"Причем тут мой сын и Бандера": исповедь украинки, переехавшей в Беларусь

Свой выбор женщина сделала еще восемь лет назад и возвращаться на Украину не планирует.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Многие родственники отвернулись от Людмилы (она попросила не называть фамилию, контакты есть в редакции Sputnik Беларусь) после переезда из Украины в Беларусь в 2014-м. Хотя для женщины происходящее не было чем-то экстраординарным. Говорит, Беларусь и белорусы всегда нравились.
"Мой муж Андрей родом из Беларуси, мы с ним в одном классе учились, хотя в школе даже не думали, что когда-нибудь станем семьей. А потом он пришел из армии, нашел меня и сказал: "Все, будешь моя". Я не была против", – с улыбкой вспоминает Людмила.
Андрей ребенком попал на Украину в конце 80-х, когда родители решили уехать из Чернобыльской зоны (они жили в деревне в Могилевской области, пострадавшей от аварии на ЧАЭС). Поселились недалеко от Кривого Рога.
"В школе все называли его Бульбаш, постоянно напоминая о родине. Хотя Андрей на самом деле "наш", в школе он ничем не отличался от одноклассников-украинцев", – рассказывает Людмила.
Кривой Рог – город в Днепропетровской области с населением примерно 600 тысяч человек. Людмила шутит, что в детстве вполне могла быть знакома с нынешним президентом Украины Владимиром Зеленским – дача Зеленских была через речку от ее родного дома, да и возраст у них примерно одинаковый (Зеленскому сейчас 44, Людмиле – 41).

"И где бы сейчас был мой 18-летний сын?"

Людмила говорит, ей нравилось на Украине. Был большой дом, вместе с ними жили родители мужа, которые помогали и в быту, и в воспитании маленьких детей.
Все началось с повестки в военкомат для мужа весной 2014-го.
"Я пошла в военкомат, сказала, что он работает в России, сам прийти не может. Закончилось тем, что мы "договорились" с одним из сотрудников, он заверил: мужа больше не будут вызывать, может спокойно приехать домой в любое время. Когда через день пришла новая повестка, я была в шоке…" - вспоминает женщина. Андрею тогда было 33 года.
В целом события весны 2014-го Людмила приняла очень близко к сердцу. Говорит, пусть боевые действия были и далеко, километров за триста, ночью она порой не могла уснуть.
"Дети же маленькие... Старшему сыну десять было, младшему всего шесть", – вспоминает она.
И муж на повестку в военкомат отреагировал однозначно: "И что, я пойду своих хлопцев с ДНР, ЛНР стрелять? Я ж с ними вместе работаю! Я что, неадекватный?"
Прошло уже восемь лет с тех пор, а ситуация стала только хуже, рассуждает женщина.
>>> Три месяца в подвале: дети из ДНР о том, что происходит в Донбассе
"И где бы сейчас был мой 18-летний старший сын? - вслух размышляет она. – Да и младший, которому сейчас 14. Когда это все закончится? Никто же не скажет".

"Тебе ця земля народила, а ти їдеш звідси"

В 2014-м Людмила решила не думать, а действовать. Сначала поехала в родную белорусскую деревню мужа на "разведку", потом "вызвала" туда из России и Андрея.
К счастью для них, были небольшие сбережения – планировали покупать дом в Кривом Роге – по соседству с родителями.
"Наверное, бог отвел. Купили в итоге старый домик здесь, в райцентре, недалеко от родной деревни мужа", - говорит она.
Когда мать узнала, что задумала Людмила, долго не хотела отпускать ее.
"Тебе ця земля народила, а ти їдеш звідси (тебя эта земля родила, а ты уезжаешь отсюда)", – говорила она.
Людмила подчеркивает: учит обоих сыновей, что они – украинцы, это родина, которую нельзя забывать. Но признается, что не могла больше оставаться на Украине. Потому что как будто предчувствовала: будет только хуже.

"Люди у вас добрые и открытые"

Про Беларусь у Людмилы только теплые отзывы. Говорит, нравится, как здесь все устроено.

"Меня больше всего завлекла ваша природа. А еще люди добрые, открытые. Нет такого "гонору", как у нас в Украине – деловые, пальцы веером... Тут как-то все попроще", – с улыбкой говорит она.

