Санкциями по котикам: рынок зоотоваров штормит. Чем будем кормить питомцев?
13:22 11.05.2022 (обновлено: 13:27 05.12.2022)
© Sputnik / Виктор ТолочкоСобака на фоне рекламы кошачьего корма
© Sputnik / Виктор Толочко
Подписаться
Полки белорусских зоомагазинов в марте опустели: постоянные покупатели иностранных кормов не смогли найти привычные марки в своих магазинах. Сплошь – корма, произведенные в России, пусть и под зарубежным брендом.
Вместе с растущим покупательским спросом (пополнить запасы "на случай, если") росли и цены – на фоне изменений курса валют, логистики и всеобщего подвешенного состояние из-за санкций. Сейчас поставщики зоотоваров разводят руками: мол, и сами не знаем, что будет с поставками.
Если зарубежной альтернативы сухих кормов в Беларуси больше не будет, логично, что владельцам питомцев придется присматриваться в сторону всего российского. Понятно, что любимым питомцам хочется давать все самое лучшее. На специализированных форумах кошатники и собачники часто спорят о качестве брендов, пришедших в Россию: мол, что-то в технологии производства изменилось, корм уже не тот.
© Pexels / MART PRODUCTIONЧем кормить питомцев в условиях санкций - таким вопросом сейчас задаются почти все хозяева
Чем кормить питомцев в условиях санкций - таким вопросом сейчас задаются почти все хозяева
© Pexels / MART PRODUCTION
Если заменять импортные корма все же придется, то встает самый главный вопрос: а сможет ли российский рынок обеспечить собственные потребности и еще немножко – нужды белорусских котиков и собачек. О тенденциях на рынке зоотоваров Sputnik поговорил с директором по контенту информационного портала российского зообизнеса и ветеринарии "Зооинформ", автором книги "Мегапродажи в зоомагазине" Александром Колчиным.
Не только подорожание
С конца февраля и весь март владельцы домашних животных бежали в зоомагазины закупаться впрок: по оценкам российских экспертов, запасы пополняли на 6-12 месяцев, эти же данные можно экстраполировать и на Беларусь. И это несмотря на сильно растущие цены – за март в среднем на 12-30%, приводит данные Александр Колчин. Опустошив запасы магазинов и поставщиков, покупатели неосознанно еще сильнее ударили по зоомаркетам: сейчас ритейл столкнется с тем, что после основательной закупки клиенты достаточно долго не появятся в магазинах.
Примерно такое же подорожание кормов случилось и у нас. На белорусском зоорынке тоже ведутся подобные оценки и замеры, правда, не в специализированных зоомагазинах, а только в обычных, где сегмент кормов представлен не слишком широко. Но и эта часть выглядит весьма информативной. Так, цены в этом году росли куда быстрее, чем в прошлом. Причем самая большая динамика – у влажных кормов для кошек: именно они подорожали существеннее всего (в цене за килограмм – на 16,7%).
Но неизбежное подорожание кормов оказалось не такой уж и большой проблемой. Сейчас главный вопрос – их наличие.
"Это, конечно, не первый вызов (в пандемию было тоже непросто), мы уже научились в этой ситуации жить и работать, и даже извлекать какие-то плюсы. Но нынешний кризис немного другой: если раньше он был связан с тем, что продукт дорожал, то сейчас два фактора – продукт дорожает и его нет. Мы испытываем сильный дефицит", – говорит Колчин.
Обделю себя, но не хвостика
В этом году в России наметились интересные тенденции. Эксперт по розничным форматам в зоосфере Елена Лебедева на саммите зообизнеса в России отметила, что покупатели в нынешний кризис впервые вели себя по-другому: люди были готовы сэкономить скорее на детях, нежели на животных (по данным исследовательского холдинга Romir). Затраты на животных в марте у покупателей выросли на 12%, в то время как расходы на детей остались прежними, а на детское питание даже уменьшились на 3%.
