https://sputnik.by/20230624/dva-tri-cheloveka-ezhednevno--rabotnik-banka-rasskazal-o-zhertvakh-moshennikov--1076922071.html
Два-три человека ежедневно – работник банка рассказал о жертвах мошенников
Два-три человека ежедневно – работник банка рассказал о жертвах мошенников
Sputnik Беларусь
Зачастую пострадавшие не верят банковским служащим, которые пытаются их предупредить об опасности, поскольку злоумышленники убеждают в том, что в банках сплошь... 24.06.2023, Sputnik Беларусь
2023-06-24T13:12+0300
2023-06-24T13:12+0300
2023-06-24T13:12+0300
новости беларуси
происшествия
мошенник
банк
эксклюзив
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e7/04/04/1073982950_0:161:3071:1888_1920x0_80_0_0_464408abcf548ef6e54e1706a656886a.jpg
ВИТЕБСК, 24 июн – Sputnik. Проблема интернет-мошенников остается довольно серьезной, количество жертв постоянно растет, а многие люди даже не задумываются о том, каких масштабов могут достигать онлайн-аферы.Корреспондент Sputnik пообщался с сотрудником одного из отделений крупного банка и поинтересовался, часто ли он встречается с жертвами мошенников, сложно ли отговорить граждан, чтобы те не отдавали деньги злоумышленникам, и каковы действия сотрудники банка, если их клиента пытаются обмануть.Статистика мошенников"Не поверите, но каждый день ко мне обращаются два-три клиента, по которым видно, что они находятся под воздействием мошенников. Например, сегодня утром приходила женщина, по поведению которой я сразу понял, что она берет кредит не для себя", – сообщил сотрудник одного из белорусских банков Владимир.По словам сотрудника, он попытался объяснить клиентке, что она попала под психологическое воздействие мошенника, но та даже слушать не стала: вышла к ожидавшему ее мужчине, что-то шепнула и тот, покосившись на Владимира, увел женщину. Специалист объяснил, что с первого взгляда научился определять жертв аферистов."Это опыт, что-то вроде "насмотренности": постоянно сталкиваясь с подобными случаями, автоматически определяешь признаки, по которым видно, что клиентом манипулируют. Например, человек во время разговора ведет себя отрешенно, периодически впадает в прострацию, "зависает", долго обдумывает слова сотрудника. Тогда я связываюсь через чат с нашей службой безопасности, чтобы они сообщили алгоритмы действия, как вывести клиента из этого состояния" – рассказал Владимир.Он рассказал, что в банке постоянно консультируются с психологами, чтобы выработать более действенные способы помощи жертвам мошенников. Но зачастую сами жертвы отказываются от помощи и до последнего продолжают верить манипуляторам.Тревожная кнопка"Многие не просто не верят нам, а пытаются доказать, что это мы, сотрудники банка, являемся мошенниками: якобы их предупредили, что мы будем отговаривать их от кредита и в этом заключается наш преступный замысел. Мне прямо в лицо и говорили, что я мошенник. И мне таких людей никак не удавалось отговорить", – сообщил Владимир.В таких случаях он отказывает в обслуживании клиенту, ссылаясь на "технические неполадки". Недавно у Владимира пытался открыть кредит один молодой. После отказа в кредите и предупреждения о том, что его "ведут" мошенники, тот открыл несколько кредитов в других банках. А на следующий день приходил к Владимиру, чтобы взять справку для милиции о том, что тот отказал ему в кредите.Иногда удается вызвать милицию, но и это не всегда помогает: жертвы упорно доказывают сотрудникам правоохранительных органов, что те мошенники, а погоны у них "ненастоящие"."Недавно наша служба безопасности прислала инструкцию, чтобы в особенно тяжелых случаях, когда человека невозможно переубедить, мы нажимали тревожную кнопку. Справедливости ради отмечу: попадаются и те, кому мошенники не сумели хорошо промыть мозги. Буквально недавно ко мне приходила женщина и благодарила за то, что я отговорить ее брать кредит", – добавил мужчина.Сейчас при заключении договора клиенты банка обязаны подписывать документ о том, что берут кредит исключительно для себя и осознают свои действия, а около каждого сотрудника лежит инструкция, в которой прописаны скрипты, используемые мошенниками, указано как этому противостоять.Однажды Владимир в разговоре с очередной жертвой привел в качестве примера фразы, которые обычно используют мошенники. Так он пытался открыть клиентке глаза на то, что ее обманывают. Но вместо благодарности так стала ругаться с сотрудником и обвинять его в том, что тот якобы читает ее переписку."