Если бы производители бумажной продукции могли предвидеть коронавирус, каждый бы обзавелся станком для туалетной бумаги, гарантирующим завидные контракты на реализацию с магазинами.
"Я бы тоже хотела сейчас оказаться в их числе. Но мы еще 12 лет назад пошли по другому пути и развивались вполне успешно", – рассказывает Ирина Тарасевич, директор и владелица семейного бумажного бизнеса.
О том, как в одночасье спрос на продукцию ее предприятия стал снижаться и как сейчас ей приходится спасать семейное дело, она согласилась рассказать корреспонденту Sputnik Тамаре Зениной.
Когда обертка дороже товара
"Помните этот ажиотаж, когда по всему миру раскупали туалетную бумагу и в Беларуси заводы работали круглосуточно, чтобы создать двухмесячные складские запасы? Только везде бумагу покупали, чтобы с ее помощью браться за предметы, открывать ручки, трогать лицо, а у нас просто "гребли" и теперь не знают, что с ней делать", – улыбается Ирина.
Нынешняя продукция ее предприятия адресована именно тем, кто хочет обезопасить свои контакты. Но обо всем по порядку.
До момента, который уже принято называть "кризисным", на предприятии супругов Ирины и Андрея Тарасевичей перерабатывали от 50 до 100 тонн сырья в месяц.
"Мы работали исключительно с сектором B2B, то есть бизнес для бизнеса. Нашими клиентами были рестораны, бары, казино, большие бизнес- и торговые центры и заводы, где есть санзоны, и заправки. На всех этих объектах требуется профессиональная очистка рук", – объясняет Ирина и перечисляет свою продукцию: специальные полотенца, туалетная бумага, салфетницы с непрерывной салфеткой Z-сложения и другое.
По заказу клиентов-рестораторов предприятие создавало эксклюзивные брендированные салфетницы из дерева и кожи.
"Для каждого заведения мы разрабатывали свой дизайн, даже докупали станки для особенных операций. В салфетницы вставляли не только белые, но и цветные салфетки. Нашу продукцию можно было увидеть в большинстве столичных заведений", – показывает Ирина образцы, которые уже не производятся.
Предприятий, работающих исключительно с сектором B2B, немного, работа слишком тонкая в плане понимания запросов клиентов. Наиболее простой и надежный способ реализации продукции через магазины, то есть в секторе B2C.
"А мы не работали с магазинами вообще. У нас даже станков нет для массового производства. Эта продукция в первую очередь отличается упаковкой, потому что именно на нее ведется покупатель. Товар для B2C зачастую стоит дешевле, чем его обертка. Таковы правила маркетинга", – раскрывает секреты бизнесвумен.
Как почесать нос, если не надел перчатки
Из-за пандемии белорусские рестораны и кафе, как и во всем мире, закрылись.
"В апреле объем отгрузок нашей продукции упал почти в два раза, в мае упадет еще больше. Мы поняли, что можно сидеть и ждать, когда они прекратятся вообще", – старается сдерживать эмоции Ирина.
Вариант наблюдать, как погибает дело твоей жизни, не понравился сразу. Тем не менее Ирина признается, что не исключила и его, присвоив название "план А". Но плох тот бизнесмен, у которого на крайний случай не предусмотрен "план В"!
"Мы не смогли бы запустить массовое производство туалетной бумаги на своем оборудовании, поэтому стали думать: а что сможем? И вспомнили, как нам неоднократно знакомые, указывая на наши салфетницы в ресторанах, говорили, хорошо бы иметь такие дома или даже с собой в сумочке", - делится Ирина.
Маленькая компактная салфетница как нельзя лучше вписалась в нашу эпидемиологическую действительность.
"Главное преимущество нашей коробочки в том, что достать салфетку можно быстро с минимумом прикосновений, при этом остальные салфетки не нужно заталкивать обратно", – объясняет производитель.
