Чемпионат мира по хоккеею-2021 совершенно точно не состоится в Минске, что уже вписано в историю ледовой игры. Навсегда, и, если хотите, – черными буквами. Впрочем, как отмечает колумнист Sputnik Руслан Васильев, в "ковидную эру" нельзя исключать и кромешного форс-мажора для спортивного интернационала, гоняющего клюшками шайбу.
Никто ведь не гарантирует, что не повторится ситуация прошлого года, когда IIHF вовсе капитулировала перед коронавирусом и согласилась с решением швейцарских властей поставить крест на чемпионате мира-2020. Однако это вероятность пока писана на воде вилами, тогда как отказ Минску оформлен документально и обжалованию не подлежит. Такова нынче хоккейная жизнь.
Однако передача белорусской части ЧМ-2021 еще не состоялась, а, значит, сегодня актуально порассуждать о претендентах, заодно стремясь понять, насколько легко с бухты-барахты провести такой значимый спортивный форум, хотя бы на удовлетворительно приемлемом уровне.
Это действительно "элементарно!", как сказал бы болельщик Шерлок Холмс, общаясь с болельщиком доктором Ватсоном, или простонародная идиома "как два пальца" не годится в деле организации чемпионата мира?
Серьезно о смешном и смешно о серьезном
Вариантов у команды хоккейных управленцев IIHF, которую все еще возглавляет швейцарский дантист Рене Фазель (интересно, когда он в последний раз осуществлял санацию чьей-либо полости рта?!), в принципе, хватает. Перечислю их.
Во-первых, Латвия набирается смелости, и единолично проводит чемпионат мира, что уже имело место в 2006 году.
Во-вторых, международная федерация назначает Риге нового партнера вместо Минска. В таковые вроде бы рвутся словаки с Братиславой и датчане с Копенгагеном. Но не только. Имеется и самая экзотическая инициатива – литовская. Здесь занятно уже то, что речь идет о Вильнюсе, хотя в последний раз мероприятие IIHF – чемпионат мира-2018 в дивизионе I группа B - проводилось на "Жальгирис-Арене" в Каунасе. То есть хоккею удалось подвинуть баскетбол, что для Литвы нонсенс.
Так какой же вариант фаворит? Для того, чтобы это понять, надо в принципе разобраться в тех требованиях, которым должен соответствовать кандидат. Причем, как сказал бы идеалист и болельщик Платон, не будем зацикливаться только на инфраструктурном факторе – материя вторична. В конце концов, всем и каждому понятно, что для элитного чемпионата мира требуется достойная, современная ледовая арена. Если ее нет, то заводить разговор с IIHF - просто дешевая спекуляция.
Поэтому допустив, что в Литве с вильнюсской ареной Avia Solutions Group полный порядок, поговорим о высших сферах. Например, о деньгах. Как ни удивительно, но здесь я не вижу особых проблем для любого преемника Минска. Но не потому, что у претендентов их завались и даже больше – ничего подобного. Просто в сложившейся ситуации работает совершенно другой логический алгоритм.
Ведь как могут рассуждать в Риге и Копенгагене, Братиславе и Вильнюсе? Это вы сами – боссы мирового хоккея - заварили кашу, вначале отдав, а затем забрав право проведения турнира у Минска! Так что не обессудьте! Вам и расплачиваться, вам и рисковать финансами. Мы же по-товарищески подставим плечо, но вкладываться или вовсе не предполагаем, или будем по минимуму. Чай, ковид на дворе, а не "золотой век".
Самое любопытное, что Фазель не шибко возразит. И, кстати, очень может быть, что обилие вариантов – это попытка IIHF создать некую конкуренцию, чтобы попробовать замотивировать заменителя Минска хоть сколько-нибудь раскошелиться.
Однако теперь серьезно о высшем. Деньги – деньгами, дворцы – дворцами, но для проведения спортивных "топов", к коим безусловно относится и хоккейный чемпионат мира, необходимо еще полтора фактора. Речь о компетенции и связанной с ней силе традиций.
Уроки прошлого
Ненадолго отвлечемся от хоккейной тематики в пользу Олимпиад. На взгляд очень многих экспертов, который я страстно разделяю, лучшие современные Игры в истории состоялись в 2008 году в Пекине. Придраться просто оказалось не к чему. Это была Олимпиада, на которой комфортно чувствовали себя спортсмены и тренеры, VIP-гости и функционеры, болельщики и журналисты.
