Изменения в преподавании гуманитарных предметов в вузах чиновники от образования анонсировали достаточно давно. На этой неделе глава специальной рабочей группы депутат Игорь Марзалюк заявил: новую концепцию могут внедрить уже в 2019/2020 учебном году. Как выяснил Sputnik, замена курса "История" предметом "История белорусской государственности" не является единственным заметным изменением.
Меньше "обязаловки", больше свободы
Согласно еще не принятой "Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования", от действующей "модульной" системы преподавания предметов хотят отказаться.
На сегодня в вузах гуманитарные дисциплины даются модулями: в обязательный государственный компонент входят четыре, еще столько же выбирает само учреждение образования. В модуль "Философия", скажем, входит не только этот предмет, а также психология и педагогика. Вместе с "Экономикой" идет "Социология", а с "Политологией" - "Основы идеологии белорусского государства".
Теперь же от модулей будут отказываться, а сам государственный компонент сократят. Предполагается, что обязательными дисциплинами будут только "Философия" и "История белорусской государственности".
Еще один обязательный предмет будут выбирать учебно-методические советы по специальностям. Плюс, в вариативной части одну дисциплину определяет сам вуз, еще одну - студент.
На выбор предлагаются "Экономическая теория", "Социология", "Политология", Основы права", "Культурология" и некоторые другие предметы.
Часов больше - часов меньше?
Согласно действующему образовательному стандарту, на цикл социально-гуманитарных дисциплин включает в сумме 756 часов на все предметы (как государственного компонента, так и выбираемого вузом).
В предлагаемой концепции на все предметы (как обязательные, так и выбираемые УМО, вузами и студентами) отводится 540 часов, то есть на 216 меньше. Как и прежде, половина времени будет отводиться на самостоятельную работу.
Сам государственный компонент при этом будет занимать 324 часа на три предмета, в то время как сейчас ему отводится 468 часа. Вместо вузовского компонента на 288 часов будет вариативная часть на 216 часов.
При этом, многим предметам будет отведено большее время - каждому по 108 часов. Сейчас по вузовских спецмодулям и курсу истории почасовка меньше.
Почему меняют преподавание гуманитарных дисциплин?
Текущий принцип преподавания социально-гуманитарных дисциплин был введен несколько лет назад. При внедрении он, как и любое изменение в сфере образования, вызвал неоднозначную реакцию. Во многом он не соответствует текущим потребностям образования, хотя и имеет положительные стороны.
В обосновании необходимости проекта новой концепции авторы указывают на наличие проблем в содержании обязательного модуля "Философия", на которые указывают 68% вузов. На содержание "Экономики" жалуются 52%. Часто бывают и проблемы аттестации по этим модулям - 68% и 58% соответственно.
"Модульный принцип построения цикла СГД не был реализован на практике, поэтому необходимо отказаться от объединения различных дисциплин (заменить предметно-дисциплинарным принципом построения цикла СГД – 52 % УВО) и реализовать возможность дифференцированного подхода к реализации цикла СГД в зависимости от специальности высшего образования", - отмечают авторы.
Также указывается и на неадаптированность существующего цикла социально-гуманитарных дисциплин для изучения иностранными студентами и на другие проблемы.
Когда будет принята новая концепция и преподавание гуманитарных предметов в вузах изменится, пока неизвестно. Стоит отметить, что физкультура, иностранные и государственные языки в этот блок не входят, поэтому изменения их не коснутся.
Читайте также:
- Каждый седьмой молодой человек в Беларуси – студент
- Профессор аграрного вуза: некоторые студенты корову видели только по ТВ
- Курсы вместо диплома: неофициальное образование в Беларуси хотят узаконить