Интеграция Беларуси и России: 25 лет Союзному государству

Высший Госсовет: интеграция или бесконечная история Союзного государства

Беларусь и Россия вышли на финишную прямую в деле разработки программ по дальнейшей союзной интеграции. Как обстоят дела спустя два десятка лет политического процесса, выяснял колумнист Sputnik.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Союзные программы еще совсем недавно называли дорожными картами, работа над ними велась кропотливая, да настолько, что их содержание до сих под грифом "Для служебного пользования". Но сколько веревочке не виться, а это почти три года, а пакет из 28 программ все-таки подготовили.
Теперь перед нами стоит интрига, как все организуют 4 ноября службы протокола на заседании Высшего государственного совета Союзного государства. Дело в том, что оно впервые пройдет в формате видеоконференции (так как пандемия). Поэтому Александр Лукашенко и Владимир Путин ставить подписи под документами будут на безопасном расстоянии. Принятие союзных программ состоится в рабочем порядке, по крайней мере к этому все готовятся.
Союзные программы будут подписаны 4 ноября – Рапота >>
Предполагая возможный затяжной характер согласования документов в Кремле сразу настояли на пакетном подписании, то есть всех программ скопом, что конечно, не могло не расстроить белорусскую номенклатуру, привычную к долгим обсуждениям всего и даже запятых.
Поскольку полное содержание программ для широкой общественности станет известно только после появления заветных подписей под документом, нам остается только предполагать, что там внутри текста. Определенное впечатление о процессе позволяют сложить официальные отрывочные сообщения на данную тематику.
"Серьезный разговор": чего ждут политики от ВГС Союзного государства >>
Достоверно известно, что сложнее всего белорусской стороне было решиться на унификацию подходов в налоговой и таможенной политике. Раз все движение товаров будет открыто, то и обвинить Минск в "разведении креветок" на границе будет невозможно.
Простые белорусы, занимающиеся бизнесом, кстати благодаря союзной программе скоро оценят приход "цифры" с появлением личных кабинетов и автоматизацией процесса уплаты налогов. Все-таки этот проект детище нынешнего премьера РФ Михаила Мишустина, поэтому к нему было большое внимание.
Экономист объяснила, что будет с единой валютой России и Беларуси – вы удивитесь >>
Несмотря на все толки, пересуды и домыслы Беларусь и Россия не будут переходить на единую валюту или российский рубль. Здесь не нужно искать подводные камни. В соседнем Европейском Союзе на реальную единую валюту переходили почти полвека, а значит спешка здесь не нужна. Зато официальный Минск вполне себе успешно интегрирует свои платежные системы с российскими и гипотетические угрозы отключения Swift станут не чем иным, как сотрясанием воздуха.
Краеугольным камнем в отношениях двух стран давно стали цены на энергоносители. Получить их по внутрироссийской цене стало чем-то вроде поиска философского камня в высоких кабинетах Минска (вроде это и, возможно, и осязаемо, но что-то срывается). Правда, намерение создать единый рынок энергоресурсов стороны все же декларируют, поэтому и здесь можно говорить о серьезном движении вперед.
Что стало лакмусовой бумажкой в интеграции России и Беларуси в 2021 году? >>
В принципе, последние два года для Беларуси в вопросах доступа к нефти и газу стали достаточно успешными. Пока в Брюсселе думают, что делать со спотовыми котировками, в Минске газ получают по долгосрочному контракту с ценой в десять раз меньше. Не исключение и поставки нефти, которые должны были иссякнуть с введением американских санкций, а новополоцкий "Нафтан" знай себе работает. Сколько стоит черное золото для белорусских НПЗ – коммерческая тайна, но если они работают и приносят прибыль в условиях рестрикций, то значит условия взаимовыгодные.
Союзное государство давно стало модельным проектом интеграции на постсоветском пространстве и любой удачный опыт потом переносится на другие форматы. Поэтому даже ЕАЭС – это пока всего лишь догоняющий проект.
Именно по этой причине нет и, наверное, в ближайшее время не будет разговоров о придании новых полномочий Постоянному Комитету или Парламентскому Собранию. И дело здесь не в позиции самого Минска, а в том, что больше никто на постсоветском пространстве пока не готов к интеграции в политическом формате. В первую очередь, это касается именно ЕАЭС, где всех устраивает текущий формат отношений, когда предметом разговоров является экономика и только экономика. И пока внутренняя торговля не будет больше внешней в ЕАЭС о другом и говорить рано. Поэтому Беларусь и Россия и не форсируют в настоящее время придание политического функционала союзным органам.
Александр Лукашенко рассчитывал на очный характер встречи с Владимиром Путиным, но новая волна коронавируса внесла в эти планы своим коррективы. Конечно, поставить подписи под союзными программами вживую было бы куда красивее в моменте, но президенты Беларуси и России в этом году и так достаточно часто встречались, вряд ли еще остались вопросы, которые они не утрясли за это время. Дистанционный формат Высшего государственного совета не сулит ничего кроме рабочего характера его проведения, где все составляющие уже согласованы. И тем не менее, не стоит сбрасывать со счетов вероятность запланированной неожиданности.