Александр Колчин приводит еще две главные особенности этого кризиса. Потребители не готовы менять продукт, присутствует желание искать тот же бренд по самой выгодной цене.
© Sputnik / Виктор ТолочкоВыбрать корм для питомца - задача трудная и ответственная
Выбрать корм для питомца - задача трудная и ответственная
© Sputnik / Виктор Толочко
"Я общался со многими крупными сетями. Когда рост цен составил 30%, люди продолжали брать тот корм, который покупали всегда. Потом цены поднялись наполовину – все еще брали. В какой-то момент зоомагазины просто не успевали актуализировать ценник, поэтому цену приходилось уточнять уже на кассе. И даже когда стоимость выросла на 70-80% (а было и такое), люди все равно изъявляли желание брать свой корм, лишь бы он просто был", – говорит Александр Колчин.
Если же привычный рацион питомцев отсутствует на рынке (или появляются малейшие перебои с его поставками), то люди предпочитают выбирать аналогичный, приближенный по качеству и по цене к тому, что раньше любил питомец. У кого бюджет не позволяет, тот вынужден тратить ту же сумму, отведенную на пропитание своему животному, правда, за эти деньги получает корм, качеством похуже.
"Сейчас цены в России (я предполагаю, что в Беларуси аналогично) с большего возвращаются к докризисным значениям", – говорит Александр Колчин.
Чем заполнить дефицит?
Пока же полки белорусских магазинов пестрят лишь тремя основными кормами (речь идет о классе "премиум"), которые выпускают зарубежные бренды, но уже в России. И покупатели интересуются, ждать ли им любимый корм и что делать, если аналоги остались сплошь российские. В это же время производители РФ подсчитывают, хватит ли им мощностей, чтобы закрыть свой дефицит.
© Sputnik / Виктор ТолочкоМировой зоорынок в прошлом году был оценен в 153,6 млрд долларов, в России – в $393 млн. Порядка 90% всего рынка составляет питание для животных
Мировой зоорынок в прошлом году был оценен в 153,6 млрд долларов, в России – в $393 млн. Порядка 90% всего рынка составляет питание для животных
© Sputnik / Виктор Толочко
По данным Минсельхоза России, в прошлом году экспорт кормов для домашних питомцев из России на внешние рынки увеличился на треть – до суммы в 201 млн долларов (и составил 160 тысяч тонн). Продавали в более чем 30 стран, но основным покупателем долгие годы остается Беларусь: в прошлом году к нам отгрузили на 23% больше, чем за 2020-й. В Беларусь российские производители поставили 37 тысяч тонн на 61 млн долларов.
Много ли иностранных брендов ушло с белорусского и российского рынков? Александр Колчин говорит, что сам никто не отказался от своих поставок. Проблема прежде всего с логистикой. Большие трудности – в грузоперевозках. Ряд крупнейших компаний, специализирующихся на морских грузоперевозках, уже заявили о приостановке поставок контейнеров в/из России. Так и не успев оправиться от первого пандемийного года, когда в этой отрасли логистики существенно выросли цены, часть контейнерных перевозок теперь и вовсе становится недоступной для РФ.
Автомобильные грузоперевозки тоже под санкциями: найти транспорт в сторону России непросто. Да и в целом пришлось менять логистику из-за военных действий. Естественно, это не могло не сказаться и на цене. В Литве и Латвии задержки на таможне, а пропускная способность Польши и Беларуси сократилась на треть. В итоге то, что раньше получали за три месяца, теперь поставляется едва ли не полгода.
Но котиков и собачек мало волнуют проблемы человеков: санкции санкциями, а кушать хочется. Поэтому если зарубежные корма исчезнут с белорусских и российских полок, владельцам домашних животных придется искать альтернативу на своих рынках.
Хватит ли российского производства?
За прошлый год производство кормов в России выросло на 10% и составило примерно 1,5 млн тонн. Из-за рубежа завозится около 160 тысяч тонн.
