Скажется ли на российских спортсменах тот психологический прессинг, который оказывается на российскую сборную по фигурному катанию из-за допинг-пробы Валиевой? Будет ли к ним предвзятость со стороны судей? Об этом рассуждает колумнист Sputnik Игорь Козлов.
Главные претенденты на победу на пекинских играх среди танцоров - французская танцевальная пара Габриэла Попадакис и Гийом Сизерон - в некоторой степени находятся в положении американца Нэйтана Чена, который на этих играх стал олимпийским чемпионом.
Как и Чен, французы были главными неудачниками игр в Пхенчхане, когда из-за расстегнувшегося во время ритм-танца костюма у партнерши, по сути выронили из своих рук заслуженную золотую медаль и отдали ее канадцам Вертью и Моир.
Канадцам дважды повезло на играх в Пхенчхане. Неудача российской сборной в мужском одиночном катании стала для канадской сборной поистине золотой.
А для Тессы Вертью и Скотта Моира и вовсе подарком судьбы - по милости свыше, а точнее сказать, руками своих незадачливых соперников они сами того не желая, стали трехкратными олимпийскими чемпионами и вошли в тот ареопаг фигурного катания, о котором и не мечтали. Таких олимпийских баловней судьбы единицы.
Гроссмейстерский рубеж
Старт индивидуальных соревнований у танцоров был достаточно привычным. До двух последних групп, где выступали сильнейшие, соревнования можно было не смотреть, а посматривать.
Александра Степанова и Иван Букин на Олимпийских играх в Пекине
© Sputnik / Александр Вильф
/ Развязка наступила после выхода на лед второй российской пары Александры Степановой и Ивана Букина. Они катались точно, предельно ровно и уверенно. Класс скольжения был виден невооруженным глазом. После окончания танца заметным была усталость партнерши. Оценка 84,09 балла - это гроссмейстерский рубеж, который в этот день покорился только сильнейшим.
"Пападакисы", как с юмором говорят об очаровательной французской паре, изысканны и очаровательны. Их полночный блюз в стиле вог, родившийся тридцать лет назад благодаря одноименному журналу Vogue, когда жесты рождались от эмоций при взгляде на новые фасоны одежды, был той новинкой, которая очаровала всех. Многие не поняли, в чем состоит сущность такой подачи блюза, но в этот день это было не главным.
Техника, скольжение и та легкость, которая в этот вечер была у французов, покорила всех - 90,83 балла - новый мировой рекорд в ритм-танце. Вопрос после этого проката был один. Кто сможет составить конкуренцию французам?
Выступление Виктории Синициной и Никиты Кацалапова, выступавшими первыми в последней группе, было безупречным. После окончания танца итоговые цифры на табло в оценках за технику были обнадеживающими - они уступали французам в технике чуть меньше балла. Но судьи решили по-другому - гандикап у французской пары перед россиянами перед произвольным танцем почти два балла. Для танцев это многовато.
Выступление Виктории Синициной и Никиты Кацалапова на Олимпиаде в Пекине
© REUTERS / ALEKSANDRA SZMIGIEL
Судили в этот вечер всех предельно жестко. Всех, кроме одной пары.
Американцам Мэдисон Хаббел и Закари Донахью в этот вечер сказочно повезло. Два явных срыва в программе были видны невооруженным глазом. Сначала Донахью спотыкается на дорожке шагов, а затем Хаббел откровенно срывает твизлы. Но тем не менее 87, 13 балла. Такое ощущение, что судьи им добавили "за выслугу лет" и компенсация за четвертое место в Пхенчхане. Они третьи и разрыв между их соотечественниками Чок и Бейтс и Степановой и Букиным, серьезный аванс перед произвольным танцем.
Паттерн, то есть исполнение заданного танцевального мотива и соответствующего набора ритмов, в ритм-танце не получился ни у кого. Поддержки, твизлы все исполняли если не на идеальном, но на очень приличном уровне. Складывалось такое впечатление, что танцоры не знают, как перенести на лед один из самых естественных танцев, которым является блюз.
Скорее всего, в силу возраста или незнания со стороны их тренеров и хореографов, они не посмотрели классическое исполнение блюза первыми олимпийскими чемпионами в танцах на льду Людмилой Пахомовым и Александром Горшковым. Это произвольный танец блестящей легендарной советской танцевальной пары 1975 года. Надо иногда изучать "матчасть", как говорят специалисты.
Обратный отсчет
Финальная часть в группе сильнейших в произвольном танце проходила по традиционному принципу на этих играх. Первыми на лед выходит пятая пара, а последней выходит на лед пара, занимающая промежуточное первое место после ритм-танца. Ритм борьбы понятен - три первые выступающие пары борются за третье место, а в финальной части свои взаимоотношения выяснят основные претенденты на золото французы Пападакис и Сизерон и и россияне Синицина и Кацалапов.
Александру Степанову и Ивана Букина судьи судили сверхжестко. Но это не про их Ромео и Джульетту, которую они показали на льду. Дорожка шагов была оценена на третий уровень, надбавки за сложность элементов были минимальными. 205, 07 балла в итоговой сумме - это ниже выступающих в предыдущей разминке итальянской пары Шарлен Гиньяр и Марко Фабри. Установка "топить" вторую российскую пару была видна невооруженным глазом, но ничего не поделаешь - американцы должны остаться без конкурентов.
"Космический танец" американцев Мэдисон Чок и Эвана Бэйтса - это не про танцы на льду. Это шоу, где эмоции выше уровня катания. Откровенно хиловатый партнер с трудом поднимал и удерживал на льду свою партнершу. Про уровень скольжения вызывает массу вопросов. Но все сработало. За что и почему американцы получили рекордные 214,77 балла - не совсем понятно.
Их соотечественники Мэдисон Хаббел и Закари Донахью были полной противоположностью. Они катались ровно, по-американски, со стильной хореографией, поставленной трехкратным олимпийским чемпионом канадцем Скоттом Моиром. Но им не хватало рафинированной точности, чтобы оспаривать первенство на олимпийских играх . 218,02 балла - бесспорная заявка на медаль.
У Виктории Синициной и Никиты Кацалапова олимпийский прокат получился абсолютным. Второй фортепианный концерт Рахманинова зазвучал на льду. Это был канон, который в той или иной вариации можно повторить, но создать что-то новое врял ли получится. Оценки были скуповаты, но итоговая сумма выше, чем у американцев - 220,51 балла.
А дальше наступила развязка всего танцевального турнира. Сложно сказать катались ли Пападакис и Сизерон на льду или прощались со зрителями. Французы были настолько искренними, что на небольшие ошибки никто не обращал внимание. Наверняка это их последнее выступление в их спортивной карьере. В олимпийский сезон для них главным и единственным был один старт - игры в Пекине. Французы приехали на эту Олимпиаду за своей мечтой - званием олимпийских чемпионов. И она свершилась.
Виктория Синицина и Никита Кацалапов не выиграли, но и не проиграли французской паре. Они просто стали вторыми. Это танцы на льду. Здесь свои правила и свои законы, отработанные десятилетиями.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Чиста и невиновна: Тутберидзе о ситуации с фигуристкой Валиевой
Реванш фигуриста Нейтана Чена: у США "золото" в одиночном катании на ОИ