"Жигули" – "копейка": от выпуска до арт-объекта
10:04 07.09.2023 (обновлено: 10:12 07.09.2023)
Подписаться
Сначала ВАЗ-2101 "Жигули" называли "единичка", а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, — "копейка".
Истории легендарного советского автомобиля уже более полувека. 19 апреля 1970 года на Волжском автомобильном заводе был собран первый ВАЗ-2101.
Как рассказывал Леонид Парфенов в телепроекте "Намедни", "с "Жигулей" счет личному транспорту в СССР идет на миллионы, они задают новый стандарт советской зажиточности. На них ездят "очкастый частный собственник" из песни Высоцкого, старшие офицеры, "рвачи" — рабочие, выбирающие работу повыгоднее, элита интеллигенции — все те, чьи доходы в разы отличаются от средних (в начале 70-х — около 150 руб. в месяц)".
Однако свободно "Жигули" можно было купить лишь в самом начале 70-х, а позже, когда цена автомобиля стала доступной многим, он стал страшным дефицитом.
Автомобиль ВАЗ-2101 выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1970 по 1983 годы.
Сегодня ВАЗ-2101 все чаще становится арт-объектом. Однако не только на выставках сегодня можно увидеть "копейку". Ее можно увидеть на многочисленных ретро-пробегах, которые устраивают любители старых авто.
© Photo : LADAВ 1970 году 19 апреля на Волжском автомобильном заводе был собран первый ВАЗ-2101, который вошел в историю как "копейка". Прототипом для народного советского автомобиля стал итальянский Fiat-124.
![В 1970 году 19 апреля на Волжском автомобильном заводе был собран первый ВАЗ-2101, который вошел в историю как копейка. Прототипом для народного советского автомобиля стал итальянский Fiat-124. В 1970 году 19 апреля на Волжском автомобильном заводе был собран первый ВАЗ-2101, который вошел в историю как копейка. Прототипом для народного советского автомобиля стал итальянский Fiat-124. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103491/31/1034913126_0:0:1772:1241_600x0_80_0_1_e006aa6a755d694c9b968b81772fb81c.jpg)
В 1970 году 19 апреля на Волжском автомобильном заводе был собран первый ВАЗ-2101, который вошел в историю как "копейка". Прототипом для народного советского автомобиля стал итальянский Fiat-124.
© Sputnik / Владимиров / Перейти в фотобанкАвтомобиль ВАЗ-2101 выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1970 по 1983 годы. Фото 1974 года.
![Автомобиль ВАЗ-2101 выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1970 по 1983 годы. Фото 1974 года. Автомобиль ВАЗ-2101 выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1970 по 1983 годы. Фото 1974 года. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103490/92/1034909243_0:0:2047:2047_600x0_80_0_1_e729ba4652568527ce23ce3c7cd77f53.jpg)
Автомобиль ВАЗ-2101 выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1970 по 1983 годы. Фото 1974 года.
© Sputnik / Михаил Фомичев / Перейти в фотобанкВ народе к ВАЗ-2101 в разное время "приклеились" два прозвища: сначала — "единичка", а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, — "копейка".
Автомобиль ВАЗ 2101 на Международном автомобильном фестивале "Автоэкзотика" на аэродроме Тушино в Москве в 2010 году.
Автомобиль ВАЗ 2101 на Международном автомобильном фестивале "Автоэкзотика" на аэродроме Тушино в Москве в 2010 году.
![В народе к ВАЗ-2101 в разное время приклеились два прозвища: сначала — единичка, а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, — копейка.Автомобиль ВАЗ 2101 на Международном автомобильном фестивале Автоэкзотика на аэродроме Тушино в Москве в 2010 году. В народе к ВАЗ-2101 в разное время приклеились два прозвища: сначала — единичка, а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, — копейка.Автомобиль ВАЗ 2101 на Международном автомобильном фестивале Автоэкзотика на аэродроме Тушино в Москве в 2010 году. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103490/81/1034908114_0:0:3042:2048_600x0_80_0_1_25d1e3e147ff8c27baa60f270fa3b0fc.jpg)
В народе к ВАЗ-2101 в разное время "приклеились" два прозвища: сначала — "единичка", а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, — "копейка".
Автомобиль ВАЗ 2101 на Международном автомобильном фестивале "Автоэкзотика" на аэродроме Тушино в Москве в 2010 году.