"С одной стороны, это не очень много, с другой – здесь есть тот сегмент, который в России вообще не производится: ветдиеты, какие-то очень хорошо зарекомендовавшие себя марки с определенными особенностями. Но и это не все проблемы", - говорит Александр Колчин.
© Sputnik / Виктор ТолочкоПитомцы на выставке зоотоваров
Питомцы на выставке зоотоваров
© Sputnik / Виктор Толочко
В прошлом году российские производители сделали ставку на увеличение мощностей своих производств. Но на сегодня они почти полностью загружены – многие работают на пределе своих возможностей. Кроме того, есть проблема с сырьевой базой.
"В России нет нужных объемов качественной куриной муки для производства супер-премиальных продуктов. Если премиальный и эконом-сегмент рациона для собак и кошек еще можно выпускать на той сырьевой базе, что есть в стране, то часть крупных зарубежных концернов со своими заводами в РФ привозили муку из-за рубежа. Поставки затруднены, но они есть. А вот с увеличением объемов – сложно", – говорит Александр Колчин.
Купляць ли белорусское?
О белорусских предприятиях владельцы домашних питомцев, оказывается, практически ничего не слышали. Уж тем более, немногие знают "в лицо" хоть какой-нибудь белорусский бренд (хотя и не сказать, чтобы их было слишком много). Но на удивление, на "Жабинковском комбикормовом заводе" выпускают корма для котов и собак даже сегмента "премиум".
"Наши корма во многом делаются на иностранном сырье и в принципе ничем особо не отличаются: то же оборудование, что и за рубежом, то же сырье. Рецептуру разрабатывали международные специалисты. Состав примерно 50 на 50: половина ингредиентов наши, половина – импортные", – рассказывает ведущий специалист управления маркетинга завода Андрей Романчук.
© Sputnik / Виктор ТолочкоКорма для домашних животных белорусского производства
Корма для домашних животных белорусского производства
© Sputnik / Виктор Толочко
А вот линейка продуктов широкая – не только комбикорм, еда для котиков и собачек, но и, если захотите завести страуса или перепелок, корм можно найти именно у этого производителя. Конечно, санкции сказались на логистике, но обходные пути поставок сырья уже найдены.
К слову, о проблемах с высокой загрузкой у российских производителей на белорусском предприятии слышали. Поэтому в планах занять освободившиеся ниши после ухода импортных зоотоваров – а вдруг российский потребитель оценит продукцию.
© Sputnik / Виктор ТолочкоКорма для домашних животных белорусского производства
Корма для домашних животных белорусского производства
© Sputnik / Виктор Толочко
"Но, если что, и наши котики и собачки голодными не останутся", - заверили в Жабинке.
Оказывается, есть в Беларуси и производство кормов сегмента "супер-премиум", которые производятся на заводе под Гродно (предприятие "Пэтс Фуд"). Это первый негосударственный производитель сухих кормов в стране. Обещают бельгийскую рецептуру, высокое содержание продуктов животного происхождения и даже линейку для охотничьих пород, сделанную на основе белка диких животных. Правда, несколько марок этой компании известны не столь широко – ее редко увидишь в крупных сетях зоомагазинов.
© Sputnik / Виктор ТолочкоКорма для домашних животных белорусского производства
Корма для домашних животных белорусского производства
© Sputnik / Виктор Толочко
"В супер-сегменте к сырью всегда пристальное внимание. Что-то производим на своих продуктах, какие-то ингредиенты только импортные. Запас был, сейчас есть сложности с логистикой", - говорит директор компании Денис Герасимов.
Сейчас на предприятии есть еще возможности производить больше кормов, чтобы удовлетворить обострившийся спрос и занять освободившиеся ниши – около 50% мощностей свободны. Поэтому успокаивают: белорусских котов и собак накормим, хватит еще немножко и для российских.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен!
Читайте также:
Это не шутки: белорусским коровам начали давать "Бела-Колу" – видео
Советы ветеринара: как правильно ухаживать за домашними питомцами
Самые распространенные болезни собак: как распознать и что делать