"Жигули" – "копейка": от выпуска до арт-объекта
10:04 07.09.2023 (обновлено: 10:12 07.09.2023)
Подписаться
Сначала ВАЗ-2101 "Жигули" называли "единичка", а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, — "копейка".
Истории легендарного советского автомобиля уже более полувека. 19 апреля 1970 года на Волжском автомобильном заводе был собран первый ВАЗ-2101.
Как рассказывал Леонид Парфенов в телепроекте "Намедни", "с "Жигулей" счет личному транспорту в СССР идет на миллионы, они задают новый стандарт советской зажиточности. На них ездят "очкастый частный собственник" из песни Высоцкого, старшие офицеры, "рвачи" — рабочие, выбирающие работу повыгоднее, элита интеллигенции — все те, чьи доходы в разы отличаются от средних (в начале 70-х — около 150 руб. в месяц)".
Однако свободно "Жигули" можно было купить лишь в самом начале 70-х, а позже, когда цена автомобиля стала доступной многим, он стал страшным дефицитом.
Автомобиль ВАЗ-2101 выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1970 по 1983 годы.
Сегодня ВАЗ-2101 все чаще становится арт-объектом. Однако не только на выставках сегодня можно увидеть "копейку". Ее можно увидеть на многочисленных ретро-пробегах, которые устраивают любители старых авто.
© Photo : LADAВ 1970 году 19 апреля на Волжском автомобильном заводе был собран первый ВАЗ-2101, который вошел в историю как "копейка". Прототипом для народного советского автомобиля стал итальянский Fiat-124.
В 1970 году 19 апреля на Волжском автомобильном заводе был собран первый ВАЗ-2101, который вошел в историю как "копейка". Прототипом для народного советского автомобиля стал итальянский Fiat-124.
© Sputnik / Владимиров / Перейти в фотобанкАвтомобиль ВАЗ-2101 выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1970 по 1983 годы. Фото 1974 года.
Автомобиль ВАЗ-2101 выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1970 по 1983 годы. Фото 1974 года.
© Sputnik / Михаил Фомичев / Перейти в фотобанкВ народе к ВАЗ-2101 в разное время "приклеились" два прозвища: сначала — "единичка", а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, — "копейка".
Автомобиль ВАЗ 2101 на Международном автомобильном фестивале "Автоэкзотика" на аэродроме Тушино в Москве в 2010 году.
Автомобиль ВАЗ 2101 на Международном автомобильном фестивале "Автоэкзотика" на аэродроме Тушино в Москве в 2010 году.
В народе к ВАЗ-2101 в разное время "приклеились" два прозвища: сначала — "единичка", а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, — "копейка".
Автомобиль ВАЗ 2101 на Международном автомобильном фестивале "Автоэкзотика" на аэродроме Тушино в Москве в 2010 году.
Автомобиль ВАЗ 2101 на Международном автомобильном фестивале "Автоэкзотика" на аэродроме Тушино в Москве в 2010 году.
© Sputnik / Владимиров / Перейти в фотобанкКак рассказывал Леонид Парфенов в телепроекте "Намедни", "с "Жигулей" счет личному транспорту в СССР идет на миллионы, они задают новый стандарт советской зажиточности. На них ездят "очкастый частный собственник" из песни Высоцкого, старшие офицеры, "рвачи" — рабочие, выбирающие работу повыгоднее, элита интеллигенции — все те, чьи доходы в разы отличаются от средних (в начале 70-х — около 150 руб. в месяц)".
Как рассказывал Леонид Парфенов в телепроекте "Намедни", "с "Жигулей" счет личному транспорту в СССР идет на миллионы, они задают новый стандарт советской зажиточности. На них ездят "очкастый частный собственник" из песни Высоцкого, старшие офицеры, "рвачи" — рабочие, выбирающие работу повыгоднее, элита интеллигенции — все те, чьи доходы в разы отличаются от средних (в начале 70-х — около 150 руб. в месяц)".
© Sputnik / Дмитрий Донской / Перейти в фотобанкСвободно "Жигули" можно было купить лишь в самом начале 70-х, но позже, когда цена авто стала доступной многим, оно стало страшным дефицитом.
Свободно "Жигули" можно было купить лишь в самом начале 70-х, но позже, когда цена авто стала доступной многим, оно стало страшным дефицитом.
© Sputnik / Игорь Агеенко / Перейти в фотобанкАвтомобиль ВАЗ 2101 на выставке первых моделей автомобилей, выпускавшихся на заводе ОАО "АвтоВАЗ", в Тольятти.
