Это было нужно, чтобы сохранить жизни постояльцев, которые находятся в зоне риска. Несмотря на проявленную заботу, людям оказалось очень сложно принять новое правило.
Как изменилась жизнь в доме престарелых и скольких людей здесь не стало по вине беспощадного COVID-19, узнали корреспонденты Sputnik.
Пять окладов
Дома престарелых всегда находились немного отдельно от общества. У них – свой распорядок дня и свои проблемы. Поэтому появление коронавируса существенным образом на них не сказалось. Там просто появились новые правила.
Хотя директор минского дома-интерната для пенсионеров и инвалидов признается, что поначалу ей и коллегам пришлось поволноваться.
"Вирус новый – мы не знали, чего от него ждать. Было действительно сложно. Но если в первую волну мы думали, что это (вирус – Sputnik) пройдет, то теперь понимаем, что его нужно принять как неизбежное", – говорит Наталья Зычкова.
Весной, когда в Беларуси началась пандемия, интернат начал работать по новым правилам. Все сотрудники, которые тесно контактируют с постояльцами, перешли на вахтовый метод работы.
"Порой вахты длились до трех недель. То есть три недели сотрудник находился в интернате: он здесь ночевал, питался и даже проводил выходные дни. Конечно, для сотрудников это решение далось непросто, ведь они подолгу не видели своих детей, мужей, пожилых мам и отцов. Но что меня особенно удивило – ни один человек не отказался от такого формата работы", – признается директор интерната.
Сотрудников поддержали материально. Сегодня некоторые из них получают по 4-5 окладов.
"По решению президента нашим работникам выплачивается зарплата и надбавка в размере 150% от оклада. Также они получают от 200 и выше процентов от оклада от учреждения. Кроме того, мы выплачиваем суточные, обеспечиваем бесплатным питанием и проживанием. Для людей созданы комфортные условия: они живут по одному-два человека в комнате. Пользуются отдельной душевой", – рассказывает Наталья Зычкова.
"Деньги получаются хорошие, например, санитары получают по 1200 рублей за две недели. Но я хочу сказать, что эти деньги они отрабатывают. Ведь им нужно каждый день находиться в масках, халатах, перчатках, каждые три часа проводить дезинфекцию помещений", – считает директор учреждения.
Восемь потерь
В интернате действуют и другие правила. Например, всем постояльцам каждый день измеряют температуру. Причем это происходит утром, днем и вечером.
По словам Натальи Зычковой, таким образом сотрудники следят за здоровьем пенсионеров и инвалидов, которые находятся в зоне риска во время пандемии.
"Если у человека поднимается температура, его помещают в изоляцию. Наш штатный доктор ведет наблюдение за состоянием его здоровья, назначает лекарства. При ухудшении самочувствия человека могут госпитализировать в больницу", – рассказывает директор интерната.
Обязательную термометрию проходят и сотрудники учреждения. Но, несмотря на внимательное отношение к здоровью, в интернате не обошлось без потерь.
Наталья Зычкова признается, что за время пандемии не стало восьми постояльцев. Все они были пожилыми людьми, имели проблемы со здоровьем, по которому коронавирус нанес сокрушительный удар.
Для справки: в интернате проживают 466 человек. Самому пожилому жильцу – почти 101 год.
Также переболели несколько сотрудников учреждения. Некоторым пришлось находиться под контролем врачей в больницах.
Самое сложное правило
Учреждение продолжает принимать новых постояльцев. Ведь, несмотря на коронавирус, остаются люди, которым нужна помощь. Все новенькие обязательно сдают ПЦР-тест. При отрицательном результате они помещаются в отдельную комнату, где пребывают в изоляции две недели.
В целях безопасности в интернате было решено отменить все свидания с родственниками. Это ограничение, говорит Наталья Зычкова, стало самым сложным для пожилых.
"Сейчас они общаются с родными посредством мессенджеров в мобильных телефонах. Конечно, это не доставляет такой радости, как обычное общение. Но мы заметили очень важное изменение. Люди, общаясь со своей семьей по телефону, часто плачут, чего не было раньше. Пандемия заставила нас сделать переоценку наших родственных связей", – говорит она.
Еще одно правило, с которым не могут смириться бабушки и дедушки, – запрет на прогулки в городе. Директор интерната признается, что поначалу люди отнеслись к нему спокойно: они были уверены, что скоро все закончится. Но к лету устали от постоянного нахождения в четырех стенах – тут и началось самое сложное.
"У некоторых жильцов были маленькие срывы. Люди сначала говорили: "Мы уже месяц никуда не выходим". Потом – "Уже три месяца никуда не выходим". А теперь – "Уже полгода никуда не выходим", – рассказывает Зычкова.
Жильцам предлагают гулять на территории интерната. Сотрудники также стараются наполнить их жизнь эмоциями. Например, недавно в интернате прошел концерт. Артистами стали сами работники и постояльцы. Для некоторых пенсионеров это стало большим событием: они вспомнили молодость и надели свои самые красивые платья.
"Многое зависит от того, как мы воспринимаем ситуацию. Конечно, страшно всем – и вам, и нам. Но кто-то должен поддерживать тех, кто находится рядом. Я говорю постояльцам о том, что эти месяцы были самыми сложными, но они позволили нам оценить свою жизнь, подумать о том, как мы живем и зачем", – отмечает Наталья Зычкова.
Читайте также:
- "Мы и поевшие, и чистенько". Как живется старикам в доме престарелых
- Антошка, борщ будешь? Немецкий волонтер помогает людям с инвалидностью
- Постоялица дома престарелых: отдала квартиру, родные решили — сошла с ума