Среди стран-участниц Международного валютного фонда есть четкий механизм применения специальных прав заимствования (SDR), однако имеются нюансы, которые делают этот процесс непростым.
Решение по вопросу кредита в размере 923 миллионов долларов было принято давно, но внимание СМИ и экономической общественности активизировалось 23 августа, когда оно вступило в силу. Sputnik оценил разные мнения по этому поводу и обратился за комментарием к российскому экономисту.
Решение по Беларуси не отдельное
Используемый сейчас механизм выделения финансов Международный валютный фонд уже применял в 2009 году после мирового финансового кризиса. Официально идея состоит в том, чтобы помочь странам на фоне пандемии сохранить способность исполнять долговые обязательства.
Экономисты объясняют, что это не столько деньги, сколько права на них, резервный актив, который по умолчанию зачисляется в золотовалютные запасы государств. Ресурсы можно использовать в межнациональных расчетах, если второй участник на это согласится.
Теоретически SDR можно обменять на конвертируемые валюты при готовности Центробанка конкретной страны.
SDR (Special Drawing Rights) – квазивалюта – наднациональные безналичные деньги, выпускаемые МВФ начиная с 1970 года
SDR распределяются между государствами пропорционально их долям (зависит от масштабов экономики страны) в капитале фонда. SDR размещаются на специальных счетах стран-членов МВФ.
SDR нельзя использовать для осуществления инвестиционной деятельности и покупки товаров, ими нельзя насчитываться с физическими лицами и корпорациями.
SDR могут входить в состав национальных международных резервов, можно использовать для покупки других валют из международных резервов, а также предоставлять взаимные кредиты.
Формально средства поступят во владения Национального банка, но закрывать бюджетные дыры за их счет не получится.
При определенных раскладах благодаря формату SDR можно расширить золотовалютные резервы (ЗВР), а деньги, которые, например, были зарезервированы для покрытия долга, пустить на другие нужды, например, на валютные интервенции при условии, что средства МВФ через ряд возможных процедур компенсируют какие-то межгосударственные долговые обязательства.
Нет гарантий использования денег
Некоторые экономисты говорят, что воспользоваться ресурсами будет не так просто, особенно если ни одна страна не согласиться принять их в качестве оплаты госдолга или крупной закупки.
Международный валютный фонд рассчитывает официальный курс специальных прав к мировым валютам, но никто не обяжет Центробанки государств обменивать по установленным показателям. Соответственно, заинтересовать другие страны можно на менее выгодных для себя условиях.
Если желающих нет, по уставу МВФ можно обратиться в организацию, и она определит условия сделки. Однако на фоне политических событий Фонд может отказать в помощи по конвертации SDR в устойчивую валюту.
9 августа во время "Большого разговора" президент Беларуси Александр Лукашенко говорил, что попросил российского лидера Владимира Путина выделить кредит в 1 млрд долларов через Евразийский банк развития в случае отказа МВФ предоставить средства на борьбу с пандемией.
"Если бы нам россияне помогли дополнительно через Евразийский банк... Были бы благодарны исключительно в связи с пандемией", — сказал Лукашенко.
Странная маленькая победа?
Оценить решение МВФ Sputnik попросил российского экономиста Василия Колташова.
Эксперт отметил, что такая практика МВФ позволяет Беларуси пополнить свои резервы.
"И это хорошая новость, потому что золотовалютные резервы Беларуси находятся в убывающем состоянии, когда очевидно, что санкции и экономические проблемы создают немалые трудности. Поскольку Запад давит, выделение такого кредита структурой, контролируемой англо-саксонскими кругами, может удивлять, поражать и даже радовать", - полагает Колташов.
Однако, по его мнению, "интерес МВФ состоит в том, чтобы поддержать Беларусь и послать сигналы Минску, чтобы он не сильно развивал интеграционные процессы с Россией".
Эксперт сказал, что средства Беларуси, конечно, нужны, однако они не спасают ситуацию, не ликвидируют дисбалансы экономики и не компенсируют санкции Запада.
"Это такая странная неожиданная маленькая победа, которая неизвестно чем обернется в будущем", - заявил аналитик.
Василий Колташов не считает, что таким образом МВФ толкает Беларусь еще ближе к России, которая могла бы принять часть средств в качестве выплат по кредитам.
"Минск предпочел бы навсегда рассчитаться с Россией, не зависеть ни от каких сделок с Москвой, ни от каких дорожных карт, которые продвигает Кремль, и иметь ситуацию полной независимости и возможности разговаривать с Западом на равных", - заявил эксперт.
Экономист уверен, что возможность рассчитаться с Россией по долгам сохранит ситуацию некоторой удаленности Минска от Москвы и притормозит интеграционные процессы.
"Последние выступления Александра Лукашенко, когда он говорил, что Крым следует признавать после последнего российского олигарха, уже говорят о том, что очень тяжело и, видимо, где-то в обратную сторону идут интеграционные дела", - полагает специалист.
Можно ли считать кредит страховкой для самого МВФ, провозгласившего главной целью укрепить долговую устойчивость стран? Экономист считает это реакцией на критику.
"Международный валютный фонд подвергался многолетней критике, что выдает кредиты только тем, кому удобно с точки зрения американских интересов. И решение, когда страны-члены получают квоты при распределении средств Фонда, является результатом этой критики", - подчеркивает экономист.
Он также расценил это как попытку вернуть внимание и доверие к доллару, сделать его более активно применяемым в международном резервировании, кредитовании и расчетах на фоне эмиссии и беспрецедентно большого дефицита бюджета США в 2020 году.
Читайте также:
Беларусь получила кредит ОПЕК – 20 миллионов долларов
Головченко: Беларусь будет кредитоваться в РФ на коммерческих условиях
Китай выделит Беларуси очередной кредит