Делают выводы: Беларусь создает беспилотники с учетом опыта СВО

Беспилотная авиация с каждым днем становится все популярнее, ее применяют в сельском хозяйстве, для мониторинга местности, в военных целях. Sputnik узнал у ведущего предприятия Беларуси по разработке и производству беспилотников, в чем уникальность отечественных БПЛА.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Созданием и разработкой беспилотников в Беларуси занимаются несколько предприятий, крупнейшее из них - "Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов" Национальной академии наук. Первые модели там начали делать еще в 2009 году, когда эта тема не была на слуху.
Начинали с небольшим штатом сотрудников сектора по разработке летательных аппаратов в Физико-техническом институте НАН Беларуси.

Первый успех

За первые два года работы удалось создать действующие макетные образцы малоразмерных беспилотников. Основная проблема, с которой столкнулись специалисты при выполнении первых проектов, – дефицит кадров. Дело в том, чтобы разрабатывать и производить беспилотники, необходимы специалисты, которые обладают глубокими теоретическими знаниями и практическим опытом в конструировании летательных аппаратов, проведении аэродинамических расчетов.
Также жизненно важны для таких проектов конструкторы по разработке роботизированных систем и комплексов, оптических систем, математики и программисты для создания алгоритмов и программных средств. В Беларуси таких спецов на тот момент было немного, поэтому найти нужных людей в этой области стало задачей не из легких.
Госкомвоенпром: Минск увеличит мощности для производства беспилотников >>
Уже в 2016 году был создан РУП "Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов" Национальной академии наук.
Проект расширялся, и для выпуска серийных многофункциональных беспилотных летательных аппаратов разных классов требовалось увеличивать его масштаб. В итоге пришлось сконцентрировать в одном месте кадровый потенциал, материальные и финансовые ресурсы. Как рассказали Sputnik в центре, объем работы предстоял большой.
Беспилотник из серии "Буревестник"
"Задача ставилась непростая: выполнить необходимые научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и на их основе – организовать серийное производство и гарантийное обслуживание беспилотных авиационных и других робототехнических комплексов", - отметили там.

Многофункциональные беспилотники

Со временем предприятие стало ведущим в республике по разработке и производству беспилотников широкого профиля. Создают их сейчас как для сельхоздеятельности, так и для наблюдения за критически важной инфраструктурой, МЧС, военных.
В центре рассказали, что их дроны обладают впечатляющими характеристиками. Например, дальность полета составляет до 300 километров при нахождении аппарата в воздухе до 10 часов. Кроме того, дроны просты и надежны в использовании.
Лукашенко: Беларусь – лидер в мире по производству беспилотников >>
БЛА оснащаются современными оптико-электронными системами собственной разработки и производства. Белорусские беспилотники могут работать в любую погоду и даже при сильном ветре. Также на них устанавливается допборудование, они модернизируются под требования заказчика.

Свои "мозги"

Особый предмет гордости у специалистов центра - это "мозги" беспилотников - программные продукты, которые позволяют автономно выполнять самый широкий спектр миссий, будь то поисковые операции, сопровождение движущегося транспорта с определением его координат в режиме реального времени, либо создание ортофотопланов местности. Спектр применения таких дронов крайне широк, к тому же их постоянно модернизируют.
"Мы делаем упор на многофункциональность систем и модульный подход, при котором достаточно легко поменять полезную нагрузку для расширения функционала беспилотника. Так, ставший уже эталонным в сегменте БЛА с фиксированным крылом "Бусел" со взлетной массой до 14 килограммов мы предлагаем нашим клиентам в различных видах комплектации: фото- и видеокамеры для наблюдения днем и ночью, гиперспектральные камеры для использования в лесном и сельском хозяйстве", - уточнили в центре.
С кем Беларусь может разрабатывать беспилотники, рассказали в НАН >>
Кроме того, на "Бусел" можно установить системы ретрансляции связи, чтобы увеличить дальность действия портативных радиостанций до 70 километров. Это особенно актуально для абонентов служб спасения, аварийных служб и правоохранительных органов, которые работают в специфических условиях, в зонах чрезвычайных ситуаций, когда мобильной связи нет.
Академия наук Беларуси
А в беспилотнике "Буревестник" со взлетной массой до 400 килограммов к вышеперечисленным опциям добавляются подвески для транспортировки грузов и специального оборудования.

