О перспективах Клайпедского порта после утраты белорусского транзита и возможностях возвращения белорусов к сотрудничеству рассуждает эксперт в сфере логистики, экс-член общественного совета Минтранса России, глава ассоциации "Межрегионавтотранс" Сергей Храпач.
"Если у них (у Литвы ― Sputnik) есть альтернатива, нужно привлекать новых перевозчиков нефти, производителей или транзитеров, тех, кто транспортирует нефть и газ через этот порт. Если таковых не найдется, то поменять структуры перевозки нефтепродуктов ни за месяц, ни за два – три нельзя, это процесс более долгий и сложный", ― говорит Храпач.
По словам эксперта, на данный момент у Литвы есть два пути. Первый из них ― искать стратегического партнера, который займет те емкости, которые ранее занимал белорусский партнер. "Таких партнеров я вижу только два – это Россия и Китай, которые могут такими объемами поставлять, но Китай очень далеко и транзит через Литву ему вряд ли интересен", говорит Храпач.
Второй путь ― реструктуризировать Klaipedos nafta и сокращать работников, "потому что быстро восполнить потери в таких объемах, которые перевозила Беларусь, в ближайший год предприятие не сможет. По словам эксперта, "это вопрос выживаемости, может, государство сможет помочь градообразующему предприятию".
"Ничего хорошего они ждать не могут, потому что политический вектор вряд ли изменится, а экономический вектор меняется сложно, долго и требует затрат. Пойдут ли производители и перевозчики нефти на эти затраты и будут ли они менять свой транспортный коридор, это вопрос к владельцам порта, готовы ли они давать скидки тем, кто придет вместо белорусов", ― резюмирует Храпач.
Напомним, ранее компания – оператор литовского СПГ-терминала и нефтяных терминалов Klaipedos nafta (KN) признала, что "2021 год будет непростым для предприятия как из-за продолжающейся пандемии коронавируса, так и из-за потери транзита "Белорусской нефтяной компании". Как сообщили Sputnik Литва в KN, белорусская сторона в феврале уже не планирует перевозку нефтепродуктов через нефтяные терминалы в Клайпеде под управлением предприятия.
Читайте также:
- Авдонин: поток из Беларуси через порты Балтии ― это миллиарды долларов
- Носович: без белорусского транзита Клайпеда может стать "городом-призраком"
- Еремина: своим транзитом Беларусь управляет партнерами на западе и востоке