Перецепка на грани разрыва: есть ли выход из логистического тупика в Европе?

© Sputnik / Олег Минеев / Перейти в фотобанкГрузовые фуры на пропускном пункте "Красная горка" на магистрали М-1 на границе России и Беларуси
Грузовые фуры на пропускном пункте Красная горка на магистрали М-1 на границе России и Беларуси - Sputnik Беларусь, 1920, 25.04.2022
Подписаться
Континентальный рынок грузоперевозок вступает в период рецессии и регионального передела, считает колумнист Sputnik Николай Левчук.
Новый пакет европейских санкций, вступивший в силу 9 апреля, лишил российские и белорусские компании возможности выполнять грузоперевозки в ЕС. Со стороны Беларуси последовал зеркальный ответ – запрет с 16 апреля на перемещение через таможенную границу ЕАЭС грузовых автотранспортных средств, зарегистрированных в ЕС.

Очередь из фур

Решение Совета ЕС гласит, что автотранспортным предприятиям, зарегистрированным в Республике Беларусь и Российской Федерации, запрещается с 9 апреля перевозка грузов автомобильным транспортом по территории Евросоюза, в том числе транзитом, аналогичным образом заблокированы морские перевозки. Сейчас время ожидания въезда в Беларусь фур из Польши и Литвы составляет около трех суток. По данным Госпогранкомитета, самый загруженный маршрут из Польши в Беларусь проходит через "Кукурыки" ("Козловичи"). Больше всего транспорта, следующего из Литвы, фиксируется перед "Мядининкаем" ("Каменный Лог").
Таможня Литвы уже отреагировала на эту ситуацию. Транспортные средства с товарами, используемые российскими и белорусскими перевозчиками, занявшие очередь 16 апреля до 24 часов 00 минут могут выехать с грузом из Литвы даже в более поздний срок. Если транспортные средства станут в конце очереди позже указанного времени, то крайний срок выхода считается нарушенным, и выезд не разрешают. Опоздавшие перенаправляются в ближайшие логистические центры или терминалы, чтобы перевозчики могли принять меры по исправлению ситуации, то есть выгрузить товар, передать его другому, уже несанкционному, перевозчику.
Что касается ограничений с белорусской стороны, то по сообщению Министерства транспорта и коммуникаций, с 00:00 часов 16 апреля был введен запрет на перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза в Беларусь автотранспортных средств (автомобилей и тягачей), зарегистрированных в Европейском союзе. Исключение составляет их следование через определенные пункты пропуска в специально установленные места для осуществления грузовых операций и перецепки. Такими местами определен ряд приграничных транспортно-логистических центров и сервисных зон. ГТК по согласованию с Минтрансом может определять и иные подобные места.

