского Дмитрий Есеневич и Михаил Зуй. Актеры разбавляли пафос высокого собрания: бесстыдно напрашивались на премию и подшучивали над присутствующими. Женщина, которая назвалась постоянной зрительницей Купаловского, пожелала развиваться экспериментальному театру, а харизматичный Павел Харланчук в смокинге, достойном сцены Оскара, предложил пробежаться по улицам города с транспарантом "Что вам нужно, зрители?". На это категоричным "Комедия!" ответила театральный критик Татьяна Орлова.
Вместе с третьим звонком неофициальная часть закончилась, и гости двинулись в зал в предвкушении главной интриги вечера.
Радости и разочарования
Режиссером концерта на сцене Купаловского стала Елена Ганум, известная публике по спектаклям "Шабаны" и "Земля Эльзы". Зная это, можно было на 100% быть уверенным, что церемония пройдет без присущего подобным мероприятиям белорусского народного колорита. Просто, но со вкусом.
Развлекали почтенную публику скрипачка Маймуна, солист Большого театра Беларуси Илья Сильчуков, белорусская гимнастка Мелитина Станюта и этно-трио "Троица". Ведущие – актеры Купаловского Марта Голубева, Павел Харланчук и Валентина Гарцуева – рассуждали со сцены, каким должен быть современный театр.
Ответом на эти рассуждения должны были стать имена победителей. И если с музыкальными номинациями все было предсказуемо – почти все награды расхватали Большой театр оперы и балета и Белорусский академический музыкальный театр, то с кукольными театрами "случился парадокс". Жюри не смогло выбрать призеров за лучшую женскую и мужскую роль, объяснив это так: бывают артисты, которые исполняют несколько ролей, и бывают роли, которые исполняют несколько артистов.
К счастью, с выбором лучшего спектакля в секции театра кукол обошлось – им стала постановка "Сестры Грайи" Минского областного театра кукол "Батлейка", который работает в Молодечно.
Лучшим экспериментальным спектаклем стал "Бетон" Республиканского театра белорусской драматургии, а детским – "Калядная гісторыя" Белорусского театра кукол.
Две победы получил спектакль "Точки на временной оси" Могилевского областного театра драмы и комедии, который работает в Бобруйске – постановка получила награды как "Лучшая работа сценографа" и "Лучший спектакль по произведению современного белорусского автора".
Мое личное разочарование – единственная награда у визуального центра исполнительских искусств "АРТ Корпорейшн" и совсем обделенный спектакль "Радзіва Прудок" по книге дауншифтера Андруся Горвата.
Моя личная неожиданная радость – признание спектакля "Next to Normal" Театра Геннадия Гладкова лучшим в жанре оперетта, мюзикл, музыкальная комедия. Второй лицензионный бродвейский мюзикл, поставленный в Беларуси, безусловно, заслужил лавры победителя.
Нельзя не отметить и получение приза за "Лучшую режиссерскую работу" спектаклем Юры Дивакова "Плих и Плюх", поставленным в Гомельском театре кукол. Диваков все плотнее входит в "театральную тусовку", его популярность набирает обороты.
Блат или не блат?
Самой ожидаемой номинацией вечера традиционно стала секция театра драмы, в которой почти все награды, в том числе и звание лучшего спектакля, забрал "Ревизор" Купаловского. Только приз за лучшую женскую роль достался Юлиане Михневич, которая сыграла роль матери в спектакле "Опиум" центра визуальных и исполнительских искусств "АРТ Корпорейшн".
Лучшим спектаклем театра драмы малой формы стал "Метод" Гомельского городского молодежного театра. Как выяснилось, режиссер-постановщик Виталий Кравченко – бывший ученик худрука Купаловского Николая Пинигина, который в этот день получил еще и статуэтку лучшего режиссера.
Успех "Ревизора" был ожидаемым: все сложилось – талантливые артисты, понятный материал и хороший режиссер, который, к слову, получая награду, отшучивался: "Это все по блату, потому что на нашей сцене проходит".
В национальном конкурсе в очередной раз победила классика, а блат это или не блат, предстоит решать зрителю.