Адвокат из Луганска в Беларуси пишет рассказы о дедах-фронтовиках
09:09 30.11.2022 (обновлено: 15:36 12.12.2022)
© Sputnik / Мария АмелинаАлександр Белик
© Sputnik / Мария Амелина
Подписаться
Пока на Украине переписывают историю и убирают советские памятники, Александр Белик из Луганска собирает и издает в Беларуси документальные свидетельства подвигов своих дедов, посвящает Родине трогательные стихи.
Из уже опубликованного: эссе "Бессмертие — это память". В сборнике "Литературная Гомельщина - 2022" скоро выйдет очерк "Дерзость".
В Беларусь Александр Белик с семьей приехал в 2014 году. Ни родственников, ни знакомых здесь не было. С собой взяли только самое необходимое, что смогли унести в руках.
"Выезжали под обстрелами. В Луганском аэропорту стояли украинские десантники, за нашим поселком Успенка разместилась артиллерия ополчения. Иногда все это летало над нами. Дошло до того, что выходил поливать помидоры и распознавал звуки: вот это пулемет Калашникова, а это автоматная очередь", – вспоминает украинец.
Ближе к 20 числам июля 2014 года боевые действия вокруг Луганска стали более активными. По соседним поселкам били минометы. Начались перебои с электричеством, мобильная связь практически отсутствовала. Выезжать в сторону Российской Федерации было уже опасно, вдоль границы шли бои, а единственный пункт пропуска Изварино постоянно обстреливался. Друзья подсказали Александру, что в районе города Алчевска пока тихо, помогли с билетами. Выехали, как потом выяснилось, последним поездом до Днепропетровска. Во время стоянки на станции Ясиноватая попали под обстрел.
По приезде в Беларусь статус беженца не оформляли, решив социализироваться в обществе самостоятельно. Сын пошел учиться в университет, а Александр, за плечами которого большой трудовой и жизненный опыт, в том числе работа помощником народного депутата Украины, устроился агентом по операциям с недвижимостью в ОДО "Недвижимость линия закона", где работает уже девятый год.
Четыре деда и прадед – все фронтовики, трое – офицеры
Александр хорошо помнит своих дедов и прадеда, все были фронтовиками, участвовали в боевых действиях во время Великой Отечественной Войны, награждены орденами и медалями.
© Sputnik / Мария АмелинаВ Беларуси Александр живет девятый год, получил гражданство
В Беларуси Александр живет девятый год, получил гражданство
© Sputnik / Мария Амелина
Родному деду по материнской линии Дмитрию, которого видел всего один раз в жизни, поэт и прозаик из Украины посвятил пока еще неопубликованный документальный рассказ "Четыре танка". Фактическим материалом послужила боевая характеристика деда Мити, написанная командиром его полка при направлении на курсы офицерского состава в 1944 году. А также журнал боевых действий 1157 стрелкового полка, в котором зафиксирован тяжелый бой в станице Бриньковской Краснодарского края 1943 года, когда полк, не успевший как следует закрепиться в станице, занятой накануне, контратаковали более 30 немецких танков при поддержке пехоты.
"Есть запись в приказе о награждении деда медалью "За отвагу", что в составе расчета дед Митя участвовал в отражении атаки немецких танков прямой наводкой. Это когда танки идут на расстоянии 100-200 метров. В боевой характеристике сказано, что в ходе боя мой дед, служивший в расчете ящичным (подносчиком снарядов), занял место погибшего наводчика орудия и лично подбил четыре танка. Затем он вынес из-под огня тяжело раненого боевого товарища", - рассказывает о героизме деда Александр.
© SputnikДед Дмитрий - Лиенко Дмитрий Емельянович, 1945 год
Дед Дмитрий - Лиенко Дмитрий Емельянович, 1945 год
© Sputnik
За свой героический подвиг дед Дмитрий получил медаль "За отвагу". Демобилизовался в 1947 году младшим лейтенантом. В город Жданов (сейчас Мариуполь) вырос до должности заместителя главного инженера металлургического комбината им. Ильича.
"После войны дед Митя в семью не вернулся, меня воспитывал дед Иван, который был у меня и за деда, и за отца. О том, что он мне не родной, узнал только в десятом классе. О нем сейчас тоже пишу. Он был артиллеристом, хотя начинал как танкист, наводчик легендарного танка Т-34. В артиллерию попал после тяжелого ранения и контузии в 1942 году. Награжден медалями "За оборону Кавказа", "За боевые заслуги", "За победу над Германией", орденом Славы III степени. За взятие города Ковель, за выход к реке Южный Буг, за взятие польских городов Хелм и Лодзь, за бои на плацдарме на берегу реки Висла и вторжение в пределы Бранденбургской провинции Германии получил благодарности от Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина. Дошел до Берлина, где получил тяжелое ранение", – с гордостью перечисляет боевые заслуги деда Александр.
Дед Павел, родной брат бабушки, служил в частях НКВД. В наградном листе говорится, что Гапоненко Павел Яковлевич в боях с немецко-фашистскими захватчиками за город Воронеж в районе Чернявской переправы, сельхозинститута и стадиона "Динамо" показал мужество и отвагу. Неоднократно ходил в разведку. 19 июля 1942 года на стадионе "Динамо" смелой вылазкой подполз к вражеской огневой точке, забросал ее гранатами и уничтожил ручной пулемет и весь его расчет. Награжден медалью "За отвагу". После освобождения территории СССР от немецко-фашистских захватчиков продолжил службу на западной границе, где "в составе 18 отдельной стрелковой бригады внутренних войск НКВД СССР боролся с фашистскими прихвостнями, предателями и недобитками из бандеровского подполья".