А еще отмечает, что оценила экологию. Говорит, в Кривом Роге, когда она там жила, с этим вопросом все было печально.
"Вода – никудышная, особенно летом. Начинает "цвести", рыбы умирают, всплывают... Идешь к речке – издалека чувствуешь вонь... А водокачка частная – "качают, когда хотят", – вспоминает она.
Муж после переезда быстро оформил ВНЖ, потом подал документы на получение белорусского гражданства. А Людмила с сыновьями пока остаются украинцами. По крайней мере, по документам.
>>> "Ночью просыпаешься под "Грады": о чем рассказывают дети Донбасса ― видео

"Я думала только за свою семью"

Людмила не скрывает горечи, когда вспоминает реакцию родных и близких на свой отъезд с Украины. Многие еще тогда восприняли это агрессивно, новая "волна" по понятным причинам началась уже весной-2022.
Когда одна из однокурсниц Людмилы написала ей в мессенджере: "У мене син, я залишусь біля нього і захищатиму до останнього (у меня сын, я останусь возле него и буду защищать до последнего)", то над ответом женщина не думала ни секунды.

"Я свой выбор сделала еще восемь лет назад. Какие ко мне вопросы? С мамой вот до сих пор не получилось наладить отношения. С родным братом общаюсь, а сестра отвернулась. Хотя у нее старший сын в России, получил российское гражданство, купил там машину, квартиру, сыночку его годик – внучок единственный моей сестры. Но она – против России. Как и ее второй сын, который мне постоянно шлет сообщения вроде "Люда, проснись! Вас там пичкают фейками!" пояснила она сложные отношения с близкими.

Когда просит племянника рассказать, как там мама, бабушка, как дела у других родственников, в ответ слышит лишь его обвинения: мол, "с Беларуси опять летят ракеты".
"Атакуют" в мессенджерах не только Людмилу, но и ее детей. Недавно, например, ее племянница, студентка юридического университета, написала старшему сыну: "Якби не Бандера, тебе не було на світі (если бы не Бандера, тебя не было на свете)!".
Людмила интересуется: и как это связано между собой? "Причем тут наш Никита и Бандера? Вот чем им мозги там пичкают?" – восклицает женщина.

Спасибо, что привезла в Беларусь

Последний раз на Украине всей семьей они были летом 2021 года, оформляли документы. Хотя можно было бы получить и белорусское гражданство.
"Беларусь – вторая моя родина, но пока родные мои там есть, я буду украинкой", – говорит Людмила.
Украинское гражданство нужно как минимум для того, чтобы оставалась возможность помогать матери (отец умер несколько лет назад). "У нее пенсия 50 долларов. И она сразу сказала, что сюда в Беларусь не поедет, могилу отца не оставит", – поясняет собеседница.
Но и возвращаться на Украину Людмила не планирует. Как-то спросила у детей: может, зря вот так восемь лет назад "взяла за шкирки и в Беларусь забросила?".
"Мама, спасибо, что ты нас сюда привезла", – такой был ответ.

"Прошлым летом с ума сходили, пока у бабушки были. Сейчас интересы с бывшими одноклассниками абсолютно разные… Говорю сыну: сходи, погуляй, пообщайся. А он в ответ: не хочу, поехали уже домой. Там уже ягоды, грибы…"

Беларусь готова принимать украинцев и дальше

По данным Госпогранкомитета Беларуси, с 24 февраля по 21 октября 2022 года в Республику Беларусь с украинской территории прибыли 60 362 гражданина Украины. Из них через украинско-белорусскую границу — 15 890, транзитом через Польшу — 35 814, через Литву — 7 353, через Латвию — 1 305.
Как ранее сообщал Sputnik со ссылкой на главу департамента по гражданству и миграции МВД Алексея Бегуна, Беларусь готова принимать беженцев с территории Украины, где проходит российская военная спецоперация. Он напомнил, что с 2014 года в Беларусь из зоны конфликта на востоке Украины прибыло около 170 тысяч граждан. Часть из них уже уехала из Беларуси, часть осталась.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Украинцы, покинувшие Донецк: Беларусь – не чужбина, и главное – семья
Беженцы из Украины: боялись ехать в Беларусь - пугали, что не пустят обратно
Защищает Донбасс и готов за это ответить: история белоруса с позывным "Бульба"