МИНСК, 12 авг - Sputnik. Экспорт через Литву белорусских калийных удобрений, производители которых попали под санкции США против Минска, остановится в декабре этого года. Такое заявление сделал в четверг в эфире радиостанции "Жиню радияс" министр коммуникаций и транспорта балтийской республики Марюс Скуодис.
Министр пояснил, что банки перестанут принимать к оплате счета за услуги в отношении подвергнутых санкциям субъектов. Соответственно компании, чтобы избежать рисков, не станут вести с ними дела.
"Поэтому с декабря, когда санкции вступят в силу, белорусские удобрения перестанут идти через Литву", – считает Скуодис.
Министр также предположил, что в ближайшие месяцы предприятия начнут постепенно сокращать объем транзита экспорта этих удобрений – в рамках подготовки к полной его остановке.
Министр также предположил, что в ближайшие месяцы предприятия начнут постепенно сокращать объем транзита экспорта этих удобрений – в рамках подготовки к полной его остановке.
Напомним, в среду, 4 августа глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбрегис заявил, что экспорт белорусского калия может быть полностью остановлен. По его словам, Литва уже направила в Евросоюз предложения по расширению секторальных санкций в отношении Беларуси – речь в том числе и об удобрениях, производимых "Беларуськалием". Вопрос расширения санкций будет обсуждаться не ранее сентября, уточнил тогда Ландсбергис.
Перенос транзита в Мурманск
Президент Беларуси Александр Лукашенко, комментируя заявления Евросоюза и, в частности, Литвы о возможном перекрытии транзита белорусских калийных удобрений через свои морские порты, заявил, что Минск перенаправит этот объем в порты Мурманска.
"Сейчас хотят попасть (выстрелить себе – Sputnik) в голову: закрыть нам порты для того, чтобы грузить химические, калийные удобрения. Слушайте, мы поставим эти объемы, в Мурманске загрузим, это не вопрос. И по Северному морскому пути кратчайшим путем поставим в Китай, это наш основной рынок, и в Индию", – заявил он во время в ходе "Большого разговора с президентом" в понедельник, 9 августа.
Напомним, в феврале текущего года Россия и Беларусь подписали соглашение об экспорте белорусских нефтепродуктов через порты РФ. Документ предусматривает перевалку предприятиями Беларуси более 9,8 миллиона тонн грузов в морских портах РФ на Балтике в 2021-2023 годах. Речь идет о таких грузах, как мазут, бензин и масло.
В свою очередь власти Мурманской области, комментируя это заявление Лукашенко, заявили, что готовы предложить "максимально выгодные" условия для транзита калийных удобрений из Беларуси.
"Безусловными нашими плюсами являются незамерзающий порт и уникальные арктические льготы", — отметил губернатор региона Андрей Чибис.
Он также уточнил, что в мае 2021 года правительство Мурманской области и крупнейшие региональные стивидорные компании уже проводили переговоры с Минтрансом и Таможенным комитетом Республики Беларусь по переориентации калийных грузов в терминалы Заполярья.
Экспорт калийных удобрений из Беларуси
Белорусские калийные удобрения по железной дороге доставляются в морской порт Клайпеды для погрузки на суда и доставки заказчикам.
Компания "Литовские железные дороги" (ЛЖД, Lietuvos geležinkeliai) заявила, что эффект от секторальных санкций Евросоюза против Беларуси будет значительным и затронет 20% всего объема перевезенных удобрений и полмиллиона тонн нефтепродуктов.
Гендиректор ЛЖД Мантас Бартушка отметил, что в настоящее время выручка группы от белорусских грузов составляет около 100 миллионов евро в год.
Вильнюс считает необходимым расширение секторальных санкций в связи с якобы организованным белорусскими властями трафиком нелегальной миграции в Литву из стран Азии и Африки.
Читайте также:
В Минприроды рассказали, на сколько лет хватит запасов калийной соли
Европа без удобрений: чем грозят Минску санкции против "Беларуськалия"