Заместитель председателя Синодального информационного отдела БПЦ, протоиерей Александр Шимбалев рассказал корреспонденту Sputnik Ольге Деменчук о значении и правилах Великого поста для православных христиан.
Когда и как появился Великий пост?
Священник рассказывает, что Великий пост – это самый древний пост, который был установлен еще в ранней Церкви.
"Из поучений Отцов Церкви мы узнаем о том, что несмотря на великую пасхальную радость, избавление рода человеческого от греха и ожидания вечной жизни со Христом, христианину необходимо принести духовный подвиг для того, чтобы не забыть о мучениях и смерти Спасителя на Кресте. Великий пост был установлен для того, чтобы светлая радость Воскресения не затмила подвиг страдания человеческого естества Господа", - поясняет протоиерей Шимбалев.
Однако первоначально Великий пост был достаточно коротким. В разных церковных общинах и традициях Великий пост имел разную продолжительность: сутки, в течение которых не разрешалась не только пища, но и вода, три дня, неделя.
Позже появился пост для оглашенных – тех, кто готовился принять Крещение. В древней Церкви оглашенные должны были благочестиво готовиться к этому Таинству в течение года, пока община не решит, что христианин в достаточной мере подготовлен.
Таинство Крещения в древней Церкви происходило на Пасху, поэтому именно перед Воскресением Христовым и был установлен пост. Этот пост также имел разную продолжительность, но в память о посте Господа в пустыне в течение сорока дней был установлен сорокадневный пост. Уже позднее число сорок воспринималось христианами как десятина дней жизни, которую человек приносит Богу – постится, отказывается от всех мирских утех и готовится ко встрече с Богом.
Первоначально постились только те, кто готовился к Крещению, но позже, в знак солидарности с готовящимися, начала постится и вся церковная община. Так, постепенно, этот пост стал постом для всех.
Окончательно церковная традиция сорокадневного поста была установлена в IV веке.
Что означают недели Великого поста?
В наше время Великий пост состоит из двух периодов - Святой Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной Седмицы и длится сорок семь дней.
Первая неделя поста посвящена Торжеству Православия, когда церковь празднует победу над всеми ересями, посягающими на самую суть Божественного Откровения - на учение о Христе.
Вторая неделя - память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, который много потрудился над богословским обоснованием того, как человек может соединиться с Богом, достичь обожения посредством схождения нетварных Божественных энергий.
Третья неделя – Крестопоклонная. В этот день на середину храма выносится изображение Святого Распятия для укрепления христиан в вере и напоминании о принятии Господом смерти за спасение всего человечества.
В четвертую неделю празднуется память преподобного Иоанна Лествичника. В своей книге "Лествица небесная" святой сравнивает духовный путь человека с восхождением по крутым ступеням. В этом образе отражается суть христианского понимания смысла жизни как пути, дороги, которая ведет по ступеням ввысь, к Богу.
Преподобной Марии Египетской, раскаявшейся блуднице, посвящена пятая неделя поста. В течение более чем сорока лет святая провела в Иудейской пустыне, искупая свои грехи, и обрела большую милость у Бога. Ее образ – символ глубокой преображающей силы истинного покаяния.
В шестую неделю празднуется Вход Господень в Иерусалим, когда весь народ выходит встречать Спасителя с мыслями о том, как важно принять Волю Божью в своей жизни.
Завершается Великий пост Страстной седмицей - особым, отдельным от Святой Четыредесятницы, периодом. В это время верующие предаются особым размышлениям, переживаниям о тернистом пути Спасителя, вспоминают тех, кто предал его, и тех, кто был верен до конца. Каждый день Страстной Седмицы наполнен особыми глубокими символами.
Как должен проводить Великий пост христианин?
Период Великого поста – это время, когда человек должен ограничить свои телесные радости для того, чтобы больше времени и внимания уделять размышлениям о духовной жизни, молитве. Сытая плоть не способна находиться в состоянии чуткого духовного восприятия, поэтому в эти дни нужно ограничить себя в еде, но не только для бодрости и трезвости духа, а также для экономии – с тем, чтобы поделиться высвобожденными средствами с нуждающимися.
"Важно понимать, что пост – время, которое человек выделяет не только на свое духовное совершенствование, ограничивая свое участие в увеселительных мероприятиях, но также на дела милосердия – помощи ближним. Другими словами, необходимо подавить свой эгоизм, переключить внимание с себя на других, увидеть рядом того, кто нуждается в нашей духовной и материальной поддержке", - обращает внимание священнослужитель.
В дни Великого поста принято ограничивать принятие пищи. Сохранился монастырский Устав, который предписывает во все дни поста отказ от продуктов животного происхождения - мяса, яиц и молочных продуктов. Однако, если у человека есть проблемы со здоровьем, которые по объективным причинам не позволяют выдерживать все правила поста, то по согласованию с приходским священником для него может быть установлен индивидуальный пост.
В чем заключается духовное значение Великого поста?
Цель Великого поста для христианина – почувствовать присутствие в жизни Бога.
Все аскетические усилия, которые предпринимаются в период Великого поста, направлены на то, чтобы увидеть Бога и соединиться с Ним в молитве и благочестии. Мы ограничиваем себя в еде и удовольствиях, стараемся смирить свою плоть для того, чтобы дух наш вознесся к Богу. В мирской суете важно остановиться и подумать о духовной стороне жизни, нужно найти время для встречи с Богом.
"Великий пост – время, когда Церковь особенно напоминает об этом, дает много духовных символов для того, чтобы человек вырвался из суеты и душой устремился к Спасителю", - заключает заместитель председателя Синодального информационного отдела БПЦ.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Прихожане плакали: как спасали знаменитый Будславский костел – видео