Размер новой карманной салфетницы в простой картонной упаковке совпадает с небольшим блокнотом. При этом в ней вмещается сто отдельных листков.
"Если я не надел перчатки, а мне нужно до чего-то дотронуться, я могу очень быстро достать салфетку и открыть дверь, взяться за магазинную корзину, какие-то поручни или перила, наконец, почесать нос!" – показывает Ирина свою продукцию в деле.
Вслед за карманной салфетницей была разработана домашняя бытовая с цветными салфетками "для яркого настроения", в планах – автомобильная и альтернатива для не совсем удобных рулонных кухонных полотенец.
"Все заметили, что мокрыми руками, отмотать бумагу из рулона неудобно. Мы разработали салфетницу, в которой будут вставлены 150 листовых полотенец. Доставаться быстро будет только одно", – утверждает производитель.
Дело за малым, шутит Ирина, донести клиенту все преимущества своих новинок. В настоящее время предприятие отгружает первые партии в несколько магазинов.
"Мы активно осваиваем торговые интернет-площадки и вообще для продаж используем любую возможность. Например, нам многие звонят с вопросом, не производим ли мы дозаторы для антисептиков. Мы честно говорим, что нет, но тут же объясняем, что у нас есть другая тоже актуальная продукция. И знаете, примерно половина соглашается взять пробную партию", – с надеждой улыбается Ирина.
Руководство уменьшило зарплату себе
Для бизнеса кризис стал не просто школой выживания. Он заставил деловых людей, подобно ученикам, сделать работу над ошибками.
"Первое, что мы решили для себя, в будущем исключить такое понятие, как просроченная задолженность. Очень часто это так называемые "долги по дружбе".
Деньги нужно забирать вовремя даже у любимых клиентов, потому что, когда наступает такой кризис, ты становишься заложником дважды", – анализирует бизнесвумен.
Она говорит, что белорусские предприятия всех форм собственности настолько погрязли во взаимных долгах, что это стало трендом.
"Все перестали платить задолго до этого кризиса и настолько привыкли, что сейчас выясняется: некоторые клиенты для того, чтобы уменьшить налоговую нагрузку, брали товара даже больше, чем могли оплатить. То есть они в принципе до конца рассчитываться не собирались!" – сделала неутешительный вывод Ирина.
Она, не смущаясь, перечисляет целый набор собственных просчетов, а потом указывает по пунктам того самого "плана Б", как жестко предприятие намерено экономить в ближайшее время, чтобы сохранить коллектив и выплатить людям зарплату.
"Мы остановили все крупные проекты, отказались от дорогостоящих и далеких планов. Руководство приняло решение сократить выплаты себе на 40%.
Собираемся провести переговоры с банком и попросить кредитные каникулы, у нас есть купленное в кредит помещение.
Кризис сразу указал на работников, которые слонялись без дела. Причем инициатива была от самого коллектива "скинуть балласт". Но основной костяк мы сохранили.
Людям сразу честно сказали, что сможем в апреле и мае загрузить работой не полностью и выплатить только определенную сумму. Надеюсь, что наша искренность и отказ как-то приукрасить ситуацию даст возможность пережить тяжелые времена с минимальными потерями", – отмечает директор.
В то же время, она подчеркивает, что ведется постоянный поиск новых заказов, и за счет вырученных средств предприятие старается увеличить обещанные зарплаты.
"Мне очень страшно совершить ошибку", – признается Ирина.
На кону у нее не просто судьбы 50 сотрудников, но и своя собственная, 12 последних лет которой были вложены в бумажный бизнес.
"Сейчас наступил момент именно тех рисков, которые не предусмотрел никто", – констатирует она и отчаянно верит, что ей не придется применять тот самый "план А", когда нужно будет перечеркнуть все наработанное и начать спасать активы и распродавать имущество.
Читайте также:
- Половина работников в мире из-за COVID-19 могут остаться без денег – МОТ
Дела пошли в гору! Как бизнесмен взялся за тепловизоры во время эпидемии