Иногда клиенты бывают настолько "зомбированы", причем, это не зависит ни от пола, ни от возраста человека, что складывается ощущение, будто они находятся под воздействием НЛП", – предположил собеседник.Но в последнее время мошенникам, по словам Владимира, все меньше удается реализовать преступные схемы, поскольку сотрудники банков становятся опытнее и все чаще определяют жертв преступников.Преступления в режиме онлайн"В последнее время наблюдается значительный рост преступлений, связанных с мошенничеством: например, по сравнению с прошлым годом, количество таких правонарушений увеличилось вдвое", – сообщил начальник отдела уголовного розыска УВД Витебского облисполкома Александр Баранов.По его словам, рост мошеннических преступлений связан с ростом правонарушений в Интернете. Причем, если классические схемы мошенничества милиционеры раскрывают быстро, почти все злоумышленники задерживаются, то с уголовниками в сети справиться сложнее, поскольку отследить организаторов или исполнителей практически невозможно. Чаще всего удается задержать лишь курьеров, которые забирают деньги у жертв или выводят финансы через белорусские карточки."В такой ситуации могу дать лишь один совет: человек сам должен быть внимателен, поскольку утраченные деньги ему уже вряд ли кто-то вернет", – заявил Баранов.Разные схемыПо словам начальника отдела, преступники пользуются различными схемами отъема денег у граждан. Одна из них – фейковые страницы о продаже товаров в соцсетях, когда с клиента просят 100% предоплаты и обещают доставить товар с курьером лишь после того, как деньги будут переведены."Естественно, попадаются на такие уловки не все, но, как ни странно, больше всего жертв среди молодых людей до 30 лет, которые ищут в интернете товары подешевле. Граждане в возрасте предпочитают делать покупки в проверенных магазинах, а молодой человек увидит объявление о продаже Айфона за 500-600 рублей и вряд ли устоит", – подчеркнул собеседник.По его словам, самый страшный бич для правоохранителей в этом плане – Инстаграм, поскольку там зарегистрировано огромное количество пользователей со всего мира, а штаб-квартира находится в другой стране, вычислить, кто скрывается за мошенническим аккаунтом, почти невозможно. Поиск же нарушителей с белорусскими торговыми площадками намного проще.Второй вид мошенничества (правда, не самый большой по количеству преступлений, но зато лидирующих по финансовому урону) – торговля на фейковых биржах либо с фейковыми трейдерами. Чаще всего, ссылки на такие биржи размещаются на фишинговых сайтах."Тут все просто: человек забрасывает деньги на счет в своем личном кабинете и смотрит, как "богатеет", зарабатывая по несколько сотен долларов в день. Но как только он хочет вывести деньги на свою карточку, начинаются проблемы: то приходят ссылки на технический сбой, то на санкции, то еще на что-то, то есть человека бесконечно просят подождать", – объяснил Баранов.По его словам, многие могут ждать подолгу, никуда не обращаясь. На памяти Баранова были случаи, когда жертвы переводили на сайт по 200 тысяч белорусских рублей.Еще одна распространенная и довольно старая схема, когда жертве звонит "родственник" и говорит, что попал в ДТП. Если у жертвы возникают подозрения, мошенник говорит, что разбил губу, что-то сломал и прочее, поэтому и говорит таким странным голосом.После нескольких фраз трубка передается второму злоумышленнику, который, представляясь сотрудником правоохранительных органов и сообщает, что в ДТП, которое произошло по вине "родственника", пострадал другой человек, на его операцию срочно нужны деньги. С жертвой все время разговаривают, чтобы та не успела опомниться до приезда курьера, которому она и передает нужную сумму (иногда вместо курьера злоумышленники заказывают доставку). Чтобы в это время не позвонили реальные родственники, злоумышленники узнают номера других телефонов и звонят сразу по всем номерам.КредитыАлександр Баранов уточнил: абсолютно во всех схемах для того, чтобы найти подходящую жертву, преступники проводят "веерный" обзвон всех номеров подряд и хорошо, если несколько человек из тысячи поведется."Затем жертву передают "по ступеньке": сначала с ним разговаривают менее подготовленные мошенники, если человек клюнул, то его передают более опытным преступникам. А если возникает необходимость, то подключаются уже специалисты, хорошо владеющие психологией", – объяснил Баранов.