Волна из Турции дошла за 4 минуты: как в Беларуси фиксируют землетрясения
10:48 01.03.2023 (обновлено: 13:49 01.03.2023)
© Sputnik / Виктор ТолочкоРабота сейсмолога
© Sputnik / Виктор Толочко
Подписаться
Эксклюзив
Принято считать, что Беларусь в плане сейсмической активности – тихий и спокойный регион. Однако ежегодно в стране происходит до 100 землетрясений. Сила толчков небольшая, поэтому люди практически их не ощущают.
Белорусские сейсмологи наблюдают, где и какие землетрясения происходят по всему земному шару. В Центре геофизического мониторинга Национальной академии наук есть специальная аппаратура, сейсмические датчики, программное обеспечение, которые позволяют регистрировать и обрабатывать землетрясения в широком диапазоне расстояний и энергий.
К примеру, в день нашего приезда специалисты "засекли" несколько подземных толчков и последовавших за ними афтершоков очагов землетрясений на границе Таджикистана и Китая.
Какая в Беларуси сейсмическая обстановка, откуда берутся землетрясения в нашей стране, какой максимальной силы они могут быть и как повлияли на нашу сейсмоактивность разрушительные толчки в Турции и Сирии? Корреспонденты Sputnik Беларусь съездили в геофизическую обсерваторию под Минском и узнали ответы на эти вопросы.
В центре Беларуси
Сеть сейсмологических наблюдений в нашей стране состоит из двух геофизических обсерваторий в Минской области и 16 сейсмических станций, расположенных в пределах особо ответственных объектов – на территории Солигорского промышленного района и вокруг Белорусской атомной электростанции.
© Sputnik / Виктор ТолочкоГеофизическая обсерватория "Плещеницы"
Геофизическая обсерватория "Плещеницы"
© Sputnik / Виктор Толочко
Первые сейсмологические наблюдения организовали на базе геофизической обсерватории "Плещеницы", которая была основана в 1958 году. Местоположение обсерватории выбрано не случайно: вблизи нет ни железных дорог, ни крупных промышленных предприятий, техногенная деятельность которых могла бы влиять на качество регистрации сейсмических событий. Кроме того, считается, что Плещеницы – это географический центр Беларуси.
Первоначально в обсерватории установили аппаратуру для изучения геомагнитной обстановки, условия идеально подходили для измерения параметров геомагнитного поля Земли. Здесь и по сей день функционирует единственная в Беларуси геомагнитная станция.
Сейсмическую активность белорусские ученые стали изучать несколько позднее, когда по миру прокатилась волна разрушительных землетрясений – в Чили в 1960 году (магнитуда 9,5), на Аляске в 1964 и 1965 годах (9,2 и 8,7 соответственно) и так далее. Тогда геофизики и пришли к необходимости организации сейсмологических наблюдений в Беларуси.
Все под контролем?
В 1960-е годы в обсерватории было установлено специальное оборудование – широкополосные датчики, которые регистрировали сейсмические события с выводом полученных данных на фотобумагу. Затем на смену фотофиксации пришла аппаратура с чернильными и термо-самописцами с записями землетрясений на специальную бумажную ленту. Результаты обработки тех лет бережно хранятся в специально оборудованном помещении обсерватории.
© Sputnik / Виктор ТолочкоСейсмические датчики расположены в бункере обсерватории на монолитных постаментах, углубленных в землю на полтора метра
Сейсмические датчики расположены в бункере обсерватории на монолитных постаментах, углубленных в землю на полтора метра
© Sputnik / Виктор Толочко
Со временем появилось новое современное высокочувствительное цифровое оборудование, оно позволяет регистрировать землетрясения по всему земному шару – от самых сильных глобальных до местных микротолчков.
Сейсмические датчики расположены в бункере обсерватории на монолитных постаментах, углубленных в землю на полтора метра. Чувствительные приемники улавливают волны, которые поступают на вход сейсмометра, далее на компьютер дежурного наблюдателя и с помощью специальной программы преобразуются в сейсмограмму.
"Круглосуточные сейсмические наблюдения ведутся с 1965 года. Ни одного дня не было, чтобы здесь не находились люди, даже в выходные и праздники дежурные следят за обстановкой. Так что все под контролем", – вводит в курс дела заведующая геофизической обсерваторией "Плещеницы" Лариса Пустошило.
© Sputnik / Виктор ТолочкоЗаведующая геофизической обсерваторией "Плещеницы" Лариса Пустошило
Заведующая геофизической обсерваторией "Плещеницы" Лариса Пустошило
© Sputnik / Виктор Толочко
По ее словам, в мире каждый день где-то происходят подземные толчки, конечно, не все доходят до Беларуси – все зависит от мощности землетрясения и глубины очага.