Звенья одной цепи

Обоюдные санкции еще не означают полного разрыва логистических цепочек. Теперь грузы санкционных перевозчиков через Беларусь будут попадать на таможенную территорию ЕАЭС в следующем порядке. Сначала перевозчик из ЕС довозит груз до работающего круглосуточно таможенного склада в Беларуси (транспортно-логистического центра), производит выгрузку или передает прицеп с грузом перевозчику из стран, не попавших под запрет. Затем груз доставляется на территорию России или Беларуси транспортным средством, зарегистрированным в одной из этих стран. Легковые автомобили и автобусы, зарегистрированные в ЕС, следуют без ограничений.
>>> Убытки у 40%: что говорят белорусские перевозчики о запрете ЕС на въезд фур
Попутно возникает целый ряд вопросов организационно-правового порядка, ответы на некоторые их них дает транспортно-логистический портал "Инфотранс". К примеру, на кого будет оформляться гарантия (обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов) в случае перецепки прицепа на таможенном складе или в зоне ожидания системы электронной очереди (пункте таможенного оформления), указанных в перечне ГТК Республики Беларусь? Ответ заключается в том, что такая гарантия будет оформляться на перевозчика из России, Беларуси и других стран, не входящих в запрещенный список, который будет продолжать движение по таможенной процедуре таможенного транзита от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения.
Еще один типичный вопрос: возможно ли будет перевозчику из ЕС при ввозе иностранного прицепа на территорию Беларуси оставить его в ПТО и уехать обратно в ЕС, не дожидаясь его перецепки на автотранспортные средства перевозчиков из России, Беларуси и других стран, не входящих в запрещенный список? В этом случае перевозчик из ЕС имеет право оставить прицеп в зоне ожидания и уехать обратно в ЕС, не дожидаясь перецепки, при этом поместив его под одну из таможенных процедур в соответствии с положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. И таких вопросов возникает достаточно много.
Очевидно, что из-за санкций страдают как местные, так и европейские транспортно-логистические компании, а обороты отрасли стремительно падают. Польские, литовские и финские перевозчики сейчас поднимают цены, а на внутрироссийских маршрутах из-за дефицита грузов ставки упали почти вдвое. Белорусские ответные меры позволяют защитить интересы местных перевозчиков. Польские таможенные брокеры бьют тревогу, поскольку находятся на грани банкротства, но наибольший урон с обеих сторон наносится все-таки производственной сфере.

Санкционная спираль

Европейские производители теряют рынки сбыта, а у сборочных производств на территории ЕАЭС рушатся цепочки поставок. Так, с 1 марта 2022 года BMW Group приостановила поставки на российский рынок и локальное производство автомобилей. Владимир Щербаков, глава компании "Автотор", которая на территории Калининградской области занимается сборкой автомобилей Hyundai, Kia и BMW, говорит о том, что раньше его компания производила 900 машин в сутки, а сейчас – 300 и работает в убыток
В одном из интервью он рассказал о том, что сломана вся логистика перевозок, возникли трудности с получением компонентов. Санкции привели к тому, что крупные мировые операторы отказываются возить грузы в Калининградский порт. Их водным путем доставляют на территорию ЕС, дальше подключаются автоперевозчики. Так как российским компаниям работать запрещено, то в дело вступают перевозчики из других стран. Но и они испытывают волокиту и препоны с оформлением – от них требуют разрешения на груз и заключения экспортных комитетов США и ЕС.
>>> Кто пострадает от запрета на въезд в ЕС – что говорят водители-дальнобойщики
Основной поток грузов компании "Автотор" идет из корейского Пусана морем до немецкого Бремерхафена, а оттуда после перегрузки тоже морем в Калининград. Но если раньше доставка контейнера из Пусана в Калининград стоила компании $4450, то сейчас с учетом всех препон – $20-25 тысяч. В ответ на такие ограничения в Российской Федерации ввели механизм параллельного импорта, позволяющий ввозить автокомпоненты без согласия держателей торговых марок.
Сама Россия не спешит закручивать логистическую санкционную спираль. В ходе совещания по ситуации с санкциями, принятыми ЕС в области международных автомобильных перевозок, 19 апреля 2022 года в Минтрансе России от Ассоциации международных автомобильных перевозчиков поступило предложение принять ответные меры. Его суть в том, чтобы ввести схему перецепок и перегрузок товаров с транспортных средств перевозчиков стран ЕС аналогичную той, что принята в Республике Беларусь.
Данное предложение не было утверждено, хотя оно позволяет поддержать российскую отрасль автомобильных грузоперевозок. Пока было решено изучить белорусский опыт и принять меры по государственной финансовой поддержке предприятий отрасли. Надо учитывать, что 70% европейского импорта из России составляют поставки углеводородов, цветных металлов, продуктов питания и сельскохозяйственной продукции. Сейчас в ЕС уже звучат голоса о том, что данная часть грузоперевозок должна быть выведена из-под санкций. Хватит ли для этого политической воли? В любом случае будущая зима для Европы будет очень тяжелой.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Лента новостей
0