Чтобы разгрузить Минск, в городах спутниках необходимо строить комфортное жилье, развивать социальную инфраструктуру и создавать рабочие места, уверен архитектор Вадим Николаенко.
Во время встречи с активом Минска президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что перед властями сейчас стоит задача не допустить перенаселения столицы. В связи с этим планируется сокращать строительство в мегаполисе и развивать города-спутники. Подобная концепция не нова. Существует она уже более 10 лет, однако до сих пор тот же Фаниполь и Смолевичи значительно проигрывают по комфорту даже Каменной Горке. Что тормозит их развитие, рассказал Sputnik Вадим Николаенко, который с 2016 по 2019 год являлся главным архитектором Минской области.
Концепция городов-спутников
По данным Белстата, на 1 января в Минске проживает 2 миллиона 20 тысяч человек, то есть больше пятой части всей Беларуси. И население мегаполиса продолжает разрастаться.
Во многих странах проблему решают за счет создания городов-спутников вокруг определенного центра, так называемых агломераций. Одни из самых крупнейших агломераций расположены в Японии (Токио-Иокогама), Индонезии (Джаккарта), Индии (Дели). Там значительная часть населения живет в пригороде, а работает непосредственно в мегаполисе.
Примерно таким же образом решили поступить и с Минском еще в далеком 2010-м. Причем белорусскую концепцию доработали с учетом опыта других стран, и в городах-спутниках задумали строить не только жилье, но и предприятия.
Тогда Совмин утвердил программу строительства крупных жилых районов для минчан в 9 городах-спутниках. Предполагалось сделать Дзержинск, Жодино, Фаниполь промышленными центрами агломерации, а Смолевичи, Столбцы, Узду и Руденск - агропромышленными. Туда планировали перенести из Минска 18 крупных заводов. Также в списке "сателлитов" оказались Заславль и Логойск, как туристско-рекреационные зоны.
В 2014-м из перечня исключили Жодино, Столбцы и Узду. Однако, как уточнил Вадим Николаенко, список не окончателен и в перспективе может быть расширен.
Рабочие места
В первую очередь осваивать решили Смолевичи, Руденск и Фаниполь.
"У них удобное местоположение и транспортное сообщение. В Смолевичах подходящие территории для качественной, современной жилой застройки. Есть места приложения труда - Китайско-Белорусский индустриальный парк "Великий камень", Минский областной технопарк, национальный аэропорт с обслуживающей его инфраструктурой. В Руденске есть свободные энергетические мощности для размещения производств. Сейчас там реализуется крупный инвестиционный проект - Белорусская национальная биотехнологическая корпорация строит заводы по производству аминокислот и высокоэффективных кормов", - пояснил такой выбор городов архитектор.
В Фаниполе же расположен участок промышленной зоны СЭЗ "Минск". Там производственную зону намерены увеличить практически вдовое. А чтобы обеспечить будущие предприятия необходимой энергией, в городе дополнительно построят мощную электрическую подстанцию. Деньги на этот проект, около 20 миллионов евро, уже попросили у Европейского банка реконструкции и развития. Но пока ЕБРР только рассматривает возможность выделения такого кредита.
Первая многоэтажка
Несмотря на то, что концепцию городов-спутников придумали, в далеком 2010 году, первый дом для минчан в Смолевичах принял жильцов лишь спустя пять лет. После этого реализация проекта по развитию города-спутника и вовсе приостановилась, потому как нуждающихся в жилье и готовых переехать в этот город не могли найти, хотя желающих хватало. Загвоздка заключалась в действовавших тогда правилах.
"Списки дольщиков формировались по дате постановки на учет нуждающихся. Приходилось опрашивать всех очередников, начиная с 1980-х: не хотят ли они построить квартиру в Смолевичах. Естественно, те, кто более 30 лет отстоял в очереди, от такого предложения отказались. Какая разница, сколько ждать?", - пояснил архитектор.
В 2019-м, после вступления в силу Указа Президента № 103, очередь на строительство начали формировать по заявительному принципу, - кто первый написал заявление, того и "тапки". В итоге ситуация изменилась кардинально, спрос превысил предложение - на строительство квартиры в Смолевичах, по данным Мингорисполкома, в тот год было подано более 725 заявлений от жителей столицы.