В последней схеме злоумышленники обзванивают всех через мессенджеры, причем, зачастую подписывают свои номера, как служебные, относящиеся к банкам либо к правоохранительным органам. Скрипт первого разговора почти всегда одинаковый: мошенник представляется сотрудником банка либо правоохранителем и говорит, что на имя жертвы кто-то пытается взять кредит и та, чтобы помочь арестовать преступников, должна сама взять кредит и перевести на счет в банке. Человек якобы поможет так поймать сообщников преступника, которые работают в банке и милиции."То есть жертве заранее хорошенько промывают мозг, убеждая, что любой банковский сотрудник может оказаться преступником, поэтому она и не верит тем, кто пытается ей помочь", – подчеркнул собеседник.Не помогают и родственникиПо словам Баранова, раньше банковскому служащему достаточно было спросить у человека, на что он берет кредит, тот сразу начинал "плыть": было видно, что кредит берется не для себя. Сейчас же мошенники учитывают свои прежние ошибки и перед походом в банк досконально инструктируют жертву, что отвечать на тот или иной вопрос, чтобы не вызвать подозрений."У служащих банка не так уж много возможностей, чтобы помочь такому человеку: они могут задержать рассмотрение справки, отказать или позвонить родственникам. Но даже подобные звонки не всегда помогают, поскольку жертва, даже в разговоре с родными упорствует, уверяя, что ей необходимы эти деньги" – отметил собеседник.И если в одном банке такому человеку откажут, он пойдет в другой. Бывали случаи, когда жертва успевала оформить за один день кредит в четырех банках на сумму 60 тысяч рублей, поскольку информация в межбанковской системе не успевала обновиться.На вопрос, сотрудничают ли работники милиции с психологами, Александр Баранов ответил: конечно же, общаются, но, к сожалению, ничего больше, кроме обычной профилактической работы среди населения, сделать нельзя, поскольку неизвестно, кто станет следующей жертвой мошенников. Он подчеркнул, что все зависит от самого человека и того, насколько он усвоил информацию, которую ежедневно доносят милиционеры. Ведь никто из жертв не говорит, что не знал о мошенниках, просто каждый думал, что это случится с кем-то другим.Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!Также на Sputnik:
новости беларуси
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_BY
Sputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e7/04/04/1073982950_170:0:2901:2048_1920x0_80_0_0_7f918b96e80125b834664fa6d0fc87bc.jpgSputnik Беларусь
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости беларуси, происшествия, мошенник, банк, эксклюзив
новости беларуси, происшествия, мошенник, банк, эксклюзив
ВИТЕБСК, 24 июн – Sputnik. Проблема интернет-мошенников остается довольно серьезной, количество жертв постоянно растет, а многие люди даже не задумываются о том, каких масштабов могут достигать онлайн-аферы.
Корреспондент Sputnik пообщался с сотрудником одного из отделений крупного банка и поинтересовался, часто ли он встречается с жертвами мошенников, сложно ли отговорить граждан, чтобы те не отдавали деньги злоумышленникам, и каковы действия сотрудники банка, если их клиента пытаются обмануть.
"Не поверите, но каждый день ко мне обращаются два-три клиента, по которым видно, что они находятся под воздействием мошенников. Например, сегодня утром приходила женщина, по поведению которой я сразу понял, что она берет кредит не для себя", – сообщил сотрудник одного из белорусских банков Владимир.
По словам сотрудника, он попытался объяснить клиентке, что она попала под психологическое воздействие мошенника, но та даже слушать не стала: вышла к ожидавшему ее мужчине, что-то шепнула и тот, покосившись на Владимира, увел женщину. Специалист объяснил, что с первого взгляда научился определять жертв аферистов.
"Это опыт, что-то вроде "насмотренности": постоянно сталкиваясь с подобными случаями, автоматически определяешь признаки, по которым видно, что клиентом манипулируют. Например, человек во время разговора ведет себя отрешенно, периодически впадает в прострацию, "зависает", долго обдумывает слова сотрудника. Тогда я связываюсь через чат с нашей службой безопасности, чтобы они сообщили алгоритмы действия, как вывести клиента из этого состояния" – рассказал Владимир.