Автомобиль ВАЗ 2101 на выставке первых моделей автомобилей, выпускавшихся на заводе ОАО "АвтоВАЗ", в Тольятти.
© Sputnik / Виктор ТолочкоНа ВАЗ-2101 работали сотрудники ГАИ. Ретротехника была представлена на праздничном шоу "ГАИ - 80 лет", которое прошло в Минске на Октябрьской площади в 2016 году.
7/15
© Sputnik / Виктор Толочко
На ВАЗ-2101 работали сотрудники ГАИ. Ретротехника была представлена на праздничном шоу "ГАИ - 80 лет", которое прошло в Минске на Октябрьской площади в 2016 году.
© Sputnik / Виктор ТолочкоСделано в СССР.
8/15
© Sputnik / Виктор Толочко
Сделано в СССР.
© Photo : LADAРеклама "копейки".
В 2000 году, по результатам опроса почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ, проведенного журналом "За рулем", ВАЗ 2101 признан лучшим автомобилем столетия.
В 2000 году, по результатам опроса почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ, проведенного журналом "За рулем", ВАЗ 2101 признан лучшим автомобилем столетия.
Реклама "копейки".
В 2000 году, по результатам опроса почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ, проведенного журналом "За рулем", ВАЗ 2101 признан лучшим автомобилем столетия.
В 2000 году, по результатам опроса почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ, проведенного журналом "За рулем", ВАЗ 2101 признан лучшим автомобилем столетия.
© Photo : LADA Sport WTCCЛегендарный бразильский пилот "Формулы-1" Айртон Сенна за рулем ВАЗ-2101 в 1986 году перед первым Гран-при в стране социалистического лагеря — в Венгрии. Сенна попросил автомобиль, который является популярным в стране, и ему выдали "копейку", за рулем которой бразилец промчался по трассе "Хунгароринг".
Легендарный бразильский пилот "Формулы-1" Айртон Сенна за рулем ВАЗ-2101 в 1986 году перед первым Гран-при в стране социалистического лагеря — в Венгрии. Сенна попросил автомобиль, который является популярным в стране, и ему выдали "копейку", за рулем которой бразилец промчался по трассе "Хунгароринг".
© AFP 2024 / GABRIEL DUVALНа экспорт ВАЗ поставлялся под брендом LADA. Как и Fiat-124, он был очень популярен в странах соцлагеря. На фото - улицы Варшавы 80-х.
11/15
© AFP 2024 / GABRIEL DUVAL
На экспорт ВАЗ поставлялся под брендом LADA. Как и Fiat-124, он был очень популярен в странах соцлагеря. На фото - улицы Варшавы 80-х.
© Photo : Imgur / DBCooperJrЕсли в СССР была проблема с запчастями, то на Кубе аж до 2014 года их было навалом, а вот возможности купить новую машину не было. Поэтому по улицам Гаваны бегали вот такие "лимузины"-"копейки".
Если в СССР была проблема с запчастями, то на Кубе аж до 2014 года их было навалом, а вот возможности купить новую машину не было. Поэтому по улицам Гаваны бегали вот такие "лимузины"-"копейки".
© Sputnik / Валерий Левитин / Перейти в фотобанкСегодня ВАЗ 2101 все чаще становится арт-объектом. Художник Андрей Бильжо на открытии своей выставки в Московском музее современного искусства.
Сегодня ВАЗ 2101 все чаще становится арт-объектом. Художник Андрей Бильжо на открытии своей выставки в Московском музее современного искусства.
© Sputnik / Виктор ТолочкоОригинальная "ржавчина" из мха превратила старый советский автомобиль в объект искусства. На фестивале "Ретро-Минск - 2017" - универсал на базе "копейки" - ВАЗ-2102.
14/15
© Sputnik / Виктор Толочко
Оригинальная "ржавчина" из мха превратила старый советский автомобиль в объект искусства. На фестивале "Ретро-Минск - 2017" - универсал на базе "копейки" - ВАЗ-2102.
© Sputnik / Андрей Луковский / Перейти в фотобанкОднако не только на выставках сегодня можно увидеть "копейку". ВАЗ 2101 "улучшенного дизайна" перед началом автопробега, посвященного 45-летию начала производства ВАЗ-2101.
Однако не только на выставках сегодня можно увидеть "копейку". ВАЗ 2101 "улучшенного дизайна" перед началом автопробега, посвященного 45-летию начала производства ВАЗ-2101.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Как создавалась легендарная "Копейка" ― история в видео
Девять "горбатых" в гараже: любитель ретро реанимирует "Запорожцы" ― видео
"Горбатый" и "Бешеная табуретка": как автомобили получают прозвища