Проект главного документа в сфере образования был опубликован в апреле прошлого года. Сперва он прошел публичное обсуждение, после его представили депутатам, затем – показали президенту. За 10 месяцев кодекс претерпел не одно изменение.
Одно из главных новшеств, обсуждаемых школьниками и педагогической общественностью, – обязательная учеба до 11-го класса. При этом оставаться в школе не обязательно: после 9-го класса необходимо поступить в общеобразовательный либо технический лицей или колледж и продолжать обучение еще два года. Что думает об этом эксперт?
Всеобщее среднее
"Давайте представим: молодой человек, 16 лет, окончил 9 классов. Говорит: больше не хочу учиться – хочу работать. Ему в ответ: так нельзя, ты должен отучиться. Возникает вопрос: если он не хочет учиться, зачем заставлять и как заставлять?" – спрашивает Ливянт.
По его словам, таких детей (к слову, вполне адекватных и социализированных), которые окончили 9 классов, а потом никуда не пошли – ни в старшие классы, ни в ПТУ – достаточно много. Однако теперь, согласно норме, закрепленной в кодексе, так сделать не получится.
"Разве до принятия новой редакции Кодекса у нас были какие-то ограничения для продолжения учебы после 9-го класса? Наоборот, широкий выбор: школы, колледжи и лицеи разных направлений. Но нельзя, чтобы в старшие классы загоняли из-под палки – этот ученик, если его загонят в школу, все равно ничего не будет делать на уроках, ему и дальше будут рисовать оценки. И кому от этого будет хуже?" – констатирует педагог.
Лицеи – все?
В начале января этого года стало известно о закрытии двух минских лицеев – №1 и №2. С чем связана оптимизация лицеев, власти не уточнили.
По новому Кодексу об образовании, подчеркивает Евгений Ливянт, теперь законодательно будет запрещено существование городских лицеев. По его словам, лицей может существовать только при вузе и в том случае, если у него есть свое общежитие.
"Почему так надо было сделать, зачем надо закрывать лучшие школы страны, преподавание в которых ведется на мировом уровне? Здесь речь не только про минские лицеи, но и другие. В Борисове и Лиде прекрасные лицеи, не хуже минских, но там нет никакого вуза, – отмечает собеседник и добавляет: – Давайте закроем все школы олимпийского резерва. Пусть все молодые спортсмены тренируются в равных условиях, а то нечестно получается. Ну бред же. Зачем закрывать лицеи? Логику этого решения никто не понимает и никто не объясняет".
Школьникам нельзя на "дистанционку"?
Также, согласно кодексу, официально закрепляется понятие дистанционной формы обучения. Учиться теперь можно самостоятельно на дому. Но есть одно "но", отмечает Ливянт.
"Дистанционное обучение не разрешено для среднего образования. Хотя во многих школах сейчас в день по два-три урока, потому что нет учителей: болеют. Мы – единственная страна в мире, которая ничего не сделала в плане дистанционного образования во время пандемии. Имитация "дистанционки" в школе есть, но не больше", – считает педагог.
Нужны ли льготы при поступлении?
Согласно новому документу, у некоторых абитуриентов будет больше льгот при поступлении: например, у олимпиадников, выпускников военно-патриотических классов, детей военнослужащих и милиционеров, погибших или ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей. Привилегии появятся даже у тех, кто сдавал ЕГЭ в России и поступает в белорусский вуз на платную форму обучения.
"В первую очередь, льготы нужно вернуть тем, кто в них нуждается, а не успешным ученикам, которые и так поступят. Лет десять назад ликвидировали льготы при поступлении у детей-сирот, у инвалидов, а также у молодых людей из сельской местности, и до сих пор ничего взамен", – возмущен Евгений Ливянт.
"Был придуман аргумент: мы создаем единую систему дистанционного зачисления в вузы, льготы мешают. Прошло 10 лет, и где эта система зачисления в вузы? Нигде. Если в других странах подать документы в вуз можно, не выходя из дома, причем сразу в несколько, то у нас нужно обязательно приехать и подать документы. Такая же история с регистрацией на ЦТ", – продолжает он.
Совмещенный экзамен
Еще одно любопытное новшество в кодексе – появление объединенного экзамена в школах. Выпускники 11-х классов будут сдавать отдельные предметы – русский язык или белорусский язык (на выбор) и математику в форме ЦТ, по сертификатам экзамена они будут поступать в вузы.
"Казалось бы, придумано это для того, чтобы уменьшить нагрузку на абитуриентов – мысль хорошая. Потому что сейчас в июне они сдают четыре школьных экзамена, а потом еще как минимум три ЦТ. В итоге – семь. И решили, что теперь математику и государственный язык можно засчитывать одновременно и как выпускной, и как вступительный экзамен", – комментирует Ливянт.
И поясняет: нагрузка сократится для тех абитуриентов, которые будут поступать в вузы технического профиля. Математику и язык им засчитают в школе, также на выпускных экзаменах нужно будет сдать английский и историю, а в вузе при поступлении – ЦТ по физике. В итоге вместо семи испытаний – пять.
"А теперь о тех, кто будет поступать в медицинские вузы, где нужно сдавать химию, биологию и математику. У гуманитариев тоже серьезные проблемы, им теперь тоже математику в виде ЦТ сдавать. Нагрузка на них будет больше – то есть они в неравных условиях будут находиться. Одним придется сдавать пять экзаменов, другим – семь", – говорит эксперт.
Также, по его словам, появится лицензирование учреждений среднего образования. Школам и лицеям придется подтверждать вид своей деятельности.
"В целом, никаких новых возможностей, новых эффективных методов обучения, прорывных решений по организации образовательного процесса в новой редакции Кодекса нет. Наоборот, новые запреты и новые ограничения", – резюмирует Евгений Ливянт.
Читайте также:
Образ образования: почему белорусы стремятся учиться в России
Урбанологи и сити-менеджеры: новые специальности откроет белорусский вуз
Власти внесут правки в учебники по истории Беларуси