Заместитель председателя Синодального информационного отдела БПЦ, протоиерей Александр Шимбалев рассказал корреспонденту Sputnik Ольге Деменчук об исторических истоках Великого поста, его значении и правилах.
История Великого поста
Великий пост был установлен уже в ранней Церкви. Его появление было связано с несколькими факторами. Из сочинений древних апологетов, Отцов Церкви мы узнаем поучения о том, что пасхальная радость не должна затмить страданий Христа и его Крестной смерти. Поэтому всем христианам необходимо время для переживания этих событий, телесное ограничение перед праздником Светлого Христова Воскресения.
Этот период дает возможность каждому человеку вспомнить и отдать должное тяжким мукам Христа, его подвигу в человеческом естестве и только потом радоваться празднику Пасхи. С другой стороны, в Великом посте отражается и то, что сам Спаситель в течение сорока дней после Крещения постился в пустыне.
Сорокадневный пост сформировался не сразу. В разных церковных общинах и традициях Великий пост имел разную продолжительность: сорок часов, три дня, неделю и др. Формирование сорокадневного поста перед праздником Пасхи имело две главные причины. Первая – это воспоминание о сорока днях поста Христа в пустыне. Вторая – это то, что первоначально постились в течение сорока дней только оглашенные – те, кто готовился к таинству Крещения. Со временем, из солидарности и для поддержки, к ним примкнула вся община.
Окончательно церковная традиция сорокадневного поста была установлена в IV веке.
Периоды Великого поста
Сейчас Великий пост длится сорок семь дней и состоит из двух периодов - Святой Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной Седмицы.
В период Великого поста вся воля христианина сосредоточивается на борьбе с грехом посредством молитвы, воздержания, делами милосердия и добра. Недели поста – своеобразные указатели на этом трудном пути.
Первая неделя поста – Торжество Православия, когда церковь празднует победу над всеми ересями, которые посягали на самую суть Божественного Откровения, на учение о Христе.
Вторая неделя посвящена памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, потрудившегося над богословским обоснованием того, как человек может соединиться с Богом, достичь обожения посредством схождения нетварных Божественных энергий.
Третья неделя – Крестопоклонная. В этот день на середину храма выносится изображение Святого Распятия для того, чтобы укрепить верующих и напомнить о том, что Господь принял смерть за спасение всего человечества.
В четвертую неделю празднуется память преподобного Иоанна Лествичника. В своей книге "Лествица небесная" он сравнивает духовный путь человека с восхождением по крутым ступеням. В этом образе отражается суть христианского понимания смысла жизни как пути, дороги, которая ведет по ступеням ввысь, к Богу.
Пятая неделя посвящена преподобной Марии Египетской, раскаявшейся блуднице. В течение более чем сорока лет святая провела в Иудейской пустыне, искупая свои грехи, и обрела большую милость у Бога. Ее образ – символ глубокой преображающей силы истинного покаяния.
В шестую неделю празднуется Вход Господень в Иерусалим, когда весь народ выходит встречать Спасителя с осознанием того, что нужно принять Волю Божью в своей жизни, отбросив эгоистические предпочтения.
Завершается Великий пост особым, отдельным от Святой Четыредесятницы, периодом – Страстной седмицей. В это время верующие предаются особым размышлениям, переживаниям о тернистом пути Спасителя, вспоминают тех, кто предал его, и тех, кто был верен до конца. Каждый день Страстной Седмицы наполнен особыми глубокими символами.
Духовные и телесные ограничения
Пост – это не когда мы отказываемся от мяса и, к примеру, объедаемся красной икрой. Пост – это время экономии средств для того, чтобы поделиться ими с ближним.
Это период особого внимание к своему духовному состоянию – усмирению страстей и воспитания чуткости к окружающим людям.
Великий пост – время великой Божественной радости
Самое главное стремление христианина во время Великого поста – приближение к Богу.
Общение с Богом происходит в личной молитве и церковном богослужении. В период Великого поста христианину следует усилить свое молитвенное правило и участвовать в Евхаристии – причащаться Святых Тела и Крови Христа, чтобы соединиться с Богом.
Великий пост – это время великой духовной радости и Божественных озарений. Если мы проводим пост правильно и получаем дары Святого Духа, то в нас самих рождаются Божественные плоды – любовь, радость, мир, терпение, смирение, кротость и воздержание. Это те самые качества, которые помогают жить в гармонии с Богом и окружающими нас людьми.