Играют людьми в футбол: почему мигранты не хотят уйти с польской границы

© Sputnik / Инна ГришукО том, чтобы сходить в душ, остается только мечтать
О том, чтобы сходить в душ, остается только мечтать - Sputnik Беларусь, 1920, 18.11.2021
Подписаться
Сотни мигрантов уже одиннадцатый день живут под открытым небом у польской границы и собираются ждать до последнего – они хотят попасть через Польшу в Германию.
ГРОДНО, 18 ноя – Sputnik, Инна Гришук. Сотни иракских курдов и сирийцев, которые поселились в стихийном палаточном лагере в десятке метров от польской границы рядом с пунктом пропуска "Брузги-Кузница" в течение десяти дней и ночей жили под открытым небом и отказывались уходить в теплые помещения неподалеку, где есть крыша над головой и горячая еда.
Журналистка Sputnik Инна Гришук, которая с первого дня следит за жизнью палаточного городка мигрантов, продолжает общаться с его обитателями и узнавать, почему эти люди рискуют жизнью и готовы даже умереть у польских рубежей, чтобы попасть в Европу.

Если костер погаснет – можно умереть

"Посмотрите на мои руки, это руки IT-инженера, который ищет достойной жизни в Европе. На моей родине в Ираке ее нет, у нас опасно, нет работы, нет будущего. Люди, которые имеют работу, получают по пять долларов в день. Десять или 15 долларов в день – это считается хорошей зарплатой, но прожить даже на эти деньги невозможно. Мы живем на границе уже десять дней, здесь холодно, сыро, грязно, но у нас нет другого выбора", – показывает почерневшие от грязи ладони мигрант из Северного Курдистана по имени Эжа и закрывает ими лицо, пытаясь спрятать нахлынувшие эмоции.
© Sputnik / Инна ГришукАйтишник из Ирака Эжи
Айтишник из Ирака Эжи - Sputnik Беларусь, 1920, 18.11.2021
Айтишник из Ирака Эжи
Он говорит, что находится на грани отчаяния, объясняет нежелание уехать из лагеря у колючего польского забора, который круглосуточно охраняют солдаты, и десятки единиц военной техники – бронемашины с пулеметами на крыше, водометы. Он боится, что если уйдет из уличного лагеря, его семью депортируют в Ирак, шансы, что границу откроют, станут нулевыми.
"Сил уже нет. Я не спал три ночи, потому что круглосуточно нужно поддерживать огонь в костре. Если он погаснет, мы просто замерзнем насмерть", - добавил Эжа.

Думали, Европа заметит

"В лагере мы провели все 10 дней. До этого жили в лесах примерно месяц, у меня жена, сын, ему 7 лет, и дочка, ей два года. И нас постоянно отшвыривают, как футбольный мячик. Мы идем в Польшу, нас прогоняют, потом мы идем в Литву, нас снова прогоняют, потом снова в Польшу. Мы думали, если мы соберемся и нас станет много – несколько тысяч, Европа заметит нашу проблему, примет нас, потому что в Ираке жить опасно – там мафия, террористы, нет хорошего образования, медицины", – рассказывает Эжа.
"Нас превратили в футбольный мяч. Если этот футбол с живыми людьми не закончится, мы все умрем. Все, кто здесь находится, это очень простые люди. У них нет проблем с полицией или законом. Все летели сюда на самолетах, если бы они имели проблемы, их бы не посадили на самолет. Здесь иракцы, которые хотят только одного – начать новую жизнь в Европе и подарить безопасность детям", - делится он.
Женщина, мигрантка из Ирака, укачивает маленького ребенка, который плачет от едкого черного дыма.
© Sputnik / Инна ГришукДети остаются детьми везде - и играют с тем, что есть
Дети остаются детьми везде - и играют с тем, что есть - Sputnik Беларусь, 1920, 18.11.2021
Дети остаются детьми везде - и играют с тем, что есть
"Как вы думаете, почему мы сидим под границей на морозе, рискуем умереть сами и подвергаем опасности наших детей? У нас нет другого выбора. Наша семья продала все имущество, жилье, машину, чтобы приехать в Европу, у нас 30 человек, из них 10 детей. Нам некуда возвращаться. Ну и жить на улице нет сил. Моему ребенку два года, я боюсь, что он может умереть. Мы все простужены, нам не хватает еды", – делится мигрантка.