Над чем центр работает сейчас?

С прошлого года в центре начали работу над проектом по разработке технологии раннего выявления болезней леса с помощью беспилотника "Бусел МКР", который оснащен гиперспектральной камерой.
Благодаря своевременному выявлению усыхающих участков удается спасти лесное богатство Беларуси. Использование такой технологии более чем в несколько раз экономически эффективнее по сравнению с традиционными пилотируемыми авиационными носителями мониторинга леса.
Крылатые разведчики: на что способны беспилотники "Орлан-10" - видео >>
Аналогичная технология сейчас разрабатывается и для сельского хозяйства. Специальный беспилотник оснащен мульти- или гиперспектральной камерами и создан, чтобы снимать посевы с последующей "сшивкой" отдельных фотографий в карту поля.
Полученную картинку анализируют и смотрят состояния растений с привязкой к их координатам для принятия решений агрономом. Дальше уже специалисты принимают решения, что нужно сделать, например, добавить удобрений или нет.

Почти вся начинка своя

Одна из ключевых особенностей и гордостей белорусских конструкторов беспилотников – использование отечественных комплектующих.
"При производстве беспилотников мы используем отечественные материалы и комплектующие, их доля составляет около 74% процентов. Автопилот, алгоритмы управления и распознавания – тоже белоруской разработки", - рассказали в центре.
Не обходится и без российского импорта, в частности, речь идет о каналах связи, которые обеспечивают передачу видеоинформации с дрона на наземный пункт управления.
За рубежом предприятие в основном закупает силовые установки – это электро- и турбореактивные двигатели, внутреннего сгорания.
Но прогресс не стоит на месте, и белорусы уделяют внимание созданию отечественных батарей.
"Работы по созданию отечественных литий-полимерных и литий-ионных батарей (такие, например, применяются в линейке БЛА "Бусел") проводятся на приборостроительном заводе "Оптрон" и ГО "НПЦ НАН Беларуси по материаловедению", - добавили в центре.
Сейчас на предприятии разрабатывают отечественный пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (ПуВРД). Создание авиадвигателей для БЛА с массой от 50 килограммов и более является сложной техзадачей, требует консолидации усилий предприятий промышленности, научных коллективов и конструкторских бюро.

Учитывая опыт СВО

Современные конфликты уже, как правило, не обходятся без дронов, которые выполняют роль разведчиков, корректировщиков и оружия. Специалисты из Беларуси наблюдают и делают выводы, какие модели востребованы, чего не хватает на рынке. Перенимают и опыт специальной военной спецоперации РФ на Украине.
"Как показал опыт СВО, пункты управления беспилотником довольно уязвимы, могут обнаруживаться в результате разведывательных мероприятий и уничтожаться силами противника, поэтому преимущество отдается именно мобильным наземным пунктам управления, которые во время полета беспилотника могут менять свою позицию", - сказали на предприятии.
Кроме того, большим спросом пользуют мишенные комплексы белорусского производства.
"На рынке постоянно имеется высокий спрос на мишенные комплексы, поскольку в ходе испытаний и тренировок с боевыми пусками ракет ежегодно уничтожается значительное количество беспилотных БЛА-мишеней", - уточнили в центре.

Осваивают рынок

"Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов" регулярно участвует в международных выставках, его продукцией активно интересуются за рубежом.
Например, дроны из линейки "Бусел" (речь идет про модификации "М", "М40", "М50", "МКР", отличающиеся дальностью и продолжительностью полета, а также типами полезной нагрузки) имеют опыт полета в эмиратских пустынях и казахских степях, в киргизских горах и туркменских равнинах, во вьетнамских тропиках и европейских лесах.
Центр постоянно увеличивает ассортимент продукции, подстраиваясь под задания заказчиков и выпускает новые модели, продвигая отечественную школу беспилотников и осваивая новые рынки.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Минобороны пояснило, где беспилотникам запрещено летать
Серийная модернизация танков Т-72БМЭ начнется в Беларуси
"Орланы" на охоте: как беспилотники работают в зоне спецоперации ― видео