Сейчас в городе-спутнике возводят 13 зданий, одно из них уже готовится к сдаче.
Нехватка детских садов и школ
Коренные жители Смолевичей, Фаниполя, да и других "сателлитов" изначально без особого энтузиазма встретили "понаехавших", потому как нагрузка на больницы, школы, детские сады и прочие объекты инфраструктуры резко возросла.
Местные власти тоже оказались не особо рады происходящему – как бы дома строят для минчан, а инфраструктуру для них же приходится возводить за счет районного бюджета. В других областях такой проблемы нет, потому как данные вопросы решаются в рамках одной административной единицы. В центральном регионе их две - Миноблисполком и Мингорисполком. И, получается, что если ты, к примеру, живешь в Смолевичах, а работаешь в столице, то все твои налоги идут в бюджет горисполкома, и, соответственно, тратятся на развитие инфраструктуры исключительно мегаполиса, а не в твоем городе. Причем такая проблема характерна не только для городов-спутников, но и для всего Минского района.
"Противоречия, которые возникают в связи с этим, на мой взгляд, возможно снять путем создания единой административной единицы, единой агломерации. И логично, если бы ею руководил некий общий исполнительный орган", - считает архитектор.
Пока же проблему удалось решить очередным Указом президента, который позволил проводить межбюджетный трансфер. В итоге частично расходы на строительство инфраструктуры взял на себя Мингорисполком, частично Миноблисполком. Как результат в этом году в Смолевичах должен открыться новый детский сад на 230 мест, и уже готова проектно-сметная документация на строительство школы с бассейном на 720 мест.
Административный центр
Отвечая на вопрос Sputnik, где, кроме столицы, Вадим Николаенко, как опытный архитектор, видит административный центр городов-спутников, он сказал, что в любом месте, главное, полностью перейти к электронному бумагообороту.
"Как-то был в Евле, по сути, городе-спутнике Стокгольма. Там расположен головной офис компании, выполняющей в Швеции функции нашего Бюро технической инвентаризации (БТИ). Они все документы принимают по электронной почте и также их отсылают. Все это, логично имеет несомненные плюсы и, в конечном счете, существенно улучшает условия проживания жителей мегаполиса", - привел пример Николаенко.
Архитектурные особенности
По мнению Вадима Николаенко, чтобы минские очередники сами захотели приехать жить в города спутники, там необходимо строить микрорайоны схожие по уровню комфорта, например, с жилым районом Новая Боровая, а еще лучше наполнять их домами малой этажности, либо таунхаусами.
В новом квартале для минчан в северо-западном районе Смолевичей в соответствии с проектом детального планирования (ПДП) таких многоэтажек, как в Минске, повышенной этажности, строить не планируют, возводить намерены дома по 5-8 этажей. Интересно, что их дворы хотят сделать закрытыми для автомобилей. Под машины предлагаются плоскостные стоянки между домами.
Однако будет ли так на самом деле сейчас сложно сказать, потому как ПДП района находится в постоянных корректировках. К сожалею, застройщики обычно в первую очередь думают о своей прибыли, а не об эстетике. Экспериментальный дом для минчан, который начал строить МАПИД в Смолевичах в прошлом году и планирует сдать в этом, отличается от столичных панелек разве что высотой (пять этажей). Посмотрим какими сделают остальные 12 зданий.
Справка Sputnik.Вадим Николаенко окончил БНТУ и Академию управления при Президенте Республики Беларусь. Работал главным архитектором Советского и Центрального районов Минска, а также заместителем главного архитектора столицы и замглавы администрации Советского района. Возглавлял Совет главных архитекторов регионов Беларуси. С 2016 по 2019 год являлся заместителем председателя комитета по архитектуре и строительству Миноблисполкома, главным архитектором Минской области.
Читайте также:
Какие люди в "Смолевуде": ждут ли минчан в первом городе-спутнике
Жизнь за МКАДом: как съездить в Смолевичи и обратно "не замочив ноги"