Специалисты выводят на экран одну из сейсмограмм – в день нашего приезда в обсерваторию случилось мощное землетрясение магнитудой 6,7 на границе Таджикистана и Китая. Сведений о разрушениях и жертвах не поступало.
"Регистрируемые землетрясения мы в основном здесь не ощущаем. До нас доходят только сейсмические волны. По времени пробега тех или иных фаз волн при помощи специальной методики мы можем определить, где оно произошло и какой силы, а также другие параметры", – говорит заведующая.
Загадочный глобус
"А вот как выглядит одно из землетрясений, которое произошло 20 февраля в Турции магнитудой 6,2", – показывает компьютерную сейсмограмму инженер первой категории Светлана Белая.
© Sputnik / Виктор ТолочкоИнженер первой категории Светлана Белая
Инженер первой категории Светлана Белая
© Sputnik / Виктор Толочко
За почти 40 лет работы в обсерватории на ее памяти множество сильнейших землетрясений – в Карпатах в 1986 и 2004 годах, когда толчки ощущались и в Минске; в Индонезии в 2004-м; в Чили в 2010-м; в Японии в 2011-м…
Сейсмограмму первого землетрясения, случившегося в Турции 6 февраля 2023 года, мы не нашли: информация хранится в течение пяти дней, после чего отсылается в Центр геофизического мониторинга в Минск. Перед нами данные другого турецкого землетрясения – за 20-е число. За простыми цифрами и черточками – множество человеческих жертв: десятки тысяч погибли, сотни тысяч ранены, порядка миллиона остались без крова…
© Sputnik / Виктор ТолочкоЦентр геофизического мониторинга – геофизическая обсерватория "Плещеницы"
© Sputnik / Виктор Толочко
В Плещеницкой обсерватории работают 12 человек, в том числе дежурные наблюдатели, которые, меняя друг друга, находятся здесь целые сутки. День и ночь ведется мониторинг сейсмической активности, проспать землетрясение невозможно.
"Когда где-то в мире случаются сильные толчки – срабатывает звуковой сигнал, и мы в течение 20-45 минут, в зависимости от удаленности эпицентра, должны обработать данные и передать сводку в службу срочных донесений Геофизической службы Российской академии наук в городе Обнинск", – отмечает Лариса Пустошило.
Помимо современной аппаратуры, в обсерватории до сих пор осталось оборудование и инструменты, с помощью которого раньше можно было определить местоположение произошедшего землетрясения. Хотите верьте, хотите нет – это просто глобус.
Глобус этот, правда, не совсем обычный: его верхняя ось, смещенная с Северного полюса Земли, находится, как утверждают сами сотрудники обсерватории, "в центре Плещениц".
© Sputnik / Виктор ТолочкоЦентр геофизического мониторинга – геофизическая обсерватория "Плещеницы"
© Sputnik / Виктор Толочко
"Это уникальный глобус. Во-первых, он нам служит с момента открытия обсерватории. А, во-вторых, это самый настоящий рабочий инструмент. Имея данные о времени прихода волн, можно приблизительно определить место, где случилось землетрясение. Погрешность – минимальная", – признается заведующая обсерваторией.
Сейчас глобус в большинстве своем используется как реквизит, поскольку уже есть другая, более современная аппаратура и сопутствующее программное обеспечение, способные с высочайшей точностью вычислять эпицентр подземных толчков. Однако, если произойдет сбой в работе оборудования (вряд ли такое может случиться, но тем не менее), трехмерная модель нашей планеты может быть вновь приспособлена.
Где в Беларуси происходят землетрясения?
По словам специалистов, сегодня в Беларуси нормальная сейсмическая обстановка. Максимально возможная мощность землетрясения в нашей стране – 7 баллов по 12-балльной шкале MSK-64 (шкала интенсивности землетрясений Медведева — Шпонхойера — Карника).
"Территория Беларуси находится на западе древней Восточно-Европейской платформы. Это единый регион, куда также входят Прибалтика, западные районы России, северные районы Украины. Достаточно спокойный в сейсмическом отношении регион. Верхний порог возможной магнитуды – 4,5", – информирует главный научный сотрудник Центра геофизического мониторинга НАН Беларуси, доктор физико-математических наук Аркадий Аронов.
© Sputnik / Виктор ТолочкоГлавный научный сотрудник Центра геофизического мониторинга НАН Беларуси, доктор физико-математических наук Аркадий Аронов
Главный научный сотрудник Центра геофизического мониторинга НАН Беларуси, доктор физико-математических наук Аркадий Аронов
© Sputnik / Виктор Толочко
В Беларуси все землетрясения происходят в основном в Солигорском горнопромышленном районе, где работает калийный комбинат. Они довольно слабые, за весь период наблюдений было пять наиболее ощутимых толчков.
