Базовый продукт и в McDonald’s, и во многих других сетях формата быстрого питания – это бургер. А он не бывает без булочек. Казалось бы, в Беларуси полно предприятий, которые могут выпечь этот нехитрый продукт. Но у американской франшизы свои стандарты, под которые подходят далеко не все производители.
Булка и точка
Может быть, дело не всегда в требованиях, а в чьем-то интересе. Просто так никто не зайдет ни в крупный фастфуд, ни в большую торговую сеть. Хлебную основу для бургеров "Мака" сейчас делает всемирная сеть хлебозаводов и пекарен East Balt Bakery. В 2017 году ее поглотил еще более заметный игрок на мировом рынке продуктов питания – группа Bimbo со штаб-квартирой в Мексике.
В белорусские рестораны McDonald’s булочки поступают, конечно не из Мексики и не США, а из российского филиала – ООО "Бимбо Кьюэсар Рус". Компания зарегистрирована в Москве, а производство находится за пределами МКАД в Ново-Переделкино (юридически сейчас это тоже московская территория).
Судя по открытым источникам, эта московская компания продолжает снабжать булочками российскую "Вкусно - и точка". Юрлицо фабрики, по данным из базы российской налоговой, почти полностью принадлежит испанской "дочке" Bimbo.
Можно предположить, что и в Беларуси этот поставщик останется. Конечно, теоретически его могут заменить местные производители. Например, в Минске есть фирма, которая выпекает подобный продукт для столичных заведений (не для McDonald’s). Но все-таки конкуренция российских производителей высока. В каталогах оптовиков немало предложений бургерных булок именно из РФ.
Котлета и курочка
Казалось, хотя бы, курятина в "маковских" чикенбургерах должна быть белорусская, ведь в стране так много своих производителей. Но и в данном случае не так легко стать поставщиком для мировой франшизы. Белорусский McDonald’s на своем сайте заявляет, что пока что эту позицию (а также куриные наггетсы и стрипсы) закрывают российские предприятия. Среди них ООО "Компас Фудс" и ООО "Мираторг Запад".
"Компас Фудс" до недавнего прошлого принадлежала американской группе Cargill. В 2020 году бизнес продали крупному российскому агрохолдингу "Черкизово" (ООО "АПК "Михайловский"). Производство находится в городе Ефремов Тульской области.
Мощности "Мираторг Запад" расположены в Калининградской области. Это часть еще более крупного российского холдинга "Мираторг". Группа начинала в РФ с сельского хозяйства, а сейчас у нее есть и свои магазины, и заведения общепита. Калининградское предприятие до санкций сотрудничало в России с McDonald’s и Burger King, а также поставляло полуфабрикаты в столовые гипермаркетов IKEA.
В теории к этой компании может присоединиться "Смолевичи Бройлер" (часть холдинга Servolux). Эта фабрика уже не первый год плотно работает с KFC на постсоветском пространстве, поставляя полуфабрикаты не только в белорусскую часть сети.
Впрочем, в мясную экосистему McDonald’s ранее успел зайти ОАО "Слонимский мясокомбинат". Он работает с мировым фастфудом около девяти лет. Его продукция поступает в рестораны не напрямую. Белорусское сырье сначала идет в цеха ООО "МаррРуссия". Производство расположено в подмосковном Одинцово.
По данным Федеральной налоговой службы РФ, 25% в этом бизнесе принадлежат гендиректору Игорю Старостенко. Оставшийся пакет распределен между кипрским юрлицом, а также итальянской пищевой компанией Inalca Food&Beverage, которая в последние годы активно работала в бывших советских республиках.
Салат "дачный"
Многие бургеры в обязательном порядке содержат листы салата. Российский опыт показал, что после ухода McDonald’s начались проблемы и с этим нехитрым ингредиентом. Его в нашем макрорегионе "Маку" поставляла российская группа "Белая дача".
Точных данных о собственниках той части группы, которая занимается кочанным салатом, в открытых источниках нет. Известно лишь, что российское производство не покрывало все потребности сети. Часть салата выращивали в Астраханской области, а остальное закупали за рубежом.
С последним возникли сложности еще в 2014 году, когда Россия ввела продуктовое эмбарго. В итоге "Белая дача" пришла к тому, что нужно закупать салат в Иране. Скорее всего, эта схема будет работать и в Беларуси.
Картофель фри
Поставщик сырья для этого блюда в белорусские заведения McDonald’s – польская фабрика Farm Frites Poland в городе Лемборк. Головная компания этого бизнеса находится в Нидерландах. Пока неизвестно, продолжат ли поляки поставки, когда рестораны в Беларуси перейдут под вывеску "Вкусно – и точка".
Теоретически Farm Frites на фоне санкций может предложить перейти на продукцию своего филиала в Египте. Другой вариант – замена на российского поставщика. У группы "Белая дача" ранее была компания "Лэм Уэстон Белая дача". Сейчас производитель картофельного полуфабриката называется "Ви Фрай". Фабрика находится в Липецкой области.
Изначально это был совместный проект с американо-нидерландской Lamb Weston Meijer. Около года назад 25% компании владел россиянин Виктор Семенов. Тогда он продал долю партнеру Владимиру Цыганову. Но основным акционером все равно осталась Lamb Weston Meijer.
"Вкусно – и точка" изменила стандарты по картофелю фри. К примеру, для проверки готовности в заведениях больше не используют американские тест-полоски. Возможно, сеть пойдет дальше, изменив и другие требования, под которые ранее не подходило белорусское сырье.
Сейчас полуфабрикат для картофеля фри в Беларуси делают на госпредприятии РУП "Толочинский консервный завод". Пока что McDonald’s не закупает там сырье. Но его заказывает KFC. Посмотрим, примет ли белорусские картофельные "заготовки" сеть "Вкусно – и точка".
Кофе и маффин
Сырье для кофе, естественно, всегда будет импортным. Другое дело – стаканчики. "Маку" их продает российская "дочка" финской компании Huhtamaki. А сейчас тренд на замещение импорта. Кто знает, может стаканчики заменят на продукцию из Добруша. Ведь картонная фабрика в этом городе недавно освоила их производство.
Ну а маффины и сейчас частично белорусские. Яйца для теста поставляет ОАО "Солигорская птицефабрика". Кстати предприятие полностью государственное. Считается одним из лидеров отрасли в Беларуси. По итогам прошлого года рентабельность выросла с 7,3% до 10,2%. Прибыль достигла почти 7,3 млн рублей (годом ранее – 4,3 млн).
McDonald’s в Беларуси
Известная американская фастфуд-франшиза проработала на рынке Беларуси под брендом McDonald’s около 26 лет. Первые клиенты попробовали в Минске бургеры и другие блюда в декабре 1996 года. В ноябре 2022-го "Мак" заявил о переходе на бренд "Вкусно - и точка".
"Мы сохраним все рабочие места, продолжим предлагать гостеприимный сервис, разнообразное меню…", - было обещано в сообщении компании "КСБ Виктори Рестораны".
Именно эта фирма управляет сетью в Беларуси. Сейчас, по данным Торгового реестра у нее в республике 27 заведений McDonald’s в Минске и других городах. Пока что все они значатся как McDonald’s или в кириллическом варианте – "МакДональдс".
Ранее под вывеску "Вкусно – и точка" перешли рестораны McDonald’s в РФ на фоне западных санкций. Также в 2022 году бизнес продали предпринимателю Александру Говору из Кемеровской области. Но McDonald’s оставил за собой право обратного выкупа в течение 15 лет.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь