Адские очереди фур в Литву: почему это проблема для водителей и бизнеса

© SputnikОчередь фур в Привалке
Очередь фур в Привалке - Sputnik Беларусь, 1920, 18.02.2022
Подписаться
Времена, когда очередь на границе длинной в восемь дней считалась очень длинной, прошли, 16–20 дней – столько сейчас приходится ждать въезда в соседнюю страну.
ГРОДНО, 18 фев – Sputnik, Инна Гришук. Очереди на белорусско-литовской границе стали слишком длинными, груженые фуры неделями стоят вдоль дорог на подъездах к пунктам пропуска и не могут попасть в Европу, а водители в прямом смысле живут в полевых условиях.
Чтобы большегрузу попасть из Беларуси в Литву, теперь недостаточно одной и даже двух недель, сроки ожидания выросли до 15–20 дней и это, судя по всему, не предел. Тревогу теперь бьют не только дальнобойщики, но и представители европейского бизнеса.
Боль и ожидание на границе: на въезде в Литву появилась платная очередь>>>

16 дней в очереди

"Сегодня уже 16 суток, как я в этой очереди стою, у меня все по-честному, приехал на границу 2 февраля. Я сам из Гродно. Дочка уже два раза приезжала, чтобы забрать меня домой, когда была суточная пауза. Чтобы помыться, отдохнуть. Сегодня опять надо домой съездить, побриться хотя бы. Сколько мне еще здесь стоять с такой работой границы? До рамок еще метров 500, когда заедешь в пункт пропуска там тоже нужно 9 или 12 часов в терминале ждать, пока литовцы пустят. Честно, у нас уже сдают нервы", – водитель фуры Павел с трудом сдерживает эмоции, когда рассказывает о том, в каких условиях приходится работать.
© SputnikВодитель Павел ждет въезда в Литву 16 суток, границу он сможет пересечь дня через три
Водитель Павел ждет въезда в Литву 16 суток, границу он сможет пересечь дня через три - Sputnik Беларусь, 1920, 18.02.2022
Водитель Павел ждет въезда в Литву 16 суток, границу он сможет пересечь дня через три
При общении с женщиной-журналисткой, они стараются не употреблять нецензурную лексику, но по рации, как только упоминается вопрос длинной очереди, многие не сдерживаются и там уже летят слова покрепче.
"У людей уже сдают нервы, накипело, устали жить в полевых условиях, не помыться, не побриться, ни туалетов, ни магазина. За последние две недели двоим водителям вызывали скорую, один в начале февраля умер прямо в очереди", – добавляет мужчина.

Не спят по ночам, нарушают режим

Мужчины признаются, что большинство водителей фур – не такие честные, как Павел, и передвигаются по очереди с нарушениями режима труда и отдыха.
"Я в очереди провел 10 суток, а водитель из соседней фуры – 15 или 16. Я вам честно скажу, почему так. У меня есть "левый" тахограф (прибор, который контролирует соблюдение труда и отдыха у водителей – Sputnik), таких здесь большинство. Если ехать по-честному, в положенные сроки становиться на паузу, так и за месяц границу не возьмешь", – говорит один из водителей.
© SputnikОчередь на границе
Очередь на границе - Sputnik Беларусь, 1920, 18.02.2022
Очередь на границе
Дело в том, что по правилам, водители большегрузов должны останавливать машину на паузу через строго отведенное время, во время нее фуре запрещено ехать. На практике может оказаться, что в рабочее время очередь стоит, а подвижки начинаются в период положенного отдыха.
"Мы вынуждены так делать, мы везем грузы в Европу, покупатели их ждут, у нас нарушаются контракты поставки, у них тоже срываются планы, все теряют время и деньги. Тут каждая минута на счету. А если тебя во время отдыха объедет три или четыре фуры – это потерянные сутки", – объясняет другой водитель.
В итоге нужно постоянно быть начеку. Очередь может замереть на много часов, а когда начнется движение, важно его не пропустить. Немного проще тем водителям, которые ездят в рейсы компаниями. У них есть возможность дежурить и спать по очереди.
"Мы приехали втроем. По ночам по очереди не спали, чтобы не пропустить, когда начнется движение в очереди, чтобы перед тобой никто не вклинился. В таком режиме мы простояли на "Каменном Логе" шесть дней, доехали только до середины, это еще шесть или семь суток", - говорят дальнобойщики.

Почему остановилась граница?

Очереди на белорусско-литовской границе начали расти с начала февраля. В последние две недели на подъезде к пункту пропуска "Райгардас" вереница фур растянулась на 8–9 километров. Но водители просят не обращать внимания на протяженность очереди. Даже самую длинную можно быстро "разогнать", если таможня будет быстро оформлять машины.
Простоял пять суток на границе: водитель оставил фуру и ушел домой>>>
Больше всего пугают сроки ожидания, которые увеличились в три-четыре раза. Например, в ноябре и декабре прошлого года, когда на въезде в ЕС тоже собирались многокилометровые очереди, самым длинным простоем считалось восемь суток, но такая картина наблюдалась всего несколько дней. Сейчас восемь суток – это мечта, столько ждут машины в дополнительной платной очереди, которая скопилась на "Привалке" из фур, имеющих разрешения на проезд границы, минуя основной поток большегрузов.
"Еще в январе я ехал в Польшу, очередь была 10 километров, я проехал за два дня. Теперь такое ощущение, что граница остановилась", – отметил водитель Владимир.
По словам дальнобойщиков, причиной является слишком медленная работа литовской таможни. Литовская сторона функционирует в режиме "итальянской забастовки" последний год или полтора, но в феврале у них произошел откровенный саботаж.
© SputnikВодитель Владимир везет капусту из Брянска в Калининград и волнуется за груз
Водитель Владимир везет капусту из Брянска в Калининград и волнуется за груз - Sputnik Беларусь, 1920, 18.02.2022
Водитель Владимир везет капусту из Брянска в Калининград и волнуется за груз