Он рассказал, что в банке постоянно консультируются с психологами, чтобы выработать более действенные способы помощи жертвам мошенников. Но зачастую сами жертвы отказываются от помощи и до последнего продолжают верить манипуляторам.
"Многие не просто не верят нам, а пытаются доказать, что это мы, сотрудники банка, являемся мошенниками: якобы их предупредили, что мы будем отговаривать их от кредита и в этом заключается наш преступный замысел. Мне прямо в лицо и говорили, что я мошенник. И мне таких людей никак не удавалось отговорить", – сообщил Владимир.
В таких случаях он отказывает в обслуживании клиенту, ссылаясь на "технические неполадки". Недавно у Владимира пытался открыть кредит один молодой. После отказа в кредите и предупреждения о том, что его "ведут" мошенники, тот открыл несколько кредитов в других банках. А на следующий день приходил к Владимиру, чтобы взять справку для милиции о том, что тот отказал ему в кредите.
Иногда удается вызвать милицию, но и это не всегда помогает: жертвы упорно доказывают сотрудникам правоохранительных органов, что те мошенники, а погоны у них "ненастоящие".
"Недавно наша служба безопасности прислала инструкцию, чтобы в особенно тяжелых случаях, когда человека невозможно переубедить, мы нажимали тревожную кнопку. Справедливости ради отмечу: попадаются и те, кому мошенники не сумели хорошо промыть мозги. Буквально недавно ко мне приходила женщина и благодарила за то, что я отговорить ее брать кредит", – добавил мужчина.
Сейчас при заключении договора клиенты банка обязаны подписывать документ о том, что берут кредит исключительно для себя и осознают свои действия, а около каждого сотрудника лежит инструкция, в которой прописаны скрипты, используемые мошенниками, указано как этому противостоять.
Однажды Владимир в разговоре с очередной жертвой привел в качестве примера фразы, которые обычно используют мошенники. Так он пытался открыть клиентке глаза на то, что ее обманывают. Но вместо благодарности так стала ругаться с сотрудником и обвинять его в том, что тот якобы читает ее переписку.
"Иногда клиенты бывают настолько "зомбированы", причем, это не зависит ни от пола, ни от возраста человека, что складывается ощущение, будто они находятся под воздействием НЛП", – предположил собеседник.
Но в последнее время мошенникам, по словам Владимира, все меньше удается реализовать преступные схемы, поскольку сотрудники банков становятся опытнее и все чаще определяют жертв преступников.
Преступления в режиме онлайн
"В последнее время наблюдается значительный рост преступлений, связанных с мошенничеством: например, по сравнению с прошлым годом, количество таких правонарушений увеличилось вдвое", – сообщил начальник отдела уголовного розыска УВД Витебского облисполкома Александр Баранов.
По его словам, рост мошеннических преступлений связан с ростом правонарушений в Интернете. Причем, если классические схемы мошенничества милиционеры раскрывают быстро, почти все злоумышленники задерживаются, то с уголовниками в сети справиться сложнее, поскольку отследить организаторов или исполнителей практически невозможно. Чаще всего удается задержать лишь курьеров, которые забирают деньги у жертв или выводят финансы через белорусские карточки.
"В такой ситуации могу дать лишь один совет: человек сам должен быть внимателен, поскольку утраченные деньги ему уже вряд ли кто-то вернет", – заявил Баранов.
По словам начальника отдела, преступники пользуются различными схемами отъема денег у граждан. Одна из них – фейковые страницы о продаже товаров в соцсетях, когда с клиента просят 100% предоплаты и обещают доставить товар с курьером лишь после того, как деньги будут переведены.
"Естественно, попадаются на такие уловки не все, но, как ни странно, больше всего жертв среди молодых людей до 30 лет, которые ищут в интернете товары подешевле. Граждане в возрасте предпочитают делать покупки в проверенных магазинах, а молодой человек увидит объявление о продаже Айфона за 500-600 рублей и вряд ли устоит", – подчеркнул собеседник.
По его словам, самый страшный бич для правоохранителей в этом плане – Инстаграм, поскольку там зарегистрировано огромное количество пользователей со всего мира, а штаб-квартира находится в другой стране, вычислить, кто скрывается за мошенническим аккаунтом, почти невозможно. Поиск же нарушителей с белорусскими торговыми площадками намного проще.
Второй вид мошенничества (правда, не самый большой по количеству преступлений, но зато лидирующих по финансовому урону) – торговля на фейковых биржах либо с фейковыми трейдерами. Чаще всего, ссылки на такие биржи размещаются на фишинговых сайтах.
