Хлебный маршрут: откроется ли зерновой транзит через Беларусь из Украины

© Sputnik / Виталий Тимкив / Перейти в фотобанкУборка зерновых
Уборка зерновых - Sputnik Беларусь, 1920, 31.05.2022
Подписаться
Сообщение о том, что США могут на полгода снять санкции с белорусских удобрений в обмен на транзит зерна через территорию Беларуси, прозвучало в унисон с заявлением из Украины о том, что в сложившихся условиях порты стран Балтии наиболее перспективны для его экспорта.
В настоящее время Украина не может вывезти около 90 миллионов тонн своей аграрной продукции, включая 25 млн тонн зерна, из-за блокировки морских портов. До начала острой фазы кризиса на ее территории Украина транспортировала 90% своего зерна по Черному морю.

Санкционная мина

Не следует забывать, что украинские порты заминированы украинскими же минами, и для решения проблемы в любом случае надо сначала произвести разминирование, поэтому и рассматривается возможность доставки зерна сухопутным маршрутом до портов Балтии. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков 23 мая заявил журналистам, что российская сторона нисколько не мешает Украине вывозить по железной дороге зерно в Польшу. Он подчеркнул, что Россия не является "источником этой проблемы". Источником проблем, которые ведут к угрозе мирового голода, являются те, кто ввел санкции, и сами санкции, которые действуют.
Минные заграждения были установлены ВМС Украины на подходах к портам Одессы, Очакова, Черноморска и Южного. По данным Минобороны России, всего украинской стороной с 25 февраля по 4 марта в акваториях Черного и Азовского морей было выставлено около 420 морских якорных мин, причем устаревшей конструкции типа ЯМ-1. В результате шторма в Черном море и из-за неудовлетворительного технического состояния произошли обрывы тросов с донными якорями у порядка 10 украинских мин. Они отправились в "свободное плавание" по западной части Черного моря в южном направлении. Власти Болгарии уже призвали население в районах Добрича, Варны и Бургаса быть бдительными, а в случае обнаружения в воде или на суше подозрительных сферических объектов сообщать о находках в экстренные службы.
В свою очередь, командование ВМС Турции призвало моряков быть внимательнее при выходе в Черное море и отслеживать дрейфующие мины. Дрейф мин от берегов Украины может продолжиться в сторону Босфора и далее, что как раз является одним из традиционных маршрутов транспортировки украинского зерна. При этом в Черном море действуют предоставленные Россией гуманитарные коридоры, но хаотично проведенное украинской стороной минирование акватории не позволяет в полной мере реализовать эти инициативы.

Запасной выход

Территория Румынии стала запасным выходом для украинского зерна, но он оказался перегруженным. Как пишет forbes.ua, Румыния не успевает оформлять суда, идущие за украинским зерном, что спровоцировало многодневную пробку в Черном море. Около ста судов стоят у румынского порта Сулина, ожидая проведения через Сулинский морской канал. Это самый удобный и глубокий путь в дунайские порты Украины, Румынии и Молдовы. Почти треть застрявших судов должны вывезти украинские зерновые грузы из украинских портов Измаил, Рени и Килия на Дунае, куда зерно доставляется по сухопутному маршруту.
Согласно румынским данным, по состоянию на конец мая из Украины в Румынию вывезено 240 тысяч тонн зерна. Всего до конца августа предполагается вывоз 12 миллионов тонн. Данный маршрут был интенсифицирован под давлением ЕС. Причем из заблокированного для морских перевозок порта Одессы активно вывозятся даже стратегические запасы самой Украины. В любом случае ей надо спешить, чтобы успеть освободить место для нового урожая. По официальным данным, Украина через морские порты экспортировала более 70% своих грузов на общую сумму около $47 млрд. После начала острой фазы кризиса все украинские порты, кроме дунайских, прекратили работу. Они-то и переориентировали на себя часть экспорта, увеличив свой трафик в четыре раза и замкнув на себя почти четверть украинского экспорта.
>>> Зерновая нестабильность: как голод овладевает мировой политической повесткой
Значительная часть украинского зерна прибывает по земле в румынский порт Констанца, трафик которого тоже значительно возрос. Французское издание Ouest France раскрывает подробности, согласно которым наземный маршрут осложняется проверками и очередями на пограничном пункте, поскольку Украина не является членом ЕС, и проблемами железнодорожной транспортировки из-за разной ширины колеи. Логистический бум заставил выделить румынскому порту 40 млн евро из бюджета ЕС для восстановления 35 железнодорожных веток, уже в июне планируется начать строительство дополнительных 17 погрузочных площадок. Сложность еще и в том, что в Констанце, который вот-вот выйдет на пиковую загрузку средств механизации и перевалочных мощностей, украинский урожай зерна "столкнется" с румынским. А ведь Румыния, будучи вторым по величине производителем пшеницы в ЕС после Франции, ожидает большой урожай.
В настоящее время Румыния проводит через Сулинский морской канал не более пяти судов в сутки, что в несколько раз меньше необходимого. Время ожидания очереди на проход судов уже достигло трех недель. По данным Форбс, двухнедельный простой в устье Дуная обходится грузовладельцам примерно в треть стоимости фрахта. Это приводит к дополнительным потерям в размере $150−200 тыс. за партию из 3-6 тыс. тонн любого груза. Увеличить пропускную способность судоходства здесь можно лишь за счет локальной оптимизации логистики.