Где сейчас живут мигранты

К середине второй недели лагерь мигрантов размещается в трех локациях. Примерно тысяча мигрантов в понедельник вечером согласились переселиться в здание транспортно-логистического центра, которое размещается в двухстах метрах от въезда на пункт пропуска "Брузги". По сути, это большое складское помещение с конструкциями для хранения грузов, из которого в срочном порядке вывезли весь товар.
© Sputnik / Виктор ТолочкоМигранты из лагеря движутся в логистический центр
Мигранты из лагеря движутся в логистический центр - Sputnik Беларусь, 1920, 18.11.2021
Мигранты из лагеря движутся в логистический центр
Люди разместились рядами на полу. После многодневного проживания на улице, где ежедневно нужно было буквально выживать и пытаться добыть дрова, воду и еду, круглосуточно поддерживать огонь в костре они рады и таким условиям. Здесь можно получить горячую кашу, теплые вещи и поспать не на голой земле, а на матрасе.
© Sputnik / Виктор ТолочкоМигранты, размещенные в логистическом центре Гродненской области
Мигранты, размещенные в логистическом центре Гродненской области - Sputnik Беларусь, 1920, 18.11.2021
Мигранты, размещенные в логистическом центре Гродненской области
Остальные мигранты переехать в новый лагерь отказались – два дня и две ночи продолжали жить у самой границы. Уличный стихийный лагерь мигрантов в начале недели переехал практически в пункт пропуска "Брузги". Одну ночь мигранты спали на территории погранпункта, разбив палатки на асфальте между кабинками пограничников на въездных и выездных полосах движения.
© Sputnik / Инна ГришукПусть лагерь и временный - но обустроиться хочется
Пусть лагерь и временный - но обустроиться хочется - Sputnik Беларусь, 1920, 18.11.2021
Пусть лагерь и временный - но обустроиться хочется
Но во вторник вечером переехали на лужайку у забора погранперехода. Кто-то остался в старом лагере, он находится примерно в километре южнее погранпропуска "Брузги".
"В старом лагере больше места, здесь удобнее, остались дрова, которые привозили на выходных, утепленные сосновыми ветками шалаши. В новом лагере открытое пространство, больше ветра, негде спрятаться", – объяснил один из жителей лагеря мигрантов.

Не хватает еды, сигарет и зарядки в телефонах

Мигранты успели наладить быт в полевых условиях. У некоторых есть кастрюльки, в которых можно заварить кашу, подогреть воду. Многие стали пользоваться банками из-под тушенки, которую раздавали с гуманитарной помощью. В них заваривают чай, он получается со специфическим жирным налетом, но помогает согреться.
© Sputnik / Инна ГришукPowerbabk есть - но он не работает, так как негде зарядить
Powerbabk есть - но он не работает, так как негде зарядить - Sputnik Беларусь, 1920, 18.11.2021
Powerbabk есть - но он не работает, так как негде зарядить
Еда в лагере есть, но в ограниченном количестве. Умереть от голода мигранты вряд ли смогут, кусок хлеба там всегда найдется. Гуманитарные грузы с сухими пайками распределяют в первую очередь среди семей с детьми. На голод в основном жалуются мужчины.
"Я не получал еду уже несколько дней. Все, что я ем, это хлеб, которым со мной делятся жители лагеря, мои соседи по шалашу. У них семья и дети, им легче получить продукты", – говорит молодой мужчина, приехавший в лагерь без семьи.
Все просьбы, которые обитатели лагеря обращали к прибывшим к ним журналистам – это угостить сигаретами или помочь зарядить телефон, дети клянчат шоколад и выучили русское слово "привет". У большинства мигрантов уже закончилась зарядка в мобильниках больших Powerbank, которые они брали с собой в лагерь.
"Моя семья осталась в Ираке, они не знают, что со мной, уже несколько дней. Я не могу с ними связаться", – рассказывал один из мигрантов.
Сигареты в лагере стали настоящим дефицитом и самым дорогим товаром. Ушлые курильщики смогли как-то наладить связь с внешним миром, умудряются их получать, а потом продают по цене от 50 до 200 рублей за пачку.
"Я знаю, но не расскажу вам, где мы берем сигареты. Потому что мы потом вообще курить не сможем", – рассказал один из мигрантов.