Автомобиль ВАЗ 2101 на Международном автомобильном фестивале "Автоэкзотика" на аэродроме Тушино в Москве в 2010 году.
© Sputnik / Владимиров / Перейти в фотобанкКак рассказывал Леонид Парфенов в телепроекте "Намедни", "с "Жигулей" счет личному транспорту в СССР идет на миллионы, они задают новый стандарт советской зажиточности. На них ездят "очкастый частный собственник" из песни Высоцкого, старшие офицеры, "рвачи" — рабочие, выбирающие работу повыгоднее, элита интеллигенции — все те, чьи доходы в разы отличаются от средних (в начале 70-х — около 150 руб. в месяц)".
![Как рассказывал Леонид Парфенов в телепроекте Намедни, с Жигулей счет личному транспорту в СССР идет на миллионы, они задают новый стандарт советской зажиточности. На них ездят очкастый частный собственник из песни Высоцкого, старшие офицеры, рвачи — рабочие, выбирающие работу повыгоднее, элита интеллигенции — все те, чьи доходы в разы отличаются от средних (в начале 70-х — около 150 руб. в месяц). Как рассказывал Леонид Парфенов в телепроекте Намедни, с Жигулей счет личному транспорту в СССР идет на миллионы, они задают новый стандарт советской зажиточности. На них ездят очкастый частный собственник из песни Высоцкого, старшие офицеры, рвачи — рабочие, выбирающие работу повыгоднее, элита интеллигенции — все те, чьи доходы в разы отличаются от средних (в начале 70-х — около 150 руб. в месяц). - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103490/98/1034909867_0:0:2047:2047_600x0_80_0_1_e0dad700d2e1150f9d1c5f7ea78b566b.jpg)
Как рассказывал Леонид Парфенов в телепроекте "Намедни", "с "Жигулей" счет личному транспорту в СССР идет на миллионы, они задают новый стандарт советской зажиточности. На них ездят "очкастый частный собственник" из песни Высоцкого, старшие офицеры, "рвачи" — рабочие, выбирающие работу повыгоднее, элита интеллигенции — все те, чьи доходы в разы отличаются от средних (в начале 70-х — около 150 руб. в месяц)".
© Sputnik / Дмитрий Донской / Перейти в фотобанкСвободно "Жигули" можно было купить лишь в самом начале 70-х, но позже, когда цена авто стала доступной многим, оно стало страшным дефицитом.
![Свободно Жигули можно было купить лишь в самом начале 70-х, но позже, когда цена авто стала доступной многим, оно стало страшным дефицитом. Свободно Жигули можно было купить лишь в самом начале 70-х, но позже, когда цена авто стала доступной многим, оно стало страшным дефицитом. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103491/01/1034910185_0:0:2043:2048_600x0_80_0_1_b11cf67e818f9d5317e61174cd710236.jpg)
Свободно "Жигули" можно было купить лишь в самом начале 70-х, но позже, когда цена авто стала доступной многим, оно стало страшным дефицитом.
© Sputnik / Игорь Агеенко / Перейти в фотобанкАвтомобиль ВАЗ 2101 на выставке первых моделей автомобилей, выпускавшихся на заводе ОАО "АвтоВАЗ", в Тольятти.
![Автомобиль ВАЗ 2101 на выставке первых моделей автомобилей, выпускавшихся на заводе ОАО АвтоВАЗ, в Тольятти. Автомобиль ВАЗ 2101 на выставке первых моделей автомобилей, выпускавшихся на заводе ОАО АвтоВАЗ, в Тольятти. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103490/75/1034907546_0:0:3072:2048_600x0_80_0_1_cca3bbf46a6b3471171987c9ab2d1efa.jpg)
Автомобиль ВАЗ 2101 на выставке первых моделей автомобилей, выпускавшихся на заводе ОАО "АвтоВАЗ", в Тольятти.
© Sputnik / Виктор ТолочкоНа ВАЗ-2101 работали сотрудники ГАИ. Ретротехника была представлена на праздничном шоу "ГАИ - 80 лет", которое прошло в Минске на Октябрьской площади в 2016 году.