Оружие в обмен на зерно

Владелец клайпедского терминала сыпучих грузов BKT Игорь Удовицкий не видит рабочей альтернативы использованию портов стран Балтии для перевозки украинского зерна. По железной дороге из Украины его можно отправлять в порты Румынии, Польши и стран Балтии. При этом маршрут в Клайпеду через Польшу слишком сложный и дорогой, к тому же с малой пропускной способностью. В самой Украине в качестве наиболее реальных пунктов перевалки зерна рассматривают балтийские порты Гдыня и Гданьск в Польше и Констанца в Румынии, порт в литовской Клайпеде тоже не сбрасывается со счетов.
Как заявил заместитель украинского минэкономики Тарас Качка, Украина рассматривает вывоз зерна грузовым гуманитарным коридором через Беларусь в качестве одного из путей его экспорта, но под международные гарантии. Качка признает, что наибольшую приспособленность в Европе к перевозке сырьевых товаров имеют именно балтийские порты, причем транзит из Украины через территорию Беларуси более удобен технически хотя бы вследствие взаимосовместимости железнодорожных систем.
>>> Валютный бумеранг: зачем Западу дефолт по своим же обязательствам
Одновременно обсуждается возможность разблокировки украинских портов. Российскую позицию по этому вопросу высказал замминистра иностранных дел России Андрей Руденко. Дипломат считает, что здесь нужно не только обращение к Российской федерации, но рассмотрение всего комплекса причин, который вызвал нынешний продовольственный кризис. И в первую очередь это те санкции, которые введены против России со стороны США и ЕС, которые мешают нормальной свободной торговле, в том числе и продовольственным товарами, включая пшеницу, удобрения и другие вещи: "Если наши партнеры хотят добиться решения, то нужно в том числе решать проблемы, связанные с отменой тех санкционных ограничений, которые были наложены на российский экспорт". Это стало ответом на призыв к России главы Всемирной продовольственной программы ООН Дэвида Бизли открыть доступ к морским портам на Украине.
Маловероятно, что на Западе готовы прислушаться к голосу разума. Кстати, санкции против белорусского калия, которые обещают приостановить в США в обмен на транзитный коридор через территорию Беларуси, противоречат американскому же законодательству, рассматривающему его как стратегическое сырье, имеющее значение для безопасности. Формула поставок оружия на Украину в обмен на продовольствие, реализуемая в последнее время, свидетельствует о том, что западные элиты не заинтересованы в скором урегулировании как военного, так и продовольственного кризиса на Украине.
Мнение автора может не совпадать сточкой зрения редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен!
Читайте также:
Полупроводники и полусанкции: как дефицит чипов меняет политический ландшафт
Санкционный гамбит: ЕС начинает и проигрывает
Перецепка на грани разрыва: есть ли выход из логистического тупика в Европе?
Лента новостей
0