Но только в 2015 году, когда в Пекине проходил чемпионат мира по легкой атлетике, я понял, в чем заключался секрет "китайского чуда". Ибо форум королевы спорта был организован ужасно, а то, в какое состояние за семь лет эксплуатации пришли очень хорошие олимпийские отели и стадион "Птичье гнездо" вызвало оторопь. Не буду вдаваться в подробности, но, поверьте, было чем шокироваться.
Так вот: ради успеха Олимпиады китайцы пригласили интернациональную команду лучших спортивных организаторов, доверив им все управление. Сами аборигены выполняли только вспомогательные и представительские функции. А вот легкоатлетический чемпионат мира проводили уже сами китайцы. Это о компетенции.
Теперь о традициях. Другая Олимпиада. Теперь уже Белые игры-2018 в южнокорейском Пхенчхане, которые прошли, мягко говоря, не гладко. Все тамошние беды заключались в том, что корейцы мило улыбались и старались быть отзывчивыми, но ничего не соображали по существу. И это не было их виной!
Действительно, как можно кого-то попрекать в непрофессионализме, если людей совершенно не интересовали сами олимпийские соревнования - за исключением конькобежных дисциплин. Все остальные - биатлоны, фристайлы и прочие хоккеи - являлись "зоной отчуждения". Корейцы в них ничего не понимали, а потому откровенно скучали, усугубляя этой скукой глобальные организационные недочеты и неумения.
Потому неудивительно, что подводя итоги Пхенчхана-2018, президент МОК Бах вслух сказал о том, что выбирая олимпийские столицы, все-таки необходимо учитывать фактор "востребованности и популярности". А то получается ни то, ни се, ни холодно, ни жарко.
Но даже компетенции с традициями не есть гарантия успеха, в чем так же приходилось неоднократно убеждаться. Ибо есть еще и "человеческий фактор", способный как все спасти, так и все погубить. Безалаберностью и леностью, например. Однако с этим еще можно бороться, причем успешно. Два-три бестолковых дня, зато потом система начинает работать без сбоев. Кстати, именно так было на Олимпиаде-2014 в Сочи и на вторых Европейских играх-2019 в Минске. Но без компетенций и традиций – дело дрянь, и за него лучше вовсе не браться.
Что ж, теперь и оценим шансы претендентов, желающих подхватить знамя, отобранное у Минска.
Вариант, что Рига одна проведет чемпионат мира маловероятен, 10%. Все сразу упирается во вторую арену. В 2006 году ею был олимпийской комплекс "Сконто", но сегодня – не знаю, не знаю...
У Копенгагена – 40%. Не потому, что Дания такая уж хоккейная страна, но, во-первых, шайба для соотечественников принца Гамлета не чужая, а во-вторых именно в этой стране проводился чемпионат мира-2018, на котором сборная Беларуси, кстати, лишилась главного тренера Дэйва Льюиса по ходу турнира, но все равно вылетела из элиты. Так что традиции созданы и компетенции не должны быть совсем утрачены.
Братислава – 50%. Здесь все еще очевиднее. Словакия – хоккейная страна, которая еще и провела чемпионат мира-2019.
Что же касается Вильнюса, то – минус 5%, и просто хочется узнать: когда в последний раз на арене Avia Solutions Group варили лед в июне, и какого он был качества? Ведь надо понимать, что одно дело январь и минус 20 за бортом, и совсем другое – июнь и плюс 20. Да и тот факт, что два действительно отменных литовских хоккеиста – защитник Каспарайтис и нападающий Зубрус ради реализации профессиональных устремлений играли за сборную России, говорит сам за себя.
При этом надо понимать, что право на пиар еще не запрещено. Вызваться, зная, что никто ничего тебе не доверит, порой весьма соблазнительно. Череда бесплодных ухаживаний тоже порой выглядит, как насыщенная любовная жизнь.
А если серьезно, то, конечно, прав болельщик Пастернак: "Чемпионат мира организовать – не поле перейти". Возможно, цитата не точна, но мысль поэта мною передана верно.
Читайте также:
- Гайдукевич: в ситуации с переносом ЧМ по хоккею из Минска есть и плюсы
-
ФХБ прокомментировала перенос ЧМ из Минска: ждем разъяснений от IIHF
-
Крупные спонсоры выступают против проведения ЧМ-2021 в Минске