"Порядка 3-4 баллов. Человек обычно 1-2 балла не ощущает. Может пропустить и 3-балльные толчки, если эпицентр находится в городе", – уточняет ученый.
По его словам, последнее ощутимое землетрясение в Беларуси было в 1998 году. Однако, кроме него, чувствовались и некоторые "транзитные" толчки.
"Наибольшее воздействие оказывают землетрясения, которые происходят в Восточных Карпатах в Румынии. Это так называемая зона Вранча – на расстоянии около 1 000 км от Минска. Максимальная магнитуда в этой сейсмоактивной зоне может достигать 8,3. От румынских землетрясений мы оценивали верхний порог сейсмических воздействий на нашу территорию в 5 баллов", – поясняет Аронов.
Повлияли ли землетрясения в Турции и Сирии на Беларусь?
После ужасающих землетрясений в Турции и Сирии, где в общей сложности погибло более 45 тысяч человек, сейсмическая активность в Беларуси не усилилась.
"Во-первых, это достаточно далеко, наши страны находятся в разных тектонических условиях. Что касается сейсмических волн от этих землетрясений, которые распространяются в земной коре, они до нас дошли за чуть более чем 4 минуты. С эпицентральной зоны в Турции мы уверенно регистрируем события, начиная с магнитуды 4", – отмечает главный научный сотрудник центра.
© Sputnik / Виктор ТолочкоВ архивах обсерватории хранятся данные с самого начало наблюдений – с 1960-х годов
В архивах обсерватории хранятся данные с самого начало наблюдений – с 1960-х годов
© Sputnik / Виктор Толочко
"Северные потоки", КНДР, Украина
В сентябре прошлого года плещеницкой обсерваторией был зафиксирован один из нескольких взрывов на газопроводе "Северный поток" в Балтийском море.
"Один взрыв, наиболее мощный, мы зарегистрировали достаточно хорошо. Определили по нашей сети даже место взрыва, после чего уточнились с привлечением других международных станций. Также наши специалисты фиксируют ядерные испытания в Северной Корее, взрывы и небольшие землетрясения на Украине, которые происходят на севере этой страны. Когда самолет преодолевает звуковой барьер и идет акустический удар о землю, мы тоже слышим", – говорит Аркадий Аронов.
Можно ли спрогнозировать землетрясение?
По словам ученого, прогноз имеет три составляющих – место, силу и время. Что касается первых двух факторов, специалисты уже достаточно хорошо разобрались в этом вопросе. Составляются карты сейсмического районирования, в которых указывается вероятность повторения того или иного землетрясения, возникновения его с той или иной силой.
Такие карты есть у каждой страны, их используют для строительства, чтобы понимать, какие нормы сейсмостойкости нужно учитывать. Однако что касается третьего фактора – времени – наука пока не в силах решить этот вопрос.
© Sputnik / Виктор ТолочкоЦентр геофизического мониторинга – геофизическая обсерватория "Плещеницы"
© Sputnik / Виктор Толочко
"Прогноз – это палка о двух концах. Если есть какие-то предвестники в изменении электрического и геомагнитного полей, в параметрах сейсмического режима, а также в поведении животных – что должно произойти дальше? Эвакуация населения, остановка производств. Но, скажем, землетрясение не случилось. Вместо этого – огромные экономические потери. И вторая сторона вопроса: есть геофизические изменения, ученые вовремя не сказали, а землетрясение случилось. Сумасшедшие жертвы", – констатирует собеседник.
Он говорит, что до тех пор пока прогноз не будет точным хотя бы на 90%, предсказывать время и место будет невозможно. На данный момент во многих регионах мира работают прогнозные станции – такие есть в Таджикистане, Узбекистане, на Камчатке. Но, к сожалению, точное время землетрясения с точностью до нескольких дней предсказать они не в силе.
Куда передаются сейсмоданные из Беларуси?
Информация о сейсмической активности в нашей стране передается в заинтересованные республиканские ведомства и различные международные центры. Беларусь тесно работает с геофизической службой Российской академии наук, а также международным сейсмологическим центром в Англии, куда передаются данные со всего мира.
Наши сейсмограммы там также учитываются, рассматриваются, используются для обработки. Собранные сведения подлежат вечному хранению и являются своеобразной летописью планеты.
"Раньше работали также с Европейским-Средиземноморским центром, который находится во Франции, но сейчас приостановили сотрудничество из-за отсутствия заинтересованности с той стороны ", – отмечает Аркадий Аронов.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в нашем канале в Дзен!
Также на Sputnik:
Строительство новых домов рядом с сейсморазломами запретят в Турции
Всемирный банк посчитал ущерб от землетрясений в Турции
Готовы даже к холере – как работают белорусские военные медики в Сирии