Польша показала себя с плохой стороны

Курды из лагеря беженцев постоянно собираются большими группами и что-то коллективно обсуждают. Женщины в этих беседах не участвуют – они сидят у костров и смотрят за детьми.
На вопрос о том, почему некоторые мигранты во вторник, 16 ноября, бросились голыми руками атаковать хорошо укрепленную польскую границу на въезде в польский погранпереход "Кузница", один из мигрантов ответил: "Это от отчаяния. Мы жили на улице, на холоде, многие устали, им надоело ждать. А поляки делали вид, что не замечают наших страданий и страданий наших детей. Сколько еще нужно так жить, чтобы Европа заметила и открыла гуманитарный коридор в Германию".
"Польша обстреляла нас из водометов, травила слезоточивым газом, мы все равно не ушли и не уйдем. Политики Евросоюза видели это, Польша показала себя с очень плохой стороны. Мы думаем, что в течение трех дней вопрос, что делать с нами решится, что нам откроют границу", - поделился он своим мнением.
На вопрос о том, что будут делать мигранты, если граница останется закрытой, а Евросоюз откажется принимать мигрантов из стихийного лагеря в "Брузгах", он сказал:
"Мы – курды, мы – сильные. Мы верим в гуманность Европы, верим, что нас примут. Сейчас мы ждем эти три дня. Потом мы найдем еще вескую причину, чтобы ждать снова".

Хочу остаться в Минске, открою ресторан

Среди иракских мигрантов встречаются и такие, кто решил просить убежища в Беларуси. Один из них Салех Башер Абдулла, который десять дней жил в палаточном лагере и за это время передумал двигаться дальше в Европу.
© Sputnik / Инна ГришукМигрант из Ирака Салех Башер Абдулла хочет остаться в Беларуси и открыть ресторан
Мигрант из Ирака Салех Башер Абдулла хочет остаться в Беларуси и открыть ресторан  - Sputnik Беларусь, 1920, 18.11.2021
Мигрант из Ирака Салех Башер Абдулла хочет остаться в Беларуси и открыть ресторан
"Мне понравилось в Беларуси. У вас безопасная страна, хорошие люди. Я хочу остаться здесь. Помогите мне, как решить этот вопрос", – говорит мигрант.
В среду он продолжал жить в палаточном лагере у польской границы под открытым небом, но уже решил уехать из этого места и по-деловому рассуждал о перспективах белорусской жизни.
"Я хочу переехать в Минск, купить жилье, открыть маленький ресторан. Моя жена очень хорошо готовит, мы сможем открыть здесь маленький семейный бизнес. Мой брат пришлет мне деньги", – делится планами Салех.
На вопрос о том, как он собирается жить в Беларуси, не зная русского языка, он отвечал, что что-то придумает.
С такими мыслями – остаться в Беларуси – подходили и другие мигранты. Они объясняли, что возвращаться на родину они не хотят, потому что там жить небезопасно.

Мигранты из Сирии: умрем здесь или на родине

В старом лагере толпилась группа сирийцев, которые уезжать из Беларуси не хотят категорически. Часть из этих мужчин до прихода в стихийный лагерь беженцев жили в лесу у колючего забора около трех недель.
Рассказывают, что в те дни их подкармливали поляки, которые бросали им через "колючку" воду, продукты, сигареты. В лагере мигрантов они смоги получить еду от белорусов.
Но когда стихийный лагерь стали расформировывать, у них встал серьезный вопрос: "Что делать?"
"В нашей стране война, там нас ждет смерть, никто из сирийцев не хочет вернуться на родину. Перед ними выбор – умереть там, в Сирии, или здесь в лесу. Какая нам разница. Уезжать никто не будет. Почему Европа не хочет обращать на нас внимания? Неужели им все равно", – говорит мигрант из Сирии.
В среду вечером многие обитатели палаточного лагеря мигрантов у границы собрали вещи и стали уходить куда-то в лес. Они объясняли, что не хотят переезжать в теплый лагерь в логистическом центре, так как опасаются депортации. Где они будут жить, что есть и что делать дальше, говорить отказывались. Все были настроены на поиск пути в Европу, только уже в другом месте белорусско-полькой границы.
Что происходит на границе - читайте в трансляции Sputnik.
Завтрак в лагере мигрантов - Sputnik Беларусь, 1920, 18.11.2021
Сырки, кукурузные палочки и по буханке хлеба: чем кормили утром беженцев
Читайте также:
Минск может выделить деньги для помощи мигрантам на границе
Временное пристанище: как меняется ситуация с беженцами (фото)
Сирийского ребенка без сознания нашли возле границы – им занимаются медики

Лента новостей
0