Награжден орденом "Красной звезды", медалями "За боевые заслуги", "За победу над Германией".
© SputnikДед Павел - Гапоненко Павел Яковлевич, на фото он в послевоенное время, ориентировочно 1968 год
Дед Павел - Гапоненко Павел Яковлевич, на фото он в послевоенное время, ориентировочно 1968 год
© Sputnik
Дед Павел был мужчиной видным: "Высокий, "косая сажень в плечах", немногословный, надежный, с зычным командирским голосом и пышной, совершенно седой шевелюрой — "седой, как лунь". Был призван на службу в 1937, а уволился в запас старшим лейтенантом в 1956 году. 19 лет посвятил службе Родине.
"Тогда о таких говорили, "офицер доморощенный", то есть не оканчивавший военных учебных заведений, а "выросший" за время службы", – говорит Александр.
© Sputnik / Мария АмелинаЧлен Национального союза писателей Украины с 1997 года, а с
2015 года член Союза писателей Республики Беларусь, пишет о подвигах дедов-фронтовиков
Член Национального союза писателей Украины с 1997 года, а с
2015 года член Союза писателей Республики Беларусь, пишет о подвигах дедов-фронтовиков
© Sputnik / Мария Амелина
Деду Федору, второму родному брату бабушки, посвящен очерк "Дерзость", который уже готов к публикации в "Литературная Гомельщина -2022".
Гапоненко Федор Яковлевич в Красной Армии служил с ноября 1936 года. Трижды ранен, в 1941 году тяжело. Участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов, на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками с июля 1941 года. Воевал на Западном, Северо-Западном, Центральном, 1-м, 2-м, 3-м Белорусских фронтах. Участник войны с милитаристской Японией.
"Каким я его запомнил? Небольшого роста, крепкий, интеллигентный, спокойный, очень выдержанный. Любимая игра шахматы, интерес к которым привил мне. Фигуры делал сам, дома была целая столярная мастерская. Всю свою жизнь после демобилизации из армии и до выхода на пенсию проработал на одном месте мастером модельного цеха на заводе прокатных валков. Очень бережно, даже несколько фанатично относился к своему здоровью. Это потом я узнал о том, что в далеком 1941 году он был тяжело ранен. Долго лечился и был комиссован, то есть признан негодным к продолжению службы на передовой. Вражеский осколок застрял под сердцем, извлечь его было невозможно, он так и прожил с ним всю жизнь. Для него война закончилась, так решили доктора, но не он", – с уважением и восхищением рассказывает о родственнике Александр.
© SputnikДед Федор - Гапоненко Федор Яковлевич после демобилизации 1945-1946гг.
Дед Федор - Гапоненко Федор Яковлевич после демобилизации 1945-1946гг.
© Sputnik
Дед Федор добивался, писал, требовал вернуть его в строй. Летом 1943 года не просто вернулся, а принял активое участие в боевых действиях, о чем красноречиво свидетельствует выдержка из наградного листа: "…1-я минометная батарея 283 армейского минометного полка, под командованием лейтенанта Гапоненко Ф.Я. в боях 7-9 августа 1943 года при наступлении на д. Речица (Калужская область РФ) под сильным артиллерийским обстрелом вела интенсивный огонь по огневым точкам и живой силе противника. Уничтожены три пулеметные точки с их расчетами, подавлен огонь минометной батареи, уничтожено до взвода автоматчиков противника, чем обеспечено продвижение нашей пехоты вперед и занятие населенного пункта. Своими действиями показал бесстрашие, мужество и отвагу в бою. Представляется к награждению орденом "Красной Звезды"".
Кроме того, награжден орденами Отечественной войны и Боевого Красного знамени. Окончил войну капитаном.
Три братских народа
По первому образованию Александр учитель истории и обществоведения, поэтому в разговорах о прошлом и первопричинах украинского конфликта старается опираться на исторические факты и проверенные источники.
"Начнем с того, что в Российской империи такой термин, как украинец, не очень приветствовался изначально, потому что были три братских народа одной восточнославянской ветви — великороссы, малороссы и белоруссы. Причем "великий" изначально имел смысл "северный". То есть великоросс, это русский, проживающий на севере. Название Украина происходит от слова "окраина", а ее реальное историческое название – Киевская Русь, Малороссия. Белые русы — это чистые русы. Как говорил президент Лукашенко: "Белорусы — это русские только со знаком качества". А термин малороссы некоторые воспринимают, как принижение, хотя по факту это коренные русские. Малороссия имеет значение и смысл малой Руси, места зарождения. Не зря же говорят, что Киев — мать городов русских", – говорит Александр. Своей большой Родиной считает СССР, а малой — поселок Успенка Лутугинского района Луганской области на Украине.
© Sputnik / Мария АмелинаАлександр Белик
Александр Белик
© Sputnik / Мария Амелина
Считает, что в природе российско-украинского конфликта нужно разбираться детально еще с исторических времен, где уже прослеживался след Запада.
"Есть три братских славянских народа — русские, белорусы, украинцы. И точка. Я являюсь украинцем, рожденным в СССР, русскоговорящим и русскодумающим! И это не мешает мне быть украинцем, читать и писать на украинском языке, быть украинским писателем. Русская культура мне также близка, как украинская, белорусская. Другое дело, что у человека в голове, душе и сердце. Это не зависит от национальности," – уверен Белик.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
Волонтеры о проблемах беженцев с Украины: Беларусь теряет специалистов
Поисковики продолжают устанавливать имена пропавших без вести солдат ВОВ