Военные учения

"Раньше у них были отговорки – что медленно работают программы, что их перенастраивают. Теперь даже не скрывают, что не хотят оформлять фуры, которые едут из Беларуси, что у них негласный протест. Водителям так и говорят, что у них пропускная способность 250 машин в сутки, а они пропустят только 35. Говорят, потому что у нас военные учения, российские войска. Они всегда так работали, всегда находится какая-то причина", – отметил один из водителей.
Его сосед по очереди Иван подтверждает: "Как только на полигоне что-то бабахнет, так все, граница остановилась, литовцы не работают, можно смело ложиться спать, потому что часа четыре точно никого принимать не будет, и очередь не сдвинется с места".
© SputnikВодитель Иван работает на российскую фирму
Водитель Иван работает на российскую фирму - Sputnik Беларусь, 1920, 18.02.2022
Водитель Иван работает на российскую фирму
Рядом с пунктом пропуска "Привалка" находится полигон "Гожский", здесь действительно проходят белорусско-российские учения, водители периодически слышат выстрелы и грохот орудий.
"Дело в политике. Мой знакомый вчера стоял в очереди на въезде в Беларусь на территории Литвы. Литовский таможенник на велосипеде проехал всю очередь и говорил водителям, что они не будут пускать фуры из Беларуси, пока не закончатся учения", – рассказал дальнобойщик Андрей.

Фирмы теряют деньги

Водителям влияние политики на транзитные перевозки через границу не нравится. Они видят очевидные минусы и для Беларуси, и для Литвы. Говорят, что обе страны являются транзитными, а застрявшие на границе фуры – это потеря денег.
"Я работаю в российской фирме, мое руководство уже всерьез рассматривает вопрос, как объезжать Беларусь, белорусско-литовскую границу. Возможно, проложат маршрут через Украину", – говорит водитель Иван.
Дальнобойщики отмечают, что у них уже упали заработки, так как зарплата зависит от количества рейсов и километров. Один водитель с горечью признался, что за трое последних суток проехал всего 300 километров и заработал 30 евро. Другой парировал, что он трое суток толкался в очереди, продвинулся на 1,2 километра и не заработал вообще ничего.
"Фуры, которые вы видите – все груженые, едут в Евросоюз. Представьте, завод не получит вовремя партию титана, у них приостановится производство, потом по цепочке другие фирмы не получат вовремя продукцию, потери понесет европейская экономика и европейский бизнес", – говорит один из водителей.
Кроме того, убытки несут и фирмы-перевозчики, которым с таким практически замершей границей невозможно планировать условия контрактов и оговаривать сроки перевозок.
Зачем водители фур вышли регулировать очередь у польской границы – видео>>>
"Поднимаются цены на грузоперевозки, свои ставки увеличивают экспедиторы, машины стоят на границе – это же тоже расходы, пустые расходы. В конечном итоге это отразится на стоимости товаров, цены вырастут на все", – объясняет водитель Дмитрий.

Литовские фирмы бьют тревогу

По мнению дальнобойщиков, в данной ситуации повлиять на решение проблемы может только европейская сторона. Они уверены, что европейский бизнес также заинтересован в том, чтобы граница и международные перевозки оставались вне политики.
"Европейские фирмы, те же транспортные компании, несут убытки, они могут обратиться в те же таможенные органы, чтобы решить этот вопрос. Но они, возможно, тоже не в силах на что-то повлиять. Это большая политика, а мы в ней только пешки, наши проблемы никого не интересуют", – отметил один из водителей.
О проблеме слишком длинных очередей на белорусско-литовской границе на этой неделе стали говорить и представители литовского бизнеса. В частности, литовские транспортные компании заявили: если проблема на границе не решится, многие из них могут оказаться на грани банкротства. Пока фуры стоят в очередях по две или даже три недели, компании-перевозчики несут убытки и платят штрафы за не вовремя доставленные грузы.
© SputnikОчередь на границе
Очередь на границе - Sputnik Беларусь, 1920, 18.02.2022
Очередь на границе
По информации СМИ, литовские перевозчики констатируют факт, что пропускная способность пунктов на белорусско-литовской границе уменьшилась в четыре раза. Например, пункт может оформить 200 машин в сутки, а по факту – только 50 или 60, и причина задержек – в слишком медленной работе литовских таможенников. Они намерены обратиться в таможенные органы Литвы, чтобы хоть как-то ускорить работу границы.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Дальнобойщики устроили протест на границе с Польшей
ГПК: Пропуск грузовиков в Литву и Польшу в выходные был затруднен
Смерть дальнобойщика в очереди на границе: СК рассказал подробности
Лента новостей
0