![На ВАЗ-2101 работали сотрудники ГАИ. Ретротехника была представлена на праздничном шоу ГАИ - 80 лет, которое прошло в Минске на Октябрьской площади в 2016 году. На ВАЗ-2101 работали сотрудники ГАИ. Ретротехника была представлена на праздничном шоу ГАИ - 80 лет, которое прошло в Минске на Октябрьской площади в 2016 году. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102392/50/1023925013_0:0:3000:1997_600x0_80_0_1_fd3a2e48bafb44f493a2bd8e59c10c08.jpg)
7/15
© Sputnik / Виктор Толочко
На ВАЗ-2101 работали сотрудники ГАИ. Ретротехника была представлена на праздничном шоу "ГАИ - 80 лет", которое прошло в Минске на Октябрьской площади в 2016 году.
© Sputnik / Виктор ТолочкоСделано в СССР.
![Сделано в СССР. Сделано в СССР. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102392/52/1023925280_0:0:3000:1997_600x0_80_0_1_4ae6a51b895959a658e52ff782bee0cc.jpg)
8/15
© Sputnik / Виктор Толочко
Сделано в СССР.
© Photo : LADAРеклама "копейки".
В 2000 году, по результатам опроса почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ, проведенного журналом "За рулем", ВАЗ 2101 признан лучшим автомобилем столетия.
В 2000 году, по результатам опроса почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ, проведенного журналом "За рулем", ВАЗ 2101 признан лучшим автомобилем столетия.
![Реклама копейки. В 2000 году, по результатам опроса почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ, проведенного журналом За рулем, ВАЗ 2101 признан лучшим автомобилем столетия. Реклама копейки. В 2000 году, по результатам опроса почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ, проведенного журналом За рулем, ВАЗ 2101 признан лучшим автомобилем столетия. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103491/43/1034914371_0:0:1600:1200_600x0_80_0_1_59699beca8f4f903420beef30059b959.jpg)
Реклама "копейки".
В 2000 году, по результатам опроса почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ, проведенного журналом "За рулем", ВАЗ 2101 признан лучшим автомобилем столетия.
В 2000 году, по результатам опроса почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ, проведенного журналом "За рулем", ВАЗ 2101 признан лучшим автомобилем столетия.
© Photo : LADA Sport WTCCЛегендарный бразильский пилот "Формулы-1" Айртон Сенна за рулем ВАЗ-2101 в 1986 году перед первым Гран-при в стране социалистического лагеря — в Венгрии. Сенна попросил автомобиль, который является популярным в стране, и ему выдали "копейку", за рулем которой бразилец промчался по трассе "Хунгароринг".
![Легендарный бразильский пилот Формулы-1 Айртон Сенна за рулем ВАЗ-2101 в 1986 году перед первым Гран-при в стране социалистического лагеря — в Венгрии. Сенна попросил автомобиль, который является популярным в стране, и ему выдали копейку, за рулем которой бразилец промчался по трассе Хунгароринг. Легендарный бразильский пилот Формулы-1 Айртон Сенна за рулем ВАЗ-2101 в 1986 году перед первым Гран-при в стране социалистического лагеря — в Венгрии. Сенна попросил автомобиль, который является популярным в стране, и ему выдали копейку, за рулем которой бразилец промчался по трассе Хунгароринг. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102438/80/1024388033_0:0:1480:1031_600x0_80_0_1_a52d225d116fdfb46144e541bba26a77.jpg)
Легендарный бразильский пилот "Формулы-1" Айртон Сенна за рулем ВАЗ-2101 в 1986 году перед первым Гран-при в стране социалистического лагеря — в Венгрии. Сенна попросил автомобиль, который является популярным в стране, и ему выдали "копейку", за рулем которой бразилец промчался по трассе "Хунгароринг".
© AFP 2024 / GABRIEL DUVALНа экспорт ВАЗ поставлялся под брендом LADA. Как и Fiat-124, он был очень популярен в странах соцлагеря. На фото - улицы Варшавы 80-х.
![На экспорт ВАЗ поставлялся под брендом LADA. Как и Fiat-124, он был очень популярен в странах соцлагеря. На фото - улицы Варшавы 80-х. На экспорт ВАЗ поставлялся под брендом LADA. Как и Fiat-124, он был очень популярен в странах соцлагеря. На фото - улицы Варшавы 80-х. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103491/13/1034911330_0:0:4996:3314_600x0_80_0_1_df70e243bf628ccf8b8ce6a58fe48434.jpg)
11/15
© AFP 2024 / GABRIEL DUVAL
На экспорт ВАЗ поставлялся под брендом LADA. Как и Fiat-124, он был очень популярен в странах соцлагеря. На фото - улицы Варшавы 80-х.