"Тут все просто: человек забрасывает деньги на счет в своем личном кабинете и смотрит, как "богатеет", зарабатывая по несколько сотен долларов в день. Но как только он хочет вывести деньги на свою карточку, начинаются проблемы: то приходят ссылки на технический сбой, то на санкции, то еще на что-то, то есть человека бесконечно просят подождать", – объяснил Баранов.
По его словам, многие могут ждать подолгу, никуда не обращаясь. На памяти Баранова были случаи, когда жертвы переводили на сайт по 200 тысяч белорусских рублей.
Еще одна распространенная и довольно старая схема, когда жертве звонит "родственник" и говорит, что попал в ДТП. Если у жертвы возникают подозрения, мошенник говорит, что разбил губу, что-то сломал и прочее, поэтому и говорит таким странным голосом.
После нескольких фраз трубка передается второму злоумышленнику, который, представляясь сотрудником правоохранительных органов и сообщает, что в ДТП, которое произошло по вине "родственника", пострадал другой человек, на его операцию срочно нужны деньги. С жертвой все время разговаривают, чтобы та не успела опомниться до приезда курьера, которому она и передает нужную сумму (иногда вместо курьера злоумышленники заказывают доставку). Чтобы в это время не позвонили реальные родственники, злоумышленники узнают номера других телефонов и звонят сразу по всем номерам.
Александр Баранов уточнил: абсолютно во всех схемах для того, чтобы найти подходящую жертву, преступники проводят "веерный" обзвон всех номеров подряд и хорошо, если несколько человек из тысячи поведется.
"Затем жертву передают "по ступеньке": сначала с ним разговаривают менее подготовленные мошенники, если человек клюнул, то его передают более опытным преступникам. А если возникает необходимость, то подключаются уже специалисты, хорошо владеющие психологией", – объяснил Баранов.
В последней схеме злоумышленники обзванивают всех через мессенджеры, причем, зачастую подписывают свои номера, как служебные, относящиеся к банкам либо к правоохранительным органам. Скрипт первого разговора почти всегда одинаковый: мошенник представляется сотрудником банка либо правоохранителем и говорит, что на имя жертвы кто-то пытается взять кредит и та, чтобы помочь арестовать преступников, должна сама взять кредит и перевести на счет в банке. Человек якобы поможет так поймать сообщников преступника, которые работают в банке и милиции.
"То есть жертве заранее хорошенько промывают мозг, убеждая, что любой банковский сотрудник может оказаться преступником, поэтому она и не верит тем, кто пытается ей помочь", – подчеркнул собеседник.
Не помогают и родственники
По словам Баранова, раньше банковскому служащему достаточно было спросить у человека, на что он берет кредит, тот сразу начинал "плыть": было видно, что кредит берется не для себя. Сейчас же мошенники учитывают свои прежние ошибки и перед походом в банк досконально инструктируют жертву, что отвечать на тот или иной вопрос, чтобы не вызвать подозрений.
"У служащих банка не так уж много возможностей, чтобы помочь такому человеку: они могут задержать рассмотрение справки, отказать или позвонить родственникам. Но даже подобные звонки не всегда помогают, поскольку жертва, даже в разговоре с родными упорствует, уверяя, что ей необходимы эти деньги" – отметил собеседник.
И если в одном банке такому человеку откажут, он пойдет в другой. Бывали случаи, когда жертва успевала оформить за один день кредит в четырех банках на сумму 60 тысяч рублей, поскольку информация в межбанковской системе не успевала обновиться.
На вопрос, сотрудничают ли работники милиции с психологами, Александр Баранов ответил: конечно же, общаются, но, к сожалению, ничего больше, кроме обычной профилактической работы среди населения, сделать нельзя, поскольку неизвестно, кто станет следующей жертвой мошенников. Он подчеркнул, что все зависит от самого человека и того, насколько он усвоил информацию, которую ежедневно доносят милиционеры. Ведь никто из жертв не говорит, что не знал о мошенниках, просто каждый думал, что это случится с кем-то другим.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен! Кредитное мошенничество: белоруска обманула более 150 человек на $800 тыс.
Удаленный доступ и кредит онлайн:
белорусов разводят по новой схеме"Сбер": большинство мошеннических кол-центров
находятся на Украине