МИНСК, 30 июн – Sputnik. Центризбирком Беларуси обнародовал данные о количестве принятых в поддержку выдвижения кандидатами в президенты подписей.
Проверка сданных в поддержку выдвижения кандидатами в президенты подписей завершилась накануне. Во вторник ЦИК обобщил полученную из регионов информацию и представил финальные цифры.
Так, по информации ЦИК:
- в поддержку Александра Лукашенко принято 1 939 572 подписи
- Виктора Бабарико – 165 744
- Валерия Цепкало – 75 249
- Сергея Черечня – 143 109
- Анны Канопацкой – 146 588
- Андрея Дмитриева – 106 841
- Светланы Тихановской – 104 757
Таким образом, на этом этапе кампании выбывает экс-глава ПВТ Валерий Цепкало. Из его подписей было "отбраковано" более половины. У Бабарико не признали около 200 тысяч подписей, но необходимый порог он преодолел.
Серьезных претензий к подписям за других претендентов у комиссий не было.
Для регистрации кандидатом, помимо 100 тысяч подтвержденных подписей, необходимо, чтобы были признаны и другие документы, в том числе декларация о доходах за прошлый год.
Регистрация претендентов на высший государственный пост состоится до 14 июля. Выборы президента Беларуси назначены на 9 августа.
Очереди ради подписи и задержания
Сбор подписей стартовал в Беларуси 21 мая. Тогда о своем желании бороться за президентское кресло заявили 15 человек. Еще на этапе сбора несколько претендентов выбыли из гонки, среди них Александр Таболич, Наталья Кисель и Николай Козлов.
Подписная кампания привлекла большое количество людей и сопровождалась скандалами и задержаниями. На площадях областных и районных центров белорусы выстраивались в очереди, чтобы подписаться за своего кандидата. В июне, комментируя сбор подписей, действующий президент Александр Лукашенко заявил, что подписи оставляют одни и те же люди – и назвал это белорусской каруселью.
Так, супруга блогера Сергея Тихановского, который до сих пор находится под стражей, Светлана устраивала наиболее массовые пикеты. В результате часть членов ее инициативной группы были задержаны, а сама претендентка даже была готова снять свою кандидатуру, но не сделала этого.
Проблемы во время сбора подписей возникли также у экс-банкира Виктора Бабарико. Бывший глава Белгазпромбанка был задержан 18 июня и до сих пор находится в СИЗО КГБ по делу об уклонении от уплаты налогов вместе со своим сыном Эдуардом. Еще до задержания его команда заявляла о 430 тысяч подписей – это рекорд для независимых кандидатов за всю историю республики. Вместе с тем, несмотря на статус обвиняемого, штаб Бабарико первым подал все документы в ЦИК, где заявили, что политик может быть зарегистрирован кандидатом в президенты.
После задержания Бабарико в Минске и регионах прошли несанкционированные акции "цепи солидарности": участники выстраивались в линию на главных городских улицах и требовали отпустить задержанных. В первые дни проведения акций милиция задержала несколько сотен человек по всей стране. В МВД заявили, что подобные "цепи солидарности" направлены на раскачивание ситуации в стране, а минские власти предупредили участников об ответственности.
В начале недели стало известно о проверке в отношении Цепкало. Разбирательство было инициировано после письма в Генпрокуратуру турецкого бизнесмена Седата Игдеджи, утверждавшего, что бывший глава ПВТ брал взятки, когда руководил парком. Стоит отметить, что намекал на наличие компромата на Цепкало и президент Александр Лукашенко, однако говорил, что пока его обнародовать не планирует. При этом глава государства призывал всех поинтересоваться у Цепкало, за что тот был уволен из ПВТ.
Ситуация вызвала международную реакцию: в Европарламенте и Еврокомиссии призывали белорусские власти обеспечить конкурентные выборы и освободить всех активистов и политиков, задержанных правоохранительными органами. Обеспокоенность высказывали в связи с происходящим в рамках этой электоральной кампании и в Госдепе США – там призывали
Смотреть инфографику полностью >>
Читайте также:
- Лукашенко: выборы будут интересные, а после - еще интереснее
- Владимир Андрейченко: некоторые силы используют выборы не во благо страны
- МИД РФ: выборы должны отвечать внутреннему законодательству Беларуси