© Photo : Imgur / DBCooperJrЕсли в СССР была проблема с запчастями, то на Кубе аж до 2014 года их было навалом, а вот возможности купить новую машину не было. Поэтому по улицам Гаваны бегали вот такие "лимузины"-"копейки".
![Если в СССР была проблема с запчастями, то на Кубе аж до 2014 года их было навалом, а вот возможности купить новую машину не было. Поэтому по улицам Гаваны бегали вот такие лимузины-копейки. Если в СССР была проблема с запчастями, то на Кубе аж до 2014 года их было навалом, а вот возможности купить новую машину не было. Поэтому по улицам Гаваны бегали вот такие лимузины-копейки. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103491/18/1034911860_0:0:1024:771_600x0_80_0_1_a146ef555be6bfa8149a89d40b936e0c.jpg)
Если в СССР была проблема с запчастями, то на Кубе аж до 2014 года их было навалом, а вот возможности купить новую машину не было. Поэтому по улицам Гаваны бегали вот такие "лимузины"-"копейки".
© Sputnik / Валерий Левитин / Перейти в фотобанкСегодня ВАЗ 2101 все чаще становится арт-объектом. Художник Андрей Бильжо на открытии своей выставки в Московском музее современного искусства.
![Сегодня ВАЗ 2101 все чаще становится арт-объектом. Художник Андрей Бильжо на открытии своей выставки в Московском музее современного искусства. Сегодня ВАЗ 2101 все чаще становится арт-объектом. Художник Андрей Бильжо на открытии своей выставки в Московском музее современного искусства. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103490/78/1034907821_0:0:3071:2048_600x0_80_0_1_ef93c3507e02396d2c3fd61f7df09e66.jpg)
Сегодня ВАЗ 2101 все чаще становится арт-объектом. Художник Андрей Бильжо на открытии своей выставки в Московском музее современного искусства.
© Sputnik / Виктор ТолочкоОригинальная "ржавчина" из мха превратила старый советский автомобиль в объект искусства. На фестивале "Ретро-Минск - 2017" - универсал на базе "копейки" - ВАЗ-2102.
![Оригинальная ржавчина из мха превратила старый советский автомобиль в объект искусства. На фестивале Ретро-Минск - 2017 - универсал на базе копейки - ВАЗ-2102. Оригинальная ржавчина из мха превратила старый советский автомобиль в объект искусства. На фестивале Ретро-Минск - 2017 - универсал на базе копейки - ВАЗ-2102. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102875/02/1028750237_0:0:3000:1997_600x0_80_0_1_e8812e9ec781e1b94e6960a7708247fc.jpg)
14/15
© Sputnik / Виктор Толочко
Оригинальная "ржавчина" из мха превратила старый советский автомобиль в объект искусства. На фестивале "Ретро-Минск - 2017" - универсал на базе "копейки" - ВАЗ-2102.
© Sputnik / Андрей Луковский / Перейти в фотобанкОднако не только на выставках сегодня можно увидеть "копейку". ВАЗ 2101 "улучшенного дизайна" перед началом автопробега, посвященного 45-летию начала производства ВАЗ-2101.
![Однако не только на выставках сегодня можно увидеть копейку. ВАЗ 2101 улучшенного дизайна перед началом автопробега, посвященного 45-летию начала производства ВАЗ-2101. Однако не только на выставках сегодня можно увидеть копейку. ВАЗ 2101 улучшенного дизайна перед началом автопробега, посвященного 45-летию начала производства ВАЗ-2101. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/103491/24/1034912401_0:0:3164:2048_600x0_80_0_1_e4f2078fe2a4d8029312ed65323892ac.jpg)
Однако не только на выставках сегодня можно увидеть "копейку". ВАЗ 2101 "улучшенного дизайна" перед началом автопробега, посвященного 45-летию начала производства ВАЗ-2101.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Как создавалась легендарная "Копейка" ― история в видео
Девять "горбатых" в гараже: любитель ретро реанимирует "Запорожцы" ― видео
"Горбатый" и "Бешеная табуретка": как автомобили получают прозвища