МИНСК, 1 дек - Sputnik. Минский городской суд продолжил рассмотрение уголовного дела в отношении журналиста "КП в Беларуси" Геннадия Можейко.
Его судят за публичное оскорбление президента Беларуси и за разжигание социальной вражды. Можейко задержали после его статьи о гибели сотрудника КГБ. Можейко взял комментарий у одноклассницы Андрея Зельцера, который застрелил офицера КГБ Дмитрия Федосюка. Заголовок статьи "провисел" на сайте газеты 7 или 8 минут, потом его заменили. На следующий день сайт был закрыт.
Первым в качестве свидетеля по делу допросили Сергея Трефилова, главного редактора редакции газета "Комсомольская правда в Беларуси" на 0,1 ставки.
Спорная статья
Он давал показания о том, как появилась на сайте заметка о "стрелке Зельцере", которую готовил Можейко. Прокурор выяснял обстоятельства и причины того, как меняли первоначальный заголовок, который "провисел" менее 10 минут.
"Я дернул Геннадия (Можейко – Sputnik), сказал, давай менять заголовок, нужен другой, его быстро поменяли", – сказал Трефилов.
Отвечая вопрос прокурора, почему его обескуражил изначальный заголовок, Трефилов сказал: "Ну, он был не ко времени, не к месту и не к событию".
Трефилов также сказал, что уже не помнит точно первого варианта заголовка, примерно он был таким "Одноклассница застрелившего сотрудника КГБ: Андрей был всегда за правду".
Трефилов также заявил в суде, что статья Можейко делалась "с колес". Отвечая на вопрос прокурора о том, почему комментарий был только по поводу одного погибшего, Трефилов заявил, что не было времени для поиска еще одного комментария.
"Если бы это была ординарная новость, это было бы сделано", – сказал свидетель, добавив, что материал готовится с колес.
Отвечая на вопрос судьи о том, как он оценивает факт описания в статье Можейко положительных качеств Зельцера в контексте произошедших событий, Трефилов сказал: "на мой взгляд, не очень уместны".
Отвечая на вопрос защитника Можейко, было ли у него, как у главного редактора, желание убрать заметку с сайта, Трефилов сказал: "Такое желание возникало, но подумал, что приведем все в другой вид. (...) Было приняло решение, что пусть будет (заметка) (...), но поменять", – сказал он.
Неудачный заголовок
"Комплиментарный" заголовок в статье о Зельцере, который застрелил офицера КГБ, оставался на сайте газеты 7 минут. Претензии правоохранительных органов касались второй части заголовка: "Одноклассница застрелившего сотрудника КГБ: Андрей был всегда был за правду".
Потом его заменили на другой: "Одноклассница застрелившего сотрудника КГБ: трудно представить, что могло сподвигнуть его на такой поступок".
Как следует из материалов дела, которые сегодня начали оглашать в суде, именно статья с первым заголовком была проиндексирована и опубликована рядом СМИ, которые в Беларуси признаны экстремистскими.
Как следует из материалов дела, уголовное дело о разжигании социальной вражды было возбуждено 28 сентября 2021 года, из него в отдельное производство было выделено дело в отношении Можейко. Мера пресечения в виде заключения под стражу к нему была применена 4 октября.
Суд продолжится завтра, 2 декабря.
Задержание Можейко
Геннадий Можейко содержится под стражей с 1 октября 2021 года.
Журналист был задержан после того, как на сайте вышла его статья о смерти сотрудника КГБ Дмитрия Федосюка ("Нирваны"). После выхода статьи на белорусском сайте "Комсомольской правды" ресурс был заблокирован по решению министерства информации.
В отношении Можейко было возбуждено уголовное дело. Согласно окончательному обвинению, его будут судить по двум статья: по ч. 1 статьи 368 ("Оскорбление президента Республики Беларусь") и ч. 1 статьи 130 ("Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни") Уголовного кодекса Беларуси.
За оскорбление президента Можейко грозит до 4 лет лишения свободы, по второй статье - до 5 лет.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
Для проверки статьи Можейко могут использовать российскую методику - эксперт
Кремль сожалеет из-за закрытия редакции "Комсомолки" в Беларуси
Кремль: ожидаем от Минска обеспечения работы